Из-за эйфории по поводу позитивных последствий использования информационных технологий (ИТ) происходит недооценка или игнорирование сопряженных с ним рисков – зачастую крайне серьезных. Поговорим о некоторых из них.

Введение

К рассмотрению негативных последствий использования ИТ меня подтолкнули древняя мудрость и мой личный опыт. Известная пословица гласит: «Не все то золото, что блестит». Как профессор информатики (вычислительной техники) я, естественно, сосредоточен на положительных аспектах использования ИТ в образовании и в научных исследованиях. Если честно, ранее я пробовал заметить, что использование ИТ для решения проблемы не делает это решение автоматически «хорошим/лучшим» (то есть действительно способным решить проблему), но тогда никто и слушать об этом не хотел.

Эйфория по поводу ИТ сохранилась и по сей день. Что следует особо подчеркнуть, так это то, что пользователь получает преимущество не непосредственно от ИТ, а от их использования для решения своих задач. Вторым источником мотивации послужило моe членство во временном комитете по подготовке нынешней Межправительственной программы ЮНЕСКО «Информация для всех». Ее предшественниками были Межправительственная программа по информатике и Общая информационная программа (IIP и PGI). Основанием для «слияния» этих двух программ было потенциальное преимущество от более тесного сотрудничества и взаимообогащения программ, а также от быстрого развития информационнокоммуникационных технологий (ИКТ). Были определены миссия и цель Программы, и ее ключевым понятием стала «информация». Одним из непреднамеренных последствий этой «инновации» оказалось то, что информатика была отброшена или заменена информацией. И, что еще хуже, специалистам в сфере информатики места в Программе тоже не нашлось.

Преимущество науки и техники – решение проблем

На протяжении всей истории человечества «новые идеи (продукт нематериальной формы)» помогали людям преодолевать трудности, улучшать качество своей жизни, выживать. В современном обществе ситуация не изменилась: новые идеи часто принадлежат науке и технологиям. Обе эти области способствуют разрешению насущных проблем человечества. Неудивительно, что люди благодарны за эту помощь и ценят ее. Однако есть другие аспекты решения проблем, которые люди упускают из виду (а может, вынуждены игнорировать, или недооценивают, или просто не хотят принять во внимание). Исключение, пожалуй, составляет финансовый аспект. Мир аспектов решения проблем, конечно, намного сложнее, чем нам представляется. Он охватывает стоимость (экономические аспекты), экологические последствия, культуру, этику и т.д.

Компьютеры – информационные технологии – информация

Компьютеры произвели прорыв в сфере решения проблем, первоначально – связанных с числовыми вычислениями. Они полностью изменили представление о вычислениях – скорость, объем и т.д. Появлялось все больше и больше направлений использования: нечисловые вычисления, неалгоритмические вычисления, использование искусственного интеллекта и, среди прочего, обработка информации. Появились новые отрасли науки и техники, такие как информатика и информационные технологии, а ключевым объектом использования ИТ стала информация. ИТ обеспечили доступ, хранение и обработку информации в режиме реального времени. Они привнесли в организацию сети, в первую очередь Интернета, новый тип связи и вычислений. Они стали социально-экономическим явлением. Тем не менее мы все равно должны иметь в виду, что преимущества ИТ связаны с их использованием как инструмента для решения задач.

«Зеленые» информационные технологии

Развитие технологии приводит к инновациям, которые обычно улучшают функциональность или снижают стоимость технологических систем. Об особенностях ИТ лучше всего говорит так называемый закон Мура. Он гласит, что на протяжении всей истории вычислительной техники число транзисторов на интегральных схемах удваивается примерно каждые два года. Как следствие, рынок предлагает новые, более мощные и более дешевые компьютеры и давит на потребителей, чтобы те заменили свои «старомодные» компьютеры на более современные.

Даже если снять вопрос о реальной причине замены компьютера, который вполне соответствует нашим потребностям и ожиданиям, всегда возникает другая проблема: что делать со старым устройством (это справедливо для любого технологического оборудования)? Компьютеры внезапно становятся мусором, отходами, негативно влияющими на окружающую среду. Сначала эта проблема недооценивалась и игнорировалась, но позже последствия становились все более серьезными, и теперь мы приняли программу «зеленый компьютер» или «экологически ориентированная компьютерная техника». В то время как «зеленые компьютеры» больше нацелены на компьютерные технологии, зеленые информационные технологии связаны преимущественно с использованием компьютера. 13 февраля 2003 г. Европейский союз принял Директиву о запрете ряда опасных веществ (RoHS - Restriction of Hazardous Substances), законодательно запрещающую использование шести опасных материалов в производстве различных видов электронного и электрического оборудования. Она тесно связана с Директивой Европейского союза по утилизации электрического и электронного оборудования, которая устанавливает задачи по сбору, утилизации и ремонту электрических товаров и является частью законодательной инициативы, направленной на снижение огромного количества токсичных электронных отходов. Эта Директива, безусловно, важна, но я хотел бы еще раз подчеркнуть важную роль каждого отдельного пользователя: именно он решает, когда и какой компьютер ему покупать и как им пользоваться.

Информационные технологии и образование

Чтобы использовать ИТ, необходимо обладать соответствующими знаниями или специальным образованием. Так ИТ становятся предметом и объектом изучения. Это отличный инструмент для обучения (несомненно, лучший в истории). ИТ сопровождаются информационным взрывом и обеспечивают актуальность знаний. Обучение становится все более и более важным, а непрерывное образование стало неотъемлемой частью нашей жизни. Знания, необходимые для использования ИТ, привели к появлению новой грамотности – компьютерной, информационной, медиаграмотности. Эта новая грамотность является сегодня частью учебных программ на каждом уровне образования. ИТ позволяют получать доступ к информации в режиме реального времени вне зависимости от места нахождения, хранить и обрабатывать ее. Это, разумеется, имеет положительные последствия для образования, поскольку обеспечивается доступность образовательных ресурсов в различных режимах, возможность демонстрации динамических процессов и т.д. Легкость представления и доступность информации онлайн нашли свое выражение в лозунге «Все онлайн/В Сети есть все».

