Исследовательская деятельность в ДОУ

Научно - практическая конференция для дошкольников "Маленькие исследователи"


Добрый вечер!
Закончился учебный год, идет время подведения итогов. Я хотела бы представить вашему вниманию опыт работы нашего детского сада по организации исследовательской деятельности старших дошкольников.
Современный мир динамичен и многогранен. Все происходящее в нем меняется с калейдоскопической скоростью, вот уже и жизнь современного детского сада немыслима без серьезной опоры на научные достижения в области педагогики, без внедрения новых технологий. Одной их таких инновационных технологий является исследовательская деятельность детей. Совершать первые детские открытия современным воспитателем помогает проектная деятельность Содержание проектной деятельности помогает педагогам подобрать, задачи развития, а с другой стороны, учитывать актуальные интересы детей. Результатом построение педагогического процесса в нашем детском саду, стало с одной стороны больший интерес в познавательном развитии воспитанников, а с другой вызвал желание детей добывать знания самостоятельно. Метод проектной деятельности, который для дошкольных учреждений, на данный момент, является инновационным


Участники к научно - практической конференции со своими " научными руководителями"
Исследовательская деятельность в нашем детском саду давно вошла в систему работы с детьми, и уже накоплен определенный опыт. Для осуществления работы по проектному методу мы используем разнообразные формы и методы, что позволяет привлекать к работе всех участников образовательных отношений в детском саду. Стало доброй традицией проводить различные конкурсы для маленьких исследователей « Ученые в памперсах», « Хочу все знать!» фестиваль детско – родительских проектов «Моя семья – моя команда», работа клуба «Знайки« снискала себе добрую славу, А конце февраля в детском саду была проведена 1 конференция детского сада « Маленькие исследователи». В детской конференции принимали участие старшие дети посещающие наше образовательное учреждение,
Что же узнали маленькие исследователи. вместе со своими родителями и педагогами в процессе своих первых открытий? Темы их исследовательских проектов были самые разнообразные. Мальчишки рассказывали, что нового они узнали об автомобилях и о том. что надо делать, что бы быть здоровыми, а девочки, конечно. о куклах и сладостях, и фруктах


Даша презентует свои проект.
Презентация детских проектов проходила в обстановке позитивного общения, где каждый ребенок ощущал свою значимость и важность своих первых открытий. Все свои открытия. столь важные для маленького ребенка, они совершали под руководством своих педагогов и родителей


Как важно быть здоровым. утверждает Егор. опыт на месте. Тот, кто занимается спортом шарик надует за 5 выдохов, а кто нет.......
Все маленькие исследователи были награждены медалями разной степени, дипломами и подарками!

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Общие подходы к организации конференций в детском саду и ином учреждении

Научно-практическая конференция в детском саду или ином учреждении в системе современного образования - довольно частая форма встречи представителей педагогического сообщества. Главные цели организации подобных мероприятий: передача теоретических знаний или информации слушателям, а также их подготовка к применению полученных знаний на практике и формирование . Особую актуальность мероприятия приобрели в нынешнее время нововведений, при переходе образовательных организаций на работу .

Участниками такого события в детском саду или ином учреждении могут быть единомышленники, готовые к сотрудничеству (), подведению итогов и планированию будущих проектов. Возможность достижения поставленных целей зависит от правильного планирования этапов и ресурсов образовательной организации. Общая тематика должна быть актуальной для целевой аудитории. Один из способов повышения интереса к мероприятию - привлечение ведущих специалистов образования в качестве лекторов.

Конференция в детском саду или ином учреждении имеет следующую структуру:

  • регистрация участников, получение ими программы мероприятия (с указанием очередности выступлений) и информационных материалов;
  • открытие и пленарное заседание с выступлением организаторов;
  • работа по секциям или заседания круглых столов с заслушиванием докладов и последующим обсуждением;
  • кофе-брейк в середине работы;
  • культурные программы;
  • публикация сборника трудов по материалам конференции.

Конференция в детском саду или ином учреждении - одна из традиционных форм проведения деловых мероприятий - это большое собрание, совещание руководителей или представителей групп, организаций или государств.

Слово «конференция» (от англ. сonference) означает форму организации деятельности, во время которой специалисты, ученые, исследователи обсуждают и представляют свои проекты и работы. Согласно статусу авторитетности данное мероприятие занимает промежуточное положение между конгрессом и семинаром. Первая исторически зафиксированная конференция состоялась в 416 г. до н. э.

Организация и проведение мероприятий такого типа в детском саду или ином учреждении - трудоемкий процесс, который требует тщательной подготовки, поэтому должен начинаться задолго до проведения мероприятия.

Подготовка конференции