И мне часто приходится указывать студентам на ошибки в презентациях к курсовой и дипломной работе.

Сегодня я расскажу, как правильно оформить презентацию, чтобы ваш доклад произвёл хорошее впечатление на слушателей.

Не важно, какая цель вашей презентации, это может быть:

  • Защита реферата, курсовой или дипломной работы;
  • Доклад о событиях или достижениях;
  • Обзор продукта;
  • Рекламная компания.

Для любой задачи основные принципы правильного оформления презентации всегда одинаковы!

Итак, семь простых советов от Сергея Бондаренко и сайта .

Заключение

Итак, сегодня вы узнали семь простых правил, с помощью которых можно правильно оформить любую презентацию.

И еще один совет для тех, кто читает статьи до конца:

Помните, что презентация должна быть интересной и наглядной , не утомляйте слушателя монотонным текстом или переизбытком ярких цветов. Сделайте маленький праздник на 5-10 минут .

Посмотрите пример интересной презентации, которая выполнена с помощью онлайн-сервиса Prezi:


На сегодня всё, до встречи на сайте IT-уроки. Не забудьте подписаться на новости сайта .

Копирование запрещено , но можно делиться ссылками.

Коммерческий лейтмотив коммуникаций, в которых происходит контакт с заинтересованными сторонами проекта с целью передачи представления о нем, в последние десятилетия рассматривается вполне естественно. В каких случаях представление проекта вызвано деловой и процессуальной необходимостью? Кто является в этих случаях объектом убеждения? Как достигать успеха от проводимой презентации? Какие контактные формы и методы предпочтительны? На эти и другие вопросы, связанные с проектной презентацией, мы постараемся получить ответ.

Типы презентаций проекта

Войдем в информационное поле предметной области. Презентация с позиции эмпирического сознания рассматривается с двух точек зрения. С одной стороны, это целенаправленная процедура, некий этически и традиционно сложившийся ритуал. Он совершается для представления предмета коммуникационного взаимодействия двух сторон: субъекта и объекта убеждающего воздействия. И мы речь ведем о бизнес-коммуникациях, то есть об определенной форме общения между людьми, в котором хотя бы одна из сторон ставит перед собой цель извлечения прибыли или получения иной выгоды.

С другой стороны, презентация в деловой сфере имеет свою сложившуюся визуально-логическую форму. Традиционно такая форма ассоциируется у нас с интерфейсом, дизайном и логикой построения офисного приложения компании Microsoft Power Point. Форма всегда вторична относительно содержания, но она существенно облегчает процедуру представления важной информации в бизнес-коммуникациях. С позиции правил делового оборота такая форма представления выступает как отдельная система сигналов, на которую объект убеждения автоматически настраивает свое восприятие. И с этой точки зрения важно соблюдать определенные правила оформления презентации.

Цепь презентационных событий, связанных с началом и процессом реализации проекта

Мы помним, что проект как уникальное явление, в первую очередь, рассматривается с позиции жизненного цикла инвестиционного мероприятия. Во вторую очередь, проект реализуется как последовательность выполняемых процессных групп. И первые, и вторые имеют между собой определенную логическую связь, которая наиболее полно проявляется во время фиксации вех, важнейших событий проекта, в которые часто возникает вопрос о дальнейшей судьбе уникальной задачи.

В такие переломные моменты можно сформулировать пять основных типов презентации проекта.

  1. Представление основной идеи проекта заказчику. Это событие может происходить, например, на сессии стратегического планирования или в индивидуальном обращении к руководству инициатора проектной реализации.
  2. Презентация проектного мероприятия потенциальным инвесторам. Когда фаза концепции подходит к концу, бизнес-план инвестиционного проекта, как правило, достигает уровня готовности, и появляется возможность представить его для целей решения вопроса о привлечении средств.
  3. После решения вопроса о старте проекта он должен быть представлен команде исполнителей для ознакомления с составом задач, подлежащих решению.
  4. На стадии реализации текущее состояние проекта обязательно должно представляться или проектному комитету, или группе стратегического контроллинга, т.е. органу, который отвечает за то, чтобы тактика реализации корпоративного портфеля была действенной и результативной.
  5. Обзор результатов закрытого проекта, уроки, извлеченные в ходе работы над ошибками, в обязательном порядке докладывается и руководству, и коллегам для накопления знаний компании.

Кто что кому продает?

В литературе считается, что представление проекта инвесторам в момент, когда демонстрируются бизнес-план и его основные итоги, является самым важным событием во всех внешних коммуникациях, связанных с его воплощением. Это действительно так, поскольку цена вопроса здесь самая высокая. Можно сделать безупречный план нового бизнеса на гениальной коммерческой или инновационной идее, но выполнить не совсем грамотное с позиции убедительности представление, и проект окажется несостоятельным.