Одним из негативных последствий такой ситуации является соблазн представить контент в качестве своего собственного продукта, то есть соблазн плагиата. Еще одна проблема ИТ и образования – это гендерное неравенство. Частным случаем является образование ИТ-специалистов. Доля студенток Словацкого университета в Братиславе, обучающихся на программах ИТ, варьируется от 3 до 10%. В других университетах ситуация в целом такая же. Это сложная проблема, поскольку, с одной стороны, это вообще характерно для сферы технологий, и в частности информационных, но, с другой стороны, индустрия ИТ предлагает хорошие, спокойные условия труда, возможность дистанционной работы из дома и т.д., что очень подходит для специалистов женского пола. Более того, сектору ИТ нужны женщины-профессионалы, их творческие способности и особый подход к решению проблем. Наш университет пытается решить проблему гендерного неравенства и разработал новый проект «И ты в ИТ», который должен привлечь внимание к получению профессионального образования в сфере ИТ с помощью позитивных примеров, историй успеха и информационных кампаний. У нас уже есть первые положительные результаты.

Цифровое неравенство

ИТ также связаны с цифровым неравенством. Есть множество объяснений и интерпретаций понятия «цифровое неравенство». Что может порождать цифровой разрыв? Права владения ИТ или доступ к ИТ, умение использовать ИТ (компьютерная грамотность), опыт в решении проблем (информационная грамотность + информатика), навыки использования результатов решения задач (информационная грамотность) и т.д. Каждая из этих проблем может в дальнейшем спровоцировать цифровое неравенство. Одним из примеров такого неравенства является проблема «отцов и детей». Молодое поколение лучше разбирается в ИТ в силу того, что компьютерная/информационная/медиаграмотность является частью современного образования. С другой стороны, старшее поколение «сильнее» в решении проблем. Обе стороны могут выиграть от более тесного сотрудничества. Но это совсем другая история.

Цифровой разрыв и решение проблем

Как было отмечено выше, ИТ сами по себе не приносят пользы, они только являются инструментом для решения проблем пользователя. Тем не менее статистика любой страны, связанная с информационной грамотностью, построением информационного общества и пр., освещает только возможности использования ИТ, т.е. количество аппаратных компонентов, таких как ПК, ноутбуки, точки доступа в Интернет, мобильные телефоны. Совершенно не принимается во внимание, для чего используются ИТ, к чему получают доступ пользователи: к порнографии, учебным материалам или играм. Становится ясно, что для оценки реального использования ИТ нужны другие показатели

Бедность

ИТ поистине могут способствовать сокращению глобальной бедности. Что меня беспокоит, так это то, что нищета сводится только к экономической или материальной форме. Помимо экономической и материальной бедности также существует бедность нематериальная – недостаток грамотности, культуры, этики и т.д. Я думаю, что этот вид бедности гораздо важнее. Он в большей степени относится к компетенции ЮНЕСКО. С другой стороны, ИТ – это крупный бизнес. Как таковой, он оказывает влияние на лиц, ответственных за принятие решений, на ИТ-пользователей и все общество. Он порождает новый вид богатства – богатство «0/1» с особыми свойствами. Одним из примеров богатства такого рода является домен «.com»

Безопасность информационных технологий и конфиденциальность информации

Значение безопасности технологий растет по мере того, насколько значимым становится их использование. Чем более конфиденциальна обрабатываемая информация, тем важнее обеспечить ИТ-безопасность. Сегодня мы можем наблюдать случаи злоупотребления технологиями, информацией, случаи несанкционированного доступа, раскрытия информации, всякого рода нарушений. Поэтому не приходится удивляться, что у людей возникает вопрос: а можно ли доверять кому-либо, если в мире существуют PRISM, XKeyscore и другие аналогичные программы для мониторинга глобальной работы в Сети?

Что делать в сложившейся ситуации?

Негативные последствия от использования ИТ реальны. Вопрос в том, как преодолеть эти проблемы, что может способствовать их решению. По моему мнению, помочь могут правдивость и образование. А кто может в этом участвовать? Каждый гражданин, школы, организации, такие как ЮНЕСКО и ее Программа «Информация для всех».

Людовит МОЛНАР

Председатель Национальной комиссии Словакии по делам ЮНЕСКО; профессор Словацкого технологического университета (Братислава, Словакия)

Слабость науки проявляется в том, что:

Наука не способна ответить на смысложизненные вопросы, волнующие человека (зачем жить, какую жизненную стезю выбрать, есть ли Бог, бессмертна ли душа, какой общественный порядок более справедлив и пр.);

Наука не может объяснить многие простые факты (яркая окраска у глубоководных рыб, живущих в вечной темноте; мотыльки, летящие на яркий свет и погибающие в огне; дарвинизм не может объяснить некоторые морфологические особенности человека – тонкая ранимая кожа, крупная голова у плода перед родами, отсутствие шерсти и выдающихся клыков – почему эти признаки исчезли, разве они были вредны для выживания в условиях первобытности? спиральки из вольфрама найденные на севере в Коми в конце 80-х годов);

Наука не способна предвидеть и предсказывать многие события (аномальная жара в центральной России летом 2010, землетрясение и цунами в Японии 11 марта 2011, революции в Египте, Тунисе, Ливии, Сирии в 2011 году – и это только недавние глобальные события двух последних лет!);

Наука не способна решить многие проблемы (только в медицине не решены проблемы борьбы с раком, СПИДом, гепатитом С и другими заболеваниями типа болезни Паркинсона, шизофрении и пр.)