Такое имеет место быть не только с внешними инвесторами, порой внутренний заказчик в лице первого руководителя компании-проектоустроителя и есть основной инвестор. И ЛПР должно четко осознавать в конце презентации, что проект заслуживает внимания с точки зрения достойной альтернативы другим инвестиционным предложениям. Тем не менее, для нас, как лиц, заинтересованных в успехе проектного замысла, имеют значение результаты представительских действий на всех стадиях его воплощения.

Основные характеристики презентаций проекта, реализуемых на разных фазах его жизненного цикла

Выше вашему вниманию предложена таблица, в которой даны характеристики презентационных мероприятий, связанных с проектом, проводимых на разных этапах его исполнения. Особое место в ней занимают цель и предмет коммуникаций, продажный контекст которых хоть и отдает некоторым цинизмом, тем не менее, наиболее точно отражает реальные задачи, которые ставит перед собой субъект презентации. Презентация планируемого инвестиционного проекта на основании полностью готового бизнес-плана – это не просто акт продажи. Большую роль в ее успехе играет подготовка к мероприятию представления, в которую включается следующее.

  1. Подготовка к убеждающему воздействию на объект коммуникации.
  2. Оформление презентации в Microsoft Power Point.

Почему мы оперируем термином «убеждающее воздействие», когда готовимся представить потенциальным инвесторам бизнес-план и вступить с ними в переговоры? Дело в том, что стратегический инвестор не испытывает недостатка в предложениях. Его переговорная позиция весьма сильна, и в понимании вашего контрагента должно произойти экстраординарное событие, чтобы он обратил внимание на представляемый проект и предлагаемые ему цифры. И это не эффект шоу, не состояние WOW-эффекта, хотя и такое возможно во время презентации. Инвестор может проявить интерес к предложениям, если почувствует профессионализм в многогранных нюансах информации и выступления.

Поэтому очень важно, чтобы стратегия и тактика взаимодействия компании-проектоустроителя и потенциального инвестора выстраивались профессионально. А как известно, профессионализм не терпит чистого искусства и экспромта. Доля технологии и кропотливой рутины никак не может быть меньше 80%. Отсюда следует, что требуется системный технологический подход к презентации. Таким подходом может быть технология убеждающего воздействия (УВ). Во-первых, она не чужда продажным коммуникациям, во-вторых, она системна.

Правила УВ для презентации проекта

Допустим, мы имеем дело с проектом по производству и выводу на рынок новой продукции. Под него компания намерена создать отдельную единицу бизнеса. Бизнес-план разработан группой в составе экономиста по инвестициям, маркетолога и заместителя главного инженера. Генеральный директор лично договорился о презентации проекта с тремя крупными инвесторами, его давними знакомыми. Вопрос: кто должен готовить и проводить встречу с презентацией? Ответ: уровень личностной силы докладчика должен быть релевантным уровню объекта убеждения, то есть непосредственно фигуры потенциального инвестора, или ниже его, но не более, чем на две ступени условной иерархии.

Большое значение имеют коммуникативные навыки докладчика, его убедительность и способность демонстрировать внутреннее равновесие и уверенность. Предположим, подходящий человек есть – это коммерческий директор, который к тому же разбирается в вопросах экономики. В таком случае, правильно было бы подготовить презентацию группой разработчиков бизнес-плана, а само представление сделать от лица названного выше руководителя в присутствии генерального директора. Такая тактика бывает оправданной, особенно если именно коммерческий директор планируется на роль куратора проекта.

Общая модель формирования состояния убедительности и убежденности субъекта УВ

Подготовка к выступлению должна быть тщательной и занимать время в соотношении 10:1. Иными словами, если длительность презентации составит 15 минут, то подготовка должна быть не менее 2,5 часов. В подготовке субъекту УВ может помочь представленная выше модель формирования нужного внутреннего состояния. При этом нашему докладчику следует применить определенные правила.

  1. Уточнить цель выступления, вербализовать ее и прописать на бумаге.
  2. Несколько раз пройтись по презентации вместе с группой разработки до тех пор, пока все существенные моменты бизнес-плана не будут уяснены полностью.
  3. Проверить свою конгруэнтность, принятие идеи проекта. Поднять уровень своей убежденности, трансформируя собственные страхи или состояние эйфории в форму спокойной уверенности. Это самая сложная задача подготовки, зависящая от личной силы человека.
  4. Проработать социологический и психологический портрет объекта убеждения – потенциального инвестора. Главная тактика презентации – найти вербальные атрибуты единой системы ценностей со слушателем и сделать акценты на ее добродетельных сторонах. Например, инвестор может высоко оценить честность в оценке возможных рисков, кропотливость в подтверждении и обосновании данных и т.д.
  5. Выстроить логику выступления в парадигме технологии убеждающего воздействия. В презентации должны прозвучать основные аргументы, среди которых доминировать будет хороший потенциал нормы доходности.
  6. Поработать над своим внешним имиджем, дооформить презентацию образными выражениями, метафорами, сравнениями. Наполнить выступление живостью, артистизмом, энергией. Это достигается за счет процедуры самотренинга.
  7. Подготовиться к возможным вопросам и полемике. Отработать организационно-процедурный аспект презентации (техника, помещение, возможные помехи и т.п.).

Оформление и выступление

В настоящей статье я не пытаюсь научить искусству презентации или технологиям убеждения. Для этого существуют подробные монографии, длительные семинары и тренинги. Мне бы хотелось расставить некоторые акценты, чтобы оказавшись в роли докладчиков перед инвесторами, мы чаще достигали успеха. Под успехом презентации я понимаю возникший со стороны слушателей интерес. Тогда проект получает свой шанс, на него обращают внимание, и переговоры об участии инвесторов в бизнесе могут иметь продолжение.

Также я не рассматриваю исключительного случая презентации бизнес-плана, который подготовил предприниматель в надежде найти партнера по бизнесу или заемщика на приемлемых условиях. Нас интересует более широкий вариант, когда действующая компания ставит перед собой цель привлечь дополнительные средства стратегического инвестора или инвестиционного банка. Чтобы сделать грамотную презентацию, требуются определенные усилия и выполнение ряда рекомендаций оформительского и процедурного уровней.

Типовая структура и содержание презентации проекта

Типовая структура и содержание презентации проекта. Продолжение.

Выше показана типовая структура презентации. Ее цель состоит в обеспечении наглядного и лаконичного представления о проекте. Важно сделать выступление кратким, на доклад отводится 7-8 минут и столько же времени планируется на возможные вопросы. Правила оформления презентации просты:

  • популярный незамысловатый шрифт;
  • размер шрифта не менее 14;
  • максимум 3 цвета на слайде;
  • высокий контраст изображения;
  • отсутствие сложной анимации;
  • умеренное применение диаграмм, графиков и рисунков;
  • отказ от трехмерных диаграмм, колонтитулов и всего, что может отвлечь внимание;
  • использование правила «1х6х6» (одна идея в одном слайде, максимум шесть строчек в слайде, максимум шесть слов в строчке).
  1. Перед докладом войти во внутреннее равновесное состояние.
  2. Представиться.
  3. Помнить, что вы совершаете акт убеждающего воздействия с целью возбудить интерес к проекту.
  4. «Продавать» в коммуникации компанию, выгоды проекта и проектную команду.
  5. Иметь тезисы выступления в кармане и говорить своими словами.
  6. В конце выступления совершить действия по «закрытию сделки» путем лаконичного призыва к действию, например: «обращаю внимание на выгодность предложения и надежность расчетов».
  7. После вероятных вопросов кратко описать дальнейший план действий по взаимодействию сторон.

В настоящей статье мы рассмотрели основные типы презентаций, выполняемых на стадиях реализации инвестиционного проекта. Самая сложная из них состоит в представлении итогов бизнес-планирования потенциальным инвесторам или кредитным учреждениям. Несомненно, такой опыт находится на острие коммуникационных навыков высокого класса. И в этом я желаю успеха не только PM, но и руководителям высшего звена управления, ибо соблюсти достоинство в роли просящего – задача отнюдь не простая, как может показаться на первый взгляд.

В сегодняшней статье мы подробно рассмотрим как сделать презентацию, какие проблемы возникают при изготовлении, на что следует обратить внимание. Разберем некоторые тонкости и хитрости.

Вообще, что это такое? Лично, дал бы простое определение - это краткое и наглядное представление информации, помогающее докладчику более детально раскрыть суть его работы. Сейчас их используют не только бизнесмены (как раньше), но и простые студенты, школьники, да в общем, во многих сферах нашей жизни!

Как правило, презентация состоит из нескольких листов, на которых представляют изображения, диаграммы, таблицы, краткое описание.

И так, начнем разбираться со всем этим подробно...

Основные составляющие

Основная программа для работы - это Microsoft PowerPoint (причем, она есть на большинстве компьютеров, т. к. идет вместе в комплекте с Word и Excel).

Пример презентации.

Текст

Самый лучший вариант, если вы сами в теме презентации и сами можете написать текст из личного опыта. Для слушателей это будет интересно и увлекательно, но такой вариант подойдет не для всех.

Можно обойтись книгами, особенно, если у вас на полке неплохая коллекция. Текст из книг можно отсканировать и распознать, а далее перевести в формат Word. Если у вас нет книг, или их мало, можно воспользоваться электронными библиотеками.

Кроме книг, хорошим вариантом могут стать рефераты, возможно даже те, которые вы сами писали и сдавали ранее. Можно воспользоваться популярными сайтами из каталога. Если собрать несколько интересных рефератов по нужной тематике - может получиться отличная презентация.

Не лишним будет просто поискать статьи в интернете на различных форумах, блогах, сайтах. Очень часто попадаются отменные материалы.

Картинки, схемы, графики

Конечно, самым интересным вариантом были бы ваши личные фотографии, которые вы сделали в процессе подготовки к написанию презентации. Но можно обойтись и поиском Яндекса. К тому же, не всегда есть время и возможности для этого.