Негативные последствия развития науки:

Использование науки для неблаговидных, антигуманных целей (создание смертоносного оружия, промывка мозгов, манипуляция общественным мнением);

Негативные последствия НТР (загрязнение и разрушение природы, ГМО, ослабление иммунитета, ускорение темпа жизни вследствие чего стрессы и заболевания)

Сложность и запутанность (а иногда и скучность) науки проявляется прежде всего в таких дисциплинах, как математика, физика, химия, так что сегодня физик-ядерщик не понимает работ своих коллег, специализирующихся в термодинамике, оптике или механике. Григорий Перельман, российский математик, решил одну из сложнейших математических проблем – доказал гипотезу Пуанкаре – и правильность его доказательства математики всего мира проверяли на правильность в течение трех лет!!!

2. Другим источником живучести паранауки являются психологические особенности людей:

    любовь к таинственному, необычному, чудесному;

    желание предвидеть свою судьбу, судьбу близких, страны, мира;

    стремление изменить свою жизнь к лучшему быстро и без усилий, используя волшебные (иррациональные) средства;

    дефицит любви, внимания, понимания (фильм «Секта»);

    необходимость опоры, поддержки в неопределенных жизненных ситуациях, связанных с необходимостью экзистенциального выбора, принятия судьбоносных решений;

    наконец, к паранауке люди нередко обращаются от отчаяния, когда официальная наука не может им помочь (смертельная болезнь – случай Поля Фейерабенда; обращение к экстрасенсам для поиска пропавших родственников).

3. Социальные причины популярности паранауки:

      СМИ используют интерес людей к мистическому и стремятся заработать на этом;

      власть стремится отвлечь людей от насущных социальных проблем и потому способствует (или просто не препятствует) расцвету паранаук, которые дают людям иллюзорную надежду на чудо;

      стремление целителей, экстрасенсов и пр. к славе и обогащению;

      расширение демократии, плюрализма мнений способствует свободному функционированию информации, появлению все новых паранаучных идей и концепций.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

(продолжительность – 5 минут)

В заключении следует отметить, что ненаучность отмеченных направлений не означает их неистинности. Наука – не единственный способ достижения истины. Вспомним, что многие русские философии (И.В. Киреевский, В.С. Соловьев) подчеркивали, что цельная и полная истина не может быть достигнута одной наукой, а только на основе равноправного союза науки, религии, философии, искусства и мистического опыта. Практические успехи отдельных паранаук, например, китайской медицины в лечении различных заболеваний (случай П.Фейерабенда) или православной психотерапии (лечение наркоманов по программе «12 шагов»), заставляют усомниться в обоснованности претензий науки на единоличное владение истиной.

Таким образом, современная гносеология признаёт право на существование различных форм вненаучного знания, признаёт их родство с наукой и возможности получения ими валидного, полезного, достоверного знания. Снятие антагонизма между научным и вненаучным знанием, утверждение «плюралистической системы познания», в которой различные формы осмысления мира признаются равноправными партнёрами, означает расширение критериев рациональности. В этом случае речь идёт о становлении нового, более «мягкого» образа научной рациональности, получившего название постнеклассического .

ЛИТЕРАТУРА

    Горелов А.А. Концепции современного естествознания. - М.: Владос, 2000, с. 5-60, 227-252.

    Дубнищева Т.Я . Концепции современного естествознания: Учебник.- М.: ООО «Издательство ЮКЭА», 2005. C. 15-25.

    Концепции современного естествознания. /Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова : Учебник. - ЮНИТИ-ДАНА, 2009. С. 32-52.

    Матвеев А.В. Концепции современного естествознания: Конспект лекций. – Омск: Изд-во Ом. Гос. ун-та, 2008. С. 4-31.

    Хорошавина С.Г. Концепции современного естествознания: Курс лекций. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. С. 6-49, 51-58.

    Ахундов М.Д., Баженов Л.Б. Естествознание и религия в системе культуры // Вопросы философии, 1992, № 12.

    Бабин Ю.М. Ценностные ориентиры современной России. - Сборник трудов: Проблемы духовной культуры сотрудников противопожарной службы. – М.: Академия ГПС МЧС России, 2010.

    Белиловская М. Динозавр из ванной. Технология суеверий // Популярная механика. 2008. № 3.

    Бернал Дж. Наука в истории общества. – М., 1956.

    Гинзбург В.П. А стрология и лженаука // Наука и жизнь. 2008. № 1.

    Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Концепции современного естествознания. – Калуга, МГЭИ, 1997, с. 4 – 29.

    Губарев В. Академик Юрий Осипов: куда же идет наша наука? // Наука и жизнь. 2007. № 9.

    Зинченко В.П. Наука – неотъемлемая часть культуры? // Вопросы философии, 1990, № 1.

    Ильин В.В. Критерии научности знания. - М.: Высшая школа, 1989.

    Ильин В.В. Теория познания. Эпистемология. - М.: МГУ, 1994.

    Кун Т. Структура научных революций. - М.: Прогресс, 1975.

    Мотылева Л.С., Скоробогатов В.А., Судариков А.М. Концепции современного естествознания. – С.-Пб.: Издательство Союз, 2000, с. 7-36.

    Найдыш В.М., Гнатик Е.Н., Данилов В.А. Наука и квазинаука. – М.: Альфа, 2008.

    Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1988.

    Руденко Б. Схватка с вампиром // Наука и жизнь. 2007. № 2.

    Социокультурный контекст науки. Сб. статей. - М.: ИФ РАН, 1998.

    Стёпин В.С. Научное познание и ценности техногенной цивилизации // Вопросы философии, 1989, № 10.

    Философия и методология науки / Уч. пособие в 2-х частях под ред. Купцова В.И /. - М.: Наука, 1994.

    Философия науки и техники. Учебное пособие /В.С. Степин, В.Г. Горохов, М.А. Розов/ . - М.: Наука, 1995.

1 Но в действительности могут существовать прототипы, аналоги таких объектов. Например, к идеальному газу близки разреженные реальные газы при температурах, далеких от температуры их конденсации.