Графики и схемы можно начертить самому, если у вас есть какие-то закономерности, или вы считали что-нибудь по формуле. Например, для математических расчетов, есть интересная программа для составления графиков graph.

Если не сможете найти подходящую программу, график можно составить и вручную, нарисовать в Excel"e, или просто на листе бумаге, а затем его сфотографировать или отсканировать. Вариантов много...

Видео

Снять качественное видео - дело не простое, да еще и затратное. Одна видеокамера не всем по карману, а еще нужно правильно обработать видео. Если у вас есть такая возможность - непременно используйте ее. А мы попробуем постараться обойтись...

Если качеством видео можно несколько пренебречь - вполне для записи сойдет и мобильный телефон (во многих "средней" ценовой категории мобильников установлены камеры). Некоторые вещи можно снять и им, чтобы показать детально какую-то конкретную вещь, которую сложно объяснить на картинке.

Кстати, многие популярные вещи уже кто-то снял и их можно найти на youtube (или на других хостингах видео).

И еще один интересный вариант создания видео - его можно записать с экрана монитора, причем добавить еще и звуковое сопровождение, например, свой голос, рассказывающий что происходит на экране монитора.

Пожалуй, если у вас все вышеперечисленное уже есть и лежит на жестком диске, можно приступить делать презентацию, точнее к ее оформлению.

Как сделать презентацию в PowerPoint

Прежде чем переходить к технической части, хотелось бы остановиться на самом главном - плане выступления (доклада).

План

Какой бы ни была красивой ваша презентация - без вашего выступления она всего лишь набор картинок и текста. Поэтому, прежде чем начинать делать, определитесь с планом вашего выступления!

Во-первых, кто будут слушатели вашего доклада? Какие у них интересы, что больше бы им понравилось. Порой успех зависит больше не от полноты информации, а от того, на чем вы сфокусируете внимание!

Во-вторых, определите главную цель вашей презентации. Что она доказывает или опровергает? Возможно, она рассказывает о каких-то методах или событиях, вашем личном опыте и пр. Не следует мешать разные направления в один доклад. Поэтому сразу определитесь с концепцией своего выступления, продумайте, что вы будете говорить вначале, в конце - и, соответственно, какие слайды и с какой информацией вам понадобятся.

В-третьих, большинство докладчиков не могут правильно рассчитать время своего доклада. Если вам дают совсем немного времени - то делать огромный доклад с видео и звуками - почти нет смысла. У слушателей не будет времени даже просмотреть ее! Гораздо лучше, сделать небольшое выступление, а остальной материал разместить в другой статье и всем заинтересовавшимся - скопировать ее на носители.

Работа со слайдом

Обычно, первое что делают, при начале работ над презентацией - это добавление слайдов (т. е. страничек, которые будут содержать текстовую и графическую информацию). Сделать это просто: запускаете Power Point (кстати, в примере будет показана версия 2007), и нажимаете "главная/создать слайд".

Кстати, слайды можно удалять (щелкните в колонке слева по нужному и нажмите клавишу DEL, перемещать, менять между собой местами - при помощи мышки).

Как мы уже заметили, слайд у нас получился самый простой: заголовок и текст под ним. Чтобы была возможность, например, разместить текст в две колонки (легко сравнивать объекты при таком расположении) - можно изменить макет слайда. Для этого щелкаем правой кнопкой мышки по слайду слева в колонке и выбираем настройку: "макет/...". См. на картинку ниже.

Я добавлю еще пару слайдов и моя презентация будет состоять из 4-х страничек (слайдов).

Все страницы нашей работы - пока белые. Неплохо было бы придать им какой-нибудь дизайн (т.е. выбрать нужную тему). Для этого откройте вкладку "дизайн/темы".

Теперь наша презентация уже не такая блеклая...

Пора перейти к редактированию текстовой информации нашей презентации.

Работа с текстом

С текстом в Power Point работать просто и легко. Достаточно нажать в нужный блок мышкой и вписать текст, либо просто его скопировать и вставить из другого документа.

Так же при помощи мышки его можно легко переместить или повернуть, если зажать левую кнопку мышки на границе рамочки, окружающей текст.

Кстати, в Power Point, как и в обычном Word, подчеркиваются красной чертой все слова, написанные с ошибками. Поэтому обращайте внимание на орфографию - очень неприятно, когда на презентации видишь грубые ошибки!

В своем примере я добавлю текст на все странички, получится примерно следующее.

Редактирование и вставка графиков, диаграмм, таблиц

Диаграммы и графики, обычно, применяются для того, чтобы наглядно продемонстрировать изменение одних показателей, относительно других. Например, показать прибыль этого года, относительно прошлого.

Для вставки диаграммы, нажмите в программе Power Point: "вставка/диаграммы".

Для вставки таблиц, нажмите на: "вставка/таблица". Обратите внимание, что вы сразу же можете выбрать количество строк и столбцов в создаваемой табличке.

Работа с медиа

Современную презентацию очень сложно представить без картинок. Поэтому вставлять их крайне желательно, ведь большинству людей будет скучновато, если не будет интересных снимков.