2 «Например, принципы: мир состоит из неделимых корпускул; их взаимодействие осуществляется как мгновенная передача сил по прямой; корпускулы и образованные из них тела перемещаются в абсолютном пространстве с течением абсолютного времени – описывают картину физического мира, сложившуюся во второй половине XVII в. и получившую впоследствии название механической картины мира» // В.С. Степин, В.Г. Горохов, М.А. Розов/. - М.: Контакт-Альфа, 1995, с. 219-220. Отсюда ясно, что как специальные, так и общая научные картины мира носят исторически изменчивый характер.

3 Цицин А.Ф. Астрономическая картина мира: новые аспекты // Астрономия и современная картина мира. – М.: ИФРАН, 1996, с. 3-6.

4 Значение науки для общества определяется по многим направлениям, в частности, наука способствует экономическому и техническому прогрессу, обеспечивает обороноспособность страны, участвует в социализации индивидов, в их воспитании и образовании и пр.

5 Плюрализм философских учений неизбежен не в силу неполноценности или превосходства философии, а коренится в особенностях философского познания, которое всегда стремится «заглянуть за горизонт», т.е. ответить на те вопросы, которые наука либо вообще не может решить, либо не может дать на них чёткого и однозначного ответа. Поэтому многие проблемы, изначально входившие в компетенцию философии, получив общепринятое научное решение, перестают интересовать философов (например, проблема первоначала, занимавшая умы древнегреческих натурфилософов, или проблема первичных и вторичных качеств, бывшая в центре внимания европейской гносеологии 17-18 веков).

6 О роли интуиции, образного мышления в научном творчестве см.: Юревич А.В. Психологические механизмы научного мышления // в кн.: Грани научного творчества. – М.: ИФРАН, 1999, с. 79-113.

7 Тем не менее, некоторые выдающиеся учёные, не обладавшие склонностью к абстрактно-логическому мышлению, сделали научные открытия благодаря развитому образному мышлению. Например, Майкл Фарадей (1791 – 1867), заложивший общие основы учения об электромагнетизме, не любил математику и изучал законы электричества на наглядных моделях, в которых отождествлял распространение электричества с движением волн на водной поверхности.

8 Критерий (от греч. kriterion - средство для суждения) - признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мерило оценки.

9 Ильин В.В. Критерии научности знания. – М.: Высш. школа, 1989, с. 37.

10 Поскольку эмпирической проверке подвергаются не сами гипотезы или теории, а только их следствия, постольку по законам логики опровержение следствия эквивалентно опровержению гипотезы (логическое правило modus tollens), тогда как из подтверждения следствия правильность гипотезы не вытекает. Соответственно более информативна и адекватна фальсифицирующая, а не верифицирующая стратегия проверки гипотез. Однако, как отмечает А.В. Юревич, и в науке в целом, и в психологии, в частности, гораздо чаще используется верифицирующая стратегия: позитивная (подтверждающая) информация выглядит более убедительной, поэтому в науке ей отдают явное предпочтение, например, редакции научных журналов публикуют в основном статьи, в которых рассматриваются подтверждённые гипотезы; практически невозможно защитить диссертацию, если все выдвинутые предварительные гипотезы не получили подтверждения. / Юревич А.В. Психологические механизмы научного мышления // в кн.: Грани научного творчества. – М.: ИФРАН, 1999, с. 100.

11 Если верификация и фальсификация демонстрируют соответствие знания и реальности , то критерий практической значимости указывает на соответствие между знанием и человеческой деятельностью . Кстати, именно этот критерий является, на наш взгляд, основным при оценке психологических теорий, концеций, гипотез.

12 Ильин В.В. Критерии научности знания. – М.: Высш. школа, 1989, с. 68.

13 Эвристичность (от греч. heurisko - отыскиваю, открываю) – способность теории расширять интеллектуальный горизонт, инициировать постановку новых проблем. Например, психоанализ следует признать наиболее эвристичной психологической теорией, поскольку он способствовал появлению доброй половины направлений современной психологии личности и психотерапии, оказал громадное воздействие на понимание природы человека и общественную жизнь цивилизованных стран. И хотя сегодня психоанализ подвергается масштабной критике за слабую эмпирическую обоснованность, механистичность и мифологичность, гиперболизацию значения сексуальной сферы, низкую степень эффективности терапии, он, во многом именно благодаря ещё не до конца реализованному эвристическому потенциалу, остаётся одной из фундаментальных персоналистических концепций.

14 Когерентность (от лат. cohaerens - находящийся в связи) – согласованность, связность производимого в науке знания с теми исследовательскими результатами, которые расцениваются как фундаментальные и непроблематизируемые. Разделяют внутридисциплинарную и внутринаучную когерентность, в последнем случае речь идёт о соответствии получаемого нового знания общейнаучной картине мира (НКМ), например, презумпции естественности, принципу причинности, закону сохранения энергии и т.п.

15В действительности, критерий фальсифицируемости не всегда срабатывает даже в естествознании: наблюдение, расходящееся с общепринятой теорией, скорее будет объяснено с помощью дополнительных гипотез, нежели станет действительным фальсификатором базовой теории. Поэтому, как отмечает П. Фейерабенд, «для опровержения некоторой теории нужна, по крайней мере, ещё одна теория» // Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. – М., 1986, с. 34.

В постоянно меняющемся общественном мире, где будущее развитие таит неизведанные и непредсказуемые варианты, критерий фальсифицируемости, на наш взгляд, не применим. В социальном и гуманитарном познании плюрализм теорий и интерпретаций неизбежен, продуцируется в качестве нормы, тогда как в классическом естествознании плюрализм есть признак неадекватности хотя бы одной из конкурирующих гипотез. Гуманитаристика имеет дело не безмолвно-вещным природным миром, а со смыслами и ценностями, потаёнными в человеческом сознании и аккумулированными в культуре. Но последние не даны как нечто стабильное и неизменное, но, вступая в диалогическое общение с новыми культурами и исследователями, постоянно развиваются, обновляются и преобразуются. Именно поэтому критерий фальсифицируемости теряет в гуманитарных науках всякий смысл . На наш взгляд, критерий фальсифицируемости следует заменить в гуманитаристике более мягким требованиемкритичности , согласно которому способность теории к изменению, восприимчивость к критике свидетельствуют в пользу её научности.

16 Лакатос И. История науки и её рациональные реконструкции // в кн.: Кун Т. Структура научных революций. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2002, с. 524.

17 Философия науки и техники. Учебное пособие /В.С. Степин, В.Г. Горохов, М.А. Розов/. - М.: Контакт-Альфа, 1995, с. 213.

18 Например, в математике отсутствует идеал экспериментальной проверки теории, обязательный для опытных наук; в физике существуют особые нормативы обоснования её развитых математизированных теорий, выражающиеся в принципах наблюдаемости, соответствия, инвариантности, однако для психологических теорий эти принципы избыточны; современная биология не может обойтись без идеи эволюции и основанных на ней методов историзма, для физики же к этим методам пока не прибегает.

19 Например, в средневековой науке описать вещь или явление значило не только зафиксировать её естественные признаки, но также и обнаружить скрытый от непосредственного наблюдения «знаково-символический» аспект её бытия, т.е. понять связь вещи с Творцом, выявить сакральный смысл её существования. В глубинной психологии К.-Г. Юнга очевиден возврат к подобному пониманию мира: здесь многие психические образы рассматриваются как многозначные символы, а события, происходящие с человеком, трактуются как знаки судьбы.

20 Общезначимость означает признание в качестве научных, т.е. адекватных, правильных, заслуживающих внимания результатов исследований со стороны научного сообщества, мнение которого выражают научные коллективы (кафедры, лаборатории, учёные и диссертационные советы), авторитетные учёные. Как отмечает Б.Г. Юдин своеобразной «валютной единицей», измеряющей признание вклада учёного в науку, является количество цитирования (упоминаний) имени или работ учёного его коллегами: чем чаще цитируется (упоминается) учёный, тем выше его рейтинг, тем значительнее его вклад в науку. / Философия и методология науки / Уч. пособие в 2-х частях под ред. Купцова В.И/. - М.: SvR-Аргус, 1994. Ч. II, с. 104.

21 Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. – СПб.: Издательство «Питер», 2000, с.

22Как отмечает А.К. Сухотин, «ключ к размежеванию «научно – лженаучно» находится не в параграфах теории познания и не у обладателей здравого смысла и т.п., а совсем в другой сфере – в сфере нравственно-этического… Лжеучёный тот, кто вступает на нечестный путь искажения фактов, подтасовок, кто становится участником или соучастником обмана. Не ошибка ведёт исследователя в зыбкие владения лженауки, а нежелание признать ошибку, вслушаться в инакомыслящую речь, поставить добытый результат на испытание… Лжеучёным движет не стремление к истине, а тоска по известности, неравнодушие к презренному металлу, к уютным местам в коридорах научной иерархии» // Сухотин А.К. Превратности научных идей. – М.: Наука, 1991, с. 193-195.

23 В ноябре 1993 года автор присутствовал на публичном выступлении «колдуна» Ивана Огнева во Дворце культуры г. Салавата (Башкирия). После нескольких «чудесных исцелений» «колдун» стал раздавать чудовищные рецепты, например, для изменения размера груди он рекомендовал женщинам втирать кору дуба, при этом втирание по часовой стрелке ведёт к увеличению груди, а против часовой – к её уменьшению; мужчинам для увеличения размера детородного органа «колдун» рекомендовал спиртовую настойку на 50 горошинках чёрного перца, при этом подчеркнул, что если перчинок будет 49 или 51, то настойка потеряет всякую эффективность.

24 Несколько лет назад автор присутствовал на проповеди в одном из православных храмов, где священник совершенно серьёзно убеждал паству в существовании под зёмлёй Ада, ссылаясь на тот факт, что «где-то в Башкирии пробурили одиннадцатикилометровую скважину, и из неё были слышны крики грешников, мучающихся в Аду».

25 Фрагменты ранних греческих философов. Часть 1. – М.: Наука, 1989, с. 114.

28 Татусь В.И. Духовно-энергетическое поле, или к вопросу о генезисе Вселенной // http: //filosofia.ru/70589/


Использование информационно-коммуникационных технологий открывает широкие возможности для экономического роста и социального развития государств, но одновременно создаёт проблемы и риски, порождает углубление межгосударственного и внутригосударственного неравенства. В частности, речь идёт о неравных возможностях людей создавать и использовать имеющиеся электронные информационные ресурсы, особенно в Интернете.

Если доступ к использованию этих технологий не будет расширен, то значительная часть населения развивающихся стран не получит пользы от них. Громадный потенциал информационно-коммуникационных технологий недостаточно применяется. Это привело к появлению “цифрового разрыва” (“цифровой пропасти”, “цифрового водораздела”), “виртуального барьера” на пути торговли. Такой барьер способен изолировать от рынков производителей, организации и государства, которые не имеют доступ к новым технологиям.

Наравне с “цифровым разрывом” и “виртуальным барьером”, изменения информационных технологий выполняемых работ часто могут оказывать негативное воздействие на людей (информационный шум и др.), участвующих в этих процессах, вызывая у них различные отрицательные реакции (информационный, психологический барьеры и др.).

Информационный шум означает, что в общем объёме полученных полезных данных есть посторонние сигналы (шумы). В ИПС он свидетельствует о том, что в результате поиска по запросу пользователь получил и не соответствующую его запросу (нерелевантную) информацию.

Информационный барьер – один из факторов, препятствующих получению нужной информации, затрудняющий использование документов как источников информации. Во многом он вызван законами развития потоков информации: постоянным ростом количества публикаций, рассеянием их в различных изданиях, старением публикаций и, наоборот, их актуализацией. Информационный барьер влияет как расслоение информации, так и общества. Его появлению и углублению способствуют такие явления, как информационный шум, психологический барьер и др.