Для начала не мельчите! Старайтесь не размещать много картинок на одном слайде, лучше сделайте картинки по крупнее и добавьте еще один слайд. С задних рядов, иногда, очень сложно разглядеть маленькие детали изображений.

Добавить картинку просто: жмете "вставка/изображения". Далее выбираете место, где хранятся у вас картинки и добавляете нужную.

Вставка звука и видео очень похожи по своей сути. Вообще, эти вещи не всегда и везде стоит включать в презентацию. Во-первых, не всегда и не везде уместно, если у вас будет звучать музыка посреди молчания слушателей, пытающихся проанализировать вашу работу. Во-вторых, на компьютере, на котором вы будете представлять свою презентацию может не оказаться нужных кодеков или еще каких-либо файлов.

Для добавления музыки или фильма, щелкните: "вставка/фильм(звук)", далее укажите место на вашем жестком диске, где лежит файл.

Программа вас предупредит, что при просмотре данного слайда она автоматически начнет воспроизводить видео. Соглашаемся.

Наложение эффектов, переходов и анимации

Наверное, многие видели на презентациях, и даже в фильмах, что между некоторыми кадрами сделаны красивые переходы: например, кадр как страница книги, перелистывается на следующий лист, или плавно растворяется. То же самое можно сделать и в программе power Point.

Для этого выберите нужный слайд в колонке слева. Далее в разделе "анимация" выберите "стиль перехода". Здесь можно выбрать десятки разных смен страниц! Кстати, при наведении на каждую - вы будете видеть, как страничка будет отображаться при демонстрации.

Важно! Переход действует только на один слайд, который вы выбрали. Если вы выбрали первый слайд, то запуск начнется с этого перехода!

Как не допустить ошибок

  1. Проверяйте орфографию. Грубые орфографические ошибки могут полностью испортить общее впечатление о вашей проделанной работе. Ошибки в тексте подчеркиваются красной волнистой чертой.
  2. Если вы использовали звук или фильмы в своей презентации, и собираетесь ее представлять не со своего ноутбука (компьютера), то скопируйте эти мультимедиа файлы вместе с документом! Не лишним будет взять кодеки, которыми они должны воспроизводиться. Очень часто оказывается, что на другом компьютере отсутствуют данные материалы и вы не сможете продемонстрировать в полном свете свою работу.
  3. Следует из второго пункта. Если вы планируете распечатать доклад, и представить ее в бумажном виде - то не добавляйте в нее видео и музыку - все равно не будет видно и слышно на бумаге!
  4. Презентация – это не только слайды с картинками, ваш доклад – очень важен!
  5. Не мельчите – с задних рядов увидеть мелкий текст затруднительно.
  6. Не используйте блеклых цветов: желтый, светло серый и пр. Лучше замените их на черный, темно-синий, бардовый и пр. Это позволит слушателям более четко видеть ваш материал.
  7. Последний совет, наверное, очень пригодится студентам. Не откладывайте разработкуна последний день! По закону подлости - в этот день все будет идти наперекосяк!

В этой статье, в принципе, мы с вами создали самую обычную презентацию. В заключении не хотелось бы останавливаться на каких то технических моментах, или советах о использовании альтернативных программ. В любом случае, основа - это качество вашего материала, чем интереснее ваш доклад (добавьте к этому фото, видео, текст) - тем лучше будет ваше выступление. Удачи!

созерцатель

1.Выполнили мы то, что задумали? Мы выполнили то, что задумали. Желаем продолжать начатое дело, есть новые идеи. 2.Получилось ли сделать то, что мы записали как главный результат проекта? Мы создали фирму, придумали листовки, мы выступали с докладами. Результат получился. 3.Все ли получилось так, как мы задумали? Все получилось так, как мы задумали и даже больше – электронное сопровождение презентации. 4.Что было сделано хорошо? Анкетирование и листовки. 5.Что было сделано плохо? Не очень хорошо получилась работа с дневниками наблюдения. 6.Что было выполнить трудно? Самостоятельно делать записи в дневниках наблюдений; писать доклады по научным текстам. 7.Что было сделать легко? Эмблемы было сделать легко. 8.Что понравилось в проекте? Очень понравилась презентация проекта в МОУ СОШ №2. 9.Кто мог бы сказать спасибо нам за этот проект? Люди, которые любят комнатное цветоводство. Нам уже сказали спасибо: Сабахова Р. Ю., Кинцель Н. В., Скирневская О. Г., Соловьева М. И.. 10.Какие проекты мы могли бы еще сделать? Снять фильм о комнатных растениях, если бы был цифровой фотоаппарат; проект: «Чисто там, где не сорят».

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Хотя чужое знание может нас кое-чему научить, Мудр бываешь лишь собственной мудростью. М.Монтень

3 слайд

Описание слайда:

Вся наша жизнь - череда различных проектов. Задача учителя научить ребёнка планировать и успешно реализовывать свои жизненные проекты.

4 слайд

Описание слайда:

Цели проектной деятельности. Повышение личной уверенности каждого участника проектной деятельности, его самореализации и рефлексии. Развитие осознания значимости коллективной работы, сотрудничества для получения результатов процесса выполнения творческих заданий. Развитие исследовательских умений.

5 слайд

Описание слайда:

Проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

6 слайд

Описание слайда:

Проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.

7 слайд

Описание слайда:

Проект есть слияние теории и практики, он заключает в себе не только постановку определённой умственной задачи, но и практическое её выполнение. Чтобы понять сущность данного метода, полезно обратиться к понятиям «проект» и «метод». Проект (от лат. «projectus», буквально-брошенный вперёд) замысел, план. Метод - (от греч. «мethodos» – путь исследования, теория, учение) понимают способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приёмов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности. Метод проектов – это система учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий учащихся и обязательной презентации результатов их работы.

8 слайд

Описание слайда:

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Чтобы добиться результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.

9 слайд

Описание слайда:

Требования к учебному проекту – совершенно особые: 1.Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической. 2.Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных. 3.Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы. 4.Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт. 5.Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.

10 слайд

Описание слайда:

То есть проект – это “пять П”: Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация. Шестое “П” проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др. Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт!

11 слайд

Описание слайда:

Образовательный проект – это форма организации занятий, предусматривающая комплексный характер деятельности всех его участников по получению образовательной продукции за определённый промежуток времени – от одного урока до нескольких месяцев.

12 слайд

Описание слайда:

Принципы организации проектной деятельности 1. Проект разрабатывается по инициативе учащихся. Тема проекта для всего класса может быть одна, а пути его реализации в каждой группе - разные. Возможно одновременное выполнение учащимися разных проектов. 2. Проект является значимым для ближайшего и опосредованного окружения учащихся – одноклассников, родителей, знакомых. 3. Работа по проекту является исследовательской. 4. Проект педагогически значим, то есть учащиеся приобретают знания, строят отношения. Овладевают необходимыми способами мышления и действий. 5. Проект заранее спланирован, сконструирован, но вместе с тем допускает гибкость и изменения в ходе выполнения. 6. Проект ориентирован на решение конкретной проблемы, его результат имеет потребителя. Цели проекта сужены до решаемой задачи. 7. Проект реалистичен, ориентирован на имеющиеся в распоряжении школы ресурсы. Название, количество, последовательность, содержание и стиль структурных элементов проекта формулируются на основе конкретных целей и задач.

13 слайд

Описание слайда:

Роль учителя -помогает ученикам в поиске нужных источников; -сам является источником информации; -координирует весь процесс; -поощряет учеников; -поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом.

14 слайд

Описание слайда:

Работа над проектом стимулирует истинное учение самих учеников, т. к. она: -личностно-ориентирована; -использует множество дидактических подходов; -мотивируема, что означает возрастание интереса и вовлечённости в работу по мере её выполнения; -поддерживает педагогические цели на всех уровнях; -позволяет учиться на своём опыте и опыте других в конкретном деле; -приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего труда;

15 слайд

Описание слайда:

В ходе проектирования (по И.Д. Чечель) самым сложным для учителя является выполнение роли независимого консультанта, удерживающегося от подсказки даже в случае, если ученики «идут не туда». Для ученика же трудностями могут быть: а) постановка ведущих и текущих (промежуточных) целей и задач; б) поиск пути их решения; в) осуществление оптимального выбора при наличии альтернатив; г) аргументация выбора; д) сравнение полученного результата с требуемым; е) корректировка (при необходимости) результата; ж) объективная оценка самой деятельности и другие позиции.

16 слайд

Описание слайда:

Правила успешности проектной деятельности: В команде нет лидеров. Все члены команды равны. Команды не соревнуются. Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и оттого, что они вместе выполняют проектное задание. Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе. Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Не должно быть так называемых «спящих партнеров. Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание

17 слайд

Описание слайда:

Использование исследовательских методов, что предполагает: - определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования; - выдвижение гипотезы их решения; - обсуждение методов исследования; - оформление конечных результатов; - анализ полученных данных; - подведение итогов; - корректировка; - получение выводов (через использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола», творческих отчетов, защиты проекта и т.д.

18 слайд

Описание слайда:

Структурные элементы проектной технологии: Презентация ситуаций, позволяющих выявить одну или несколько проблем по обсуждаемой тематике. Выдвижение гипотез решения выявленной проблемы («мозговой штурм»). Обсуждение и обоснование каждой из гипотез. Обсуждение методов проверки принятых гипотез в малых группах (в каждой группе по гипотезе), обсуждение возможных источников информации для проверки выдвинутой гипотезы. Обсуждение оформления результатов. Работа в группах над поиском фактов, аргументов, подтверждающих или опровергающих гипотезу. Защита проектов (гипотез решения проблемы) каждой из групп с оппонированием со стороны всех присутствующих. Выдвижение новых проблем.