Психологический барьер обычно возникает, как защитная реакция человека на попытки изменить налаженную последовательность его действий. Он связан с необходимостью выполнять новые сложные виды работ, с перегрузками, появляющимися при поиске данных, их выборе в большом массиве полученных сведений и изучении отобранных материалов, составляющих порой несколько сотен и даже тысяч документов.

Информационные технологии способствуют уходу детей и подростков от действительности и считается, что у детей, увлекающихся компьютерными технологиями, может возникнуть "сужение интересов за счет внимания лишь к новинкам информационных технологий, следования моде в этой области".

Однако, это не единственный вариант такого негативного влияния компьютеризации - такого рода последствий информатизации имеется достаточно много.Примерами такого негативного изменения личности могут служить: увлечения компьютерными играми, Интернетом, программированием и информационными технологиями в целом (т.н. хакерство).

Развитие информационных технологий связано и с появлением проблем, барьеров и рисков, порождающих неравенство людей (“цифровой разрыв” и “виртуальный барьер”). Изменение технологий выполняемых работ оказывать порой негативное воздействие на участвующих в этих процессах людей, вызывая у них отрицательные реакции, например, неприятие и отторжение, усталость и другое, порождая информационный шум, а также информационный и психологический барьеры.

Темпы развития информационных технологий в современном мире становятся все больше и больше. Развивается компьютерная техника, совершенствуются уже имеющиеся приложения, создаются новые методы и средства информатизации общества.

В последнее время специалисты по IT-технологиям вплотную занялись разработкой интеллектуальных систем, внедряемых в различные сферы деятельности человека. Новые технологии открывают новые возможности, меняя наш мир и делая его более удобным. Но это удобство сопровождается изменениями в структуре потребностей и мотивации, изменением образа мысли и образа жизни, навыков и даже топологии телесности человека. Автоматизированными инновационными технологиями оборудованы как производства, транспорт, социальные учреждения, так и политические, экономические и культурные организации. Данный феномен изменяет, реконструирует все бизнес-процессы, происходящие в том или ином структурном подразделении предприятия. И, как и любые ноу-хау, инновации в сфере информационных технологий имеют свои последствия. Последствия эти могут быть как положительные, так и отрицательные, ведь революция в компьютерном мире открывает следующую страницу в развитии науки и общества в целом.

Электронно-вычислительные машины, объединяемые в глобальные компьютерные сети, электронная почта, конференции в режиме реального времени обеспечивают возможность рационального использования таких жизненно важных ресурсов, как время, здоровье, деньги. Огромные потоки и массивы информации, которые раньше обладали рутинными свойствами, сегодня становятся объектом деятельности компьютера, что позволяет экономить временные ресурсы сотрудников организации. Человеку дается возможность избавиться от рутинных работ и заниматься лишь активной творческой деятельностью, где требуется воображение, фантазия и креативность индивида. Телеработа, телекоммъютинг (telecommuting), расширение сектора SOHO (малый и домашний офис) позволяют работать дистанционно, и это является положительной стороной информатизации. Благодаря такой возможности очень часто стал применяться гибкий график работы для многих специальностей, причем затраты (такие как офисное помещение, транспортные расходы, производственная инфраструктура) всех участников существенно сокращаются.

Сотрудник организации может более эффективно использовать те временные интервалы, когда его организм работает максимально продуктивно. Появление новых интеллектуальных автоматизированных систем в аграрном и промышленном секторе может избавить человека от тяжелого ручного труда, что впоследствии положительно скажется на здоровье и продолжительность жизни населения. Также положительным аспектом информатизации является оптимизация работы многофункциональных центров, которые позволяют сократить бюджетные издержки, сэкономить время получателя госуслуг и расширить его возможности. Разработка электронного правительства обеспечивает повышение эффективности государственных функций во всех сферах общественного развития. Процесс информатизации - это процесс не только технический и технологический, но также и социальный, поскольку он воздействует на большинство сфер человеческой деятельности и на самого человека. На данный момент в обществе имеет место мнение, что технический прогресс имеет психопатологические последствия. Это способствует развитию и хронификации психических заболеваний, особенно заболеваний невротического плана. На самом деле психологические нагрузки, стресс, раздражительность людей увеличиваются, и это можно увидеть невооруженным глазом.

Развитие технических средств - актуальный процесс, который вызывает определенные психологически изменения. Эти изменения могут быть очень масштабными, например такие феномены, как киборгизация и инвалидизация. Киборгизация - такой процесс, при котором человек, имеющий технические средства, использует их постоянно, и даже не замечает этого, а при длительном неиспользовании техники остро ощущает и переживает ее нехватку. Прежде всего, это касается смартфонов, которые имеются у каждого современного человека. Мобильный телефон позволяет получить доступ к любой информации, находящейся во Всемирной паутине, позволяет связаться с людьми, находящимися в другой стране или на другом материке. Смартфон заменяет живое общение, люди все чаще используют смс-сообщения вместо звонков. Чрезмерное пребывание в виртуальном мире и социальных сетях вызывает зависимость от них, теряется чувство реальности, в которой требуется выполнение каких-либо обязанностей. Живое, открытое общение заменяется на виртуальное. Причем это происходит даже с самыми близкими людьми, друзьями, родственниками, членами семьи.

Отсюда очень часто вытекает непонимание, разногласия, конфликты. Кстати будет упомянуть об одном эксперименте, который провела семейный психолог детской поликлиники. Эксперимент вошел в книгу «Любить или воспитывать?». Суть эксперимента заключалась в том, что детям подросткового возраста предложили добровольно провести 8 часов без каких-либо гаджетов, компьютеров, радио и телевизора. Результаты испытания достаточно плачевны: из 68 участников до конца эксперимент довели только лишь трое. Оказалось, что выполнение, казалось бы, такой простой задачи очень сложно осуществить, не прилагая никаких усилий. У некоторых детей возникли суицидальные мысли, некоторые испытали острые «панически атаки», а также прямые вегетативные симптомы. Описанная ситуация позволяет сделать вывод, что уже в подростковом возрасте проявляется зависимость от социальных сетей и в целом от Интернета. Врачи описывают все новые и новые нарушения в поведении человека, которые вызваны негативным воздействием развития информационных технологий. Уже доказано, что чрезмерное увлечение Интернетом серьезно вредит способности концентрироваться на одном тексте более тридцати секунд. Людям становится все сложнее читать длинные статьи со сложными предложениями и концентрироваться на содержании.

Специалисты описали восемь наиболее распространенных психических недугов, которые часто развиваются у людей, активно использующих Интернет и мобильную связь. К их числу относятся номофобия (страх остаться без мобильного телефона), синдром фантомного звонка, киберболезнь («цифровая морская болезнь»), «Эффект Google», Facebook-депрессия, онлайн- игромания, киберхондрия и интернет-зависимость. Все эти нарушения разрешаются отказом от социальных сетей или снижением времени использования смартфона. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что на данном этапе развития перед обществом как никогда остро стоит проблема информатизации. Противоречивый процесс всеобщей компьютеризации и информатизации грозит тяжелыми социальными последствиями.

Исчезает разнообразие идей, творческий подход к труду, снижается качество образования. В отличие от традиционного общества, сейчас наиболее ценным продуктом человеческой деятельности становится информация и связанная с ней интеллектуальная собственность, в которой воплощены огромные затраты средств, времени и труда.

Существенные изменения происходят в социальной структуре общества: мобильность экономики, основанной на высоких технологиях, привела к возрастанию социальной мобильности в обществе, поскольку теперь преимущество в продвижении по лестнице социальной иерархии имеет индивид, получивший необходимое образование и имеющий доступ к новейшей информации. Особенно важным обстоятельством является то, что в связи с этим меняется психология человека, где чувства «притупляются» и уходят глубоко вовнутрь его. При постоянной жизни в виртуальном пространстве и общении на «ты» с машиной у человека, особенно молодого, заглушается эмоциональная сторона психики и одновременно формируется безразличие к миру человеческих чувств. Это ведет ко все большему оскудению духовной жизни. Наблюдается общий ценностный и нормативный кризис у молодежи.

Потеря ориентации в ценностно-нормативной системе вызывает у молодежи либо чувство растерянности и утраты смыслообразующих ориентиров, либо стремление любой ценой добиться в жизни успеха и материального благополучия, надеясь при этом не на государство или власть, а исключительно на себя и свою семью . Однако необходимо признать также и огромное положительное влияние компьютеризации и информатизации на общество. Наше общество становится информационным, а отсюда следует, что оно становится более цивилизованным, более развитым, любой индивид может получить доступ к практически неограниченным объемам информации. Наше общество становится все более образованным .

Литература 1. Хахалева, О.А. Последствия развития информационных технологий в современном обществе / О.А. Хахалева // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история: сб. ст. по матер. I междунар. науч.-практ. конф. Часть I. - Новосибирск: СибАК, 2011. - С. 87-94.

Дорошенко Кристина Вячеславовна

В наше время производительные силы достигли планетарного уровня. Земля как бы сжалась в размерах. Новые системы транспорта, связи, космическая техника, Интернет вошли в повседневную жизнь. По телевидению мы видим то, что происходит на другом конце планеты. Другими стали материальные условия жизни общества. Одновременно в обществе возникает целый ряд побочных явлений, носящих негативный характер. Также радикально изменились образ жизни, внутреннее состояние социума, да и сам человек. Эти изменения носят всеобщий и объективный характер. Наряду с глобальным экологическим кризисом можно говорить о глобальном социальном кризисе. Но в отличие от внешней среды обитания, внутреннему состоянию социума уделялось сравнительно мало внимания, хотя потенциальная опасность не менее значительна. Не был сформулирован даже общий подход, не описаны процессы внутренней деградации общества. Но, как и в окружающей, в социальной среде (социуме) возникает целая совокупность побочных негативных явлений.

Развитие цивилизации, радикальные изменения в окружающем мире привели к внутреннему кризису самого человека, его разладу с реально существующим миром. Произошел отрыв сформировавшегося за время длительной эволюции сознания людей и их биологической основы от современного темпа жизни и уровня техники. Все большая часть людей уже не справляется с нагрузками, диктуемыми жизнью, не может приспособиться к окружающему миру. Возникает устойчивое утомление из-за нагрузок на человеческий организм. Растет количество преступлений, психических заболеваний, число маргиналов, преступников, алкоголиков, наркоманов. И этот процесс непрерывно ускоряется. Проблема состоит в том, что возможности адаптации человека к изменившимся условиям не безграничны. Как и в экологии, где определены предельно допустимые концентрации различных веществ и их летальные (смертельные) дозы, здесь также существуют свои критические параметры.

Истинная причина, по которой переживаемые человечеством затруднения приобрели сейчас такие огромные, поистине устрашающие масштабы, как раз в том и заключается, что никто из нас еще до конца не приспособился ни психологически, ни функционально к изменившемуся миру и новому положению в нем человека. И это, в сущности, даже в большей степени относится к представителям интеллигенции, ученым, политикам и вообще всякого рода лидерам - промышленным, профсоюзным, религиозным, - чем к рядовым представителям всех слоев общества как развитых, так и и развивающихся стран. Суть проблемы как раз и заключается в несоответствии между созданной человеком действительностью и тем, как он ее воспринимает и как учитывает в своем поведении. Безудержно меняющаяся на наших глазах действительность, за которой мы не успеваем уследить, мучает и пугает нас. Ведь все наше мироощущение, все стимулы нашего поведения, все ценности, вся система учреждений и институтов и весь наш образ жизни, в сущности, остались нам в наследство от предшествующих веков. И, чувствуя себя явно не в своей тарелке, мы робко и безуспешно пытаемся приспособиться к новым условиям, уже неспособные более жить в прежнем, естественном мире, но и не готовые еще к тому, чтобы полностью акклиматизироваться в новой, в высшей степени ненатуральной среде, которую мы сами и создали. От всего этого глубоко страдает наша психика и здоровье, ослабевает способность к здравым оценкам и суждениям, и, подавленные, сбитые с толку всей этой лавиной изменений, мы никак не можем выработать правильную и последовательную линию поведения. Эксплуатация многих сложных систем находится на пределе возможностей человека. В результате возникают аварии и катастрофы, которые являются неизбежными спутниками научно-технического прогресса.

Современные проблемы связаны прежде всего с тем, что мы живем во время смены коммуникативных технологий. Время неподвижных букв сменилось временем подвижных картинок. Книга поменялась на телевизор и компьютер. Это привело к колоссальным последствиям, влияние которых на нас мы не может всесторонне понять, потому что находимся «внутри» процесса. Действительно, ко многим проявлениям кризиса современной цивилизации ведет именно деятельность практического разума, важнейшим компонентом которого является технологическое применение науки. Технику в широком смысле слово можно понимать как объективный мир, подвергнутый рационализации. Вместе с техникой в мир привносится та форма рациональности, которая прежде существовала в научном разуме. Сегодня осмысление техники, ее связей с наукой и культурой, взаимоотношений с человеком составляют основной узел современной философской проблематики.

Человечество было и продолжает быть охваченным процессом возникновения массового общества, процессом, который был бы невозможен без развития техники: это и тесно связанная с техническим прогрессом массовая безработица, сопровождаемая разрушением ремесел и распадением традиционных общественных связей, это и массовая культура, распространяемая средствами массовой информации, как печатными, так и электронными. В последнем случае происходит утрата человеком своей индивидуальности.

Техника является, в некоторой степени, толчком многих социальных явлений. Рассмотрим, например, массовую культуру. На первый взгляд, заметно ее проникновение в обыденное сознание повсюду, от деревень до столиц. Демократичность и доступность школьного обучения, всеобщая грамотность, колоссальные тиражи газет и журналов, потоком сходящих со скоростных печатных машин, дешевые и неплохо выполненные цветные репродукции произведений живописи и высококачественные записи музыкальных произведений - все это, несомненно, можно считать положительным результатом достижений информационно-технического мира. Но при более близком рассмотрении мы обращаем внимание на обратную сторону, на негативные последствия внедрения в эту сферу новой информационной техники, такой, например, как телевидение и интернет, способной настолько глубоко изменять массовое сознание, что можно говорить о переходе всеобщей грамотности в свою противоположность и личностную невосприимчивость к написанному слову - это также результат существования человека в современном информационно-техническом мире.

Средства массовой информации уже давно перешагнули рамки возможностей обычной журналистики, радио и кино. Сейчас на первый план выходит современное телевидение и Интернет, которое благодаря спутникам связи приобрели всепланетную аудиторию как объект навязчивого манипулирования. В этом случае информационно-технические достижения используются для передачи всевозможных пустяков, сплетен, интимных подробностей частной жизни и конфликтных ситуаций, превращая мир в «глобальную деревню». общество образованность духовный знание

В наше время уже никто не сомневается в преимуществах, которые дает интеллектуальное развитие. В отличие от специализированного разделения труда в промышленном производстве современная научная специализация направлена не на замену квалифицированного неквалифицированным трудом; скорее, напротив, более специализированный и квалифицированный научный труд вытесняет менее специализированный и менее квалифицированный. У технических специалистов исчезает внутренняя потребность в целостном взгляде на технические и социальные проблемы, в гуманистическом и разностороннем образовании. Отсюда вытекают опасности для традиционных культурных институтов, для политической и общественной демократии. Эти опасности становятся тем более зловещими, чем в большей степени становится возможным узкотехническое овладение всеми планетными ресурсами.

Таким образом, научные и информационно-технические нововведения, успешные или неудачные, реально достижимые или только воображаемые, выступают как фактор, подрывающий устоявшийся уровень культурной жизни и общественного сознания.

Это происходит по следующим причинам:

  • 1. научно-технический прогресс бросает вызов власти, силе, значимости и даже самому существованию традиционных религиозных и эстетических переживаний во всех их формах;
  • 2. он укрепляет в сознании людей символический фетиш науки и техники, или, иначе говоря, превращает науку в антинауку, рациональное в иррациональное;
  • 3. он преобразует житейские отношения между людьми, изменяя социальные отношения производства, потребления и коммуникации;
  • 4. он преображает социальные представления о том, что является удовольствием в исполнении желаний, ослабляя при этом действие культурных традиций, лишая индивида опоры на них, отдавая его во власть иррациональных и бесцеремонных, цепких манипуляций;
  • 5. техника элитарного социального планирования отчуждается от человека, воспринимается им как разрозненный хаос сиюминутных, односторонних решений, не имеющих связи с реальными жизненными устремлениями людей, превращающих их в безликую массу;
  • 6. всеобщим характер глобальных проблем в сочетании с безудержным техническим оптимизмом вступает в конфликт с жизненным опытом конкретного человека.

Итак, что несет развитие науки людям добро или зло? Продукт интеллектуального труда принадлежит всем и поэтому нелегко проконтролировать, в каких целях его станут использовать. Понятно, что хирургическим скальпелем можно спасти человеку жизнь, а можно и убить его. Эффективное лекарственное средство, взятое в большой дозе, превращается в страшный яд. В результате развития химии газов возникло химическое оружие, изучение свойств электричества позволило сконструировать электрический стул. Динамит и тротил, появившиеся в лаборатории, используют строители, прокладывающие трассы в горах, и революционеры, стремящиеся «подстегнуть историю».