19 слайд

Описание слайда:

Проекты охватывают огромное количество задач. Задачи проектов могут быть разделены на следующие группы: Индивидуальные навыки: - Определять задачи, которыми стоит заниматься. Формировать независимые суждения. - Развивать личный интерес и углублять знания в определённой области. Приобретать навыки самоорганизации. - Развивать практические навыки. Создавать что-либо своё. -Делать то, что имеет практическое применение, что-либо уникальное. - Развивать способность справляться с новыми проблемами. Собирать и анализировать новую информацию. - Изучать и внедрять в практику стратегии разрешения проблем (алгоритмы решения задач). Учиться анализировать и оценивать чужую работу. - Научиться быть более активными. Развивать в себе инициативность.

20 слайд

Описание слайда:

Междисциплинарные навыки: - «Выходить» за пределы одного предмета. - Интегрировать знания, получаемые из различных источников. - Научиться воспринимать факты, точки зрения и ситуации в незнакомых ракурсах. - Учиться быть готовым к противоречивым, спорным утверждениям. Навыки работы в группах: - Учиться работать в группах. - Учиться возглавлять команду и организовывать проведение встреч. -Участвовать в процессе принятия решений. Приобретать навыки сотрудничества. - Развивать чувство такта и дипломатичность. - Руководить и направлять деятельность в процессе проекта. Работа с самосознанием: - Изучать свои сильные и слабые стороны. Получать чувство удовлетворения от проделанной работы. - Давать реальную оценку своим возможностям по отношению к поставленной задаче. Добиваться чувство автономии и свободы.

21 слайд

Описание слайда:

Навыки общения: - Выносить свою работу на обсуждение в ясной и эффектной форме (письменно или устно). - Совершенствовать навыки убедительной, логически построенной аргументации. - Развивать навыки восприятия информации на слух и постановки вопросов в процессе выбора и усвоения информации. - Учиться писать понятный и грамотный отчёт о проделанной работе.

22 слайд

Описание слайда:

Во-первых, это сформированность у учащихся ряда коммуникативных умений, лежащих в основе эффективных социально-интеллектуальных взаимодействий в процессе обучения, к которым относится: умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации “дефицита” информации или способов действий); умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали); умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать свое мнение, аргументировано, его доказывать); умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).

23 слайд

Описание слайда:

Во-вторых, вторым показателем готовности младших школьников к проектной деятельности выступает развитие мышления учащихся, определенная “интеллектуальная зрелость”. Прежде всего, имеется в виду сформированность обобщенности умственных действий как интегративной характеристики, включающей в себя: развитие аналитико-синтетических действий; сформированность алгоритма сравнительного анализа; умение вычленять существенный признак, соотношение данных, составляющих условие задачи; возможность выделять общий способ действий; перенос общего способа действий на другие учебные задачи.

24 слайд

Описание слайда:

В качестве третьего показателя готовности младших школьников к эффективной проектной деятельности рассмотрим опыт развернутой, содержательной, дифференцированной самооценочной и оценочной деятельности, которая способствует формированию у детей следующих необходимых умений: адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников; обоснованно и доброжелательно оценивать как результат, так и процесс решения учебной задачи с акцентом на положительное; выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания, замечания.

25 слайд

Описание слайда:

В использовании проектного метода в начальных классах эффективна следующая последовательность его модификаций: от недолговременных (1-2 урока) однопредметных проектов к долговременным, межпредметным, от личных проектов к групповым и общеклассным.

26 слайд

Описание слайда:

В целом в проектной деятельности младших школьников можно выделить следующие этапы, соответствующие учебной деятельности: мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи); планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности); информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником); рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).

27 слайд

Описание слайда:

1-й этап УЧИТЕЛЬ ученик 2-й и 3-й этапы учитель УЧЕНИК Последний этап УЧИТЕЛЬ ученик

28 слайд

Описание слайда:

Как сделать так, чтобы работа учащихся действительно была проектной, чтобы она не сводилась к просто самостоятельной работе по какой-либо теме? Прежде всего, начиная работу над проектом, учитель пробуждает в учащихся интерес к теме проекта. Тема учебного плана и тема проекта – это разные темы. Тема проекта должна быть сформулирована естественным для детей языком и так, чтобы вызвать их интерес. Это может быть рассказанная сказка, притча, разыгранная инсценировка или просмотренный видеосюжет. Тема должна быть не только близка и интересна, но и доступна, т.к. это младшие школьники.

29 слайд

Описание слайда:

Затем на этапе погружения в проект учитель очерчивает проблемное поле. Из проблемы проекта, полученной в результате проблематизации, вытекают цель и задачи проекта. Задачи проекта – организация и проведение определенной работы для поиска способов решения проблемы проекта. Таким образом, погружение в проект требует от учителя глубокого понимания всех психолого-педагогических механизмов воздействия на учащихся.

30 слайд

Описание слайда:

На втором этапе организуется деятельность детей. Если проект групповой, то необходимо организовать детей в группы, определить цели и задачи каждой группы. По необходимости определить роль каждого члена группы. На этом же этапе происходит и планирование работы по решению задачи проекта. Оно может быть параллельным или последовательным.

31 слайд

Описание слайда:

После того как спланирована работа, пора действовать. И это уже третий этап. Здесь учитель вообще может “ потеряться”, т.е. Стать эдаким “малюсеньким наблюдателем”. Ребята все делают сами. Безусловно, степень самостоятельности зависит от того, как мы их подготовили. Когда детям не хватает знаний, каких-то умений, наступает благоприятный момент для подачи нового материала. Учитель на контроле: нормально ли идет ход деятельности, каков уровень самостоятельности.

32 слайд

Описание слайда:

Этап презентации как одна из целей проектной деятельности и с точки зрения ученика, и сточки зрения учителя бесспорно обязателен. Он необходим для завершения работы, для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов. Результатом работы над проектом является найденный способ решения его проблемы.

33 слайд

Описание слайда:

В процессе проектной деятельности формируются следующие общеучебные умения и навыки: 1.Рефлексивные умения: - умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний; - умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи? 2.Поисковые (исследовательские) умения: - умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей; - умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле; - умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста); - умение находить несколько вариантов решения проблемы; - умение выдвигать гипотезы; - умение устанавливать причинно-следственные связи. 3.Навыки оценочной самостоятельности.

34 слайд

Описание слайда:

4.Умения и навыки работы в сотрудничестве: - умение коллективного планирования; - умение взаимодействовать с любым партнером; - умения взаимопомощи в группе в решении общих задач; - навыки делового партнерского общения; - умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы. 5.Коммуникативные умения: - умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.; - умение вести дискуссию; - умение отстаивать свою точку зрения; - умение находить компромисс; - навыки интервьюирования, устного опроса и т.п. 6.Презентационные умения и навыки: - навыки монологической речи; - умение уверенно держать себя во время выступления; - артистические умения; - умение использовать различные средства наглядности при выступлении; - умение отвечать на незапланированные вопросы.

35 слайд

Описание слайда:

Проблемы, затрудняющие переход детей на более высокую ступень образования: низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе; неумение следовать прочитанной инструкции, ярко выраженное в неспособности внимательно прочитать текст и выделить последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием; разрыв между поисковой, исследовательской деятельностью учащихся и практическими упражнениями, в ходе которых отрабатываются навыки; отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную.

36 слайд

Описание слайда:

Одновременно проектные работы детей представляют собой один из способов контроля обучающихся, которому придаётся огромное значение в рамках учебного процесса, поскольку: успешный самостоятельный творческий поиск является показателем глубокого усвоения знаний и творческого развития личности; знания проявляются в нестандартной, новой ситуации с использованием умений детей из разных образовательных областей; выявляется уровень личностного отношения учащихся к учебному труду; проявляется умение работать в коллективе и способность брать на себя ответственность за качество выполненной работы; детьми проявляется учебная инициатива и самостоятельность, происходит их становление как личностей, способных активно действовать в современной жизни.

37 слайд

Описание слайда:

Структура подготовки и проведения проектных дней представлена в таблице. Название этапа Содержание работ Время исполнения Подготовительный этап работы групп учащихся (индивидуальных) над проектом - определение темы исследования; - выделение предполагаемых направлений работ; - составление плана; - определение консультаций с учителем; - начало выполнения проекта. За неделю до проектного дня Подготовительный этап работы групп учащихся (индивидуальных) над проектом - определение проблемы и задач исследования (использование в ходе совместного поиска метода “круглого стола”); - выдвижение гипотез и способов решения; - обсуждение методов исследования (эксперимента, наблюдений и т.д.); - распределение работы между участниками группового проекта; - начало работы по сбору информации. За два - три дня до начала проекта (в зависимости от темы)

38 слайд

Описание слайда:

Основной этап - продолжение работы по сбору информации; - самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся по реализации проекта; - систематизация и анализ полученных данных; - обсуждение способов оформления конечных результатов; - подведение итогов, оформление результатов. В день выполнения проекта. Заключительный этап - презентация проекта; - представление результатов выполненных проектов в виде материального продукта (альбом, книга, газета, доклад, макет, модель, план, схема, график, рисунок и т.п.); - рефлексия. В день проекта или на следующий день (в зависимости от темы).

Описание слайда:

Замечательное чувство – знать, что ты сам строишь мир. (А.Азимов) Проповедь самых высоких идеалов не служит ничему, если не видит положительного пути к их достижению. (А.Барбюс) Воспитание – великое дело: им решается участь человека. (В.Белинский) Самая большая трагедия для мыслящего человека – остывание страсти к познанию. (Е.Богат) Ты слеп, а я глух и нем, так давай же возьмёмся за руки и постараемся понять друг друга. (Д.Джебран) Секрет успешного воспитания лежит в уважении к ученику. (Р.Эмерсон) Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника. (В.Даль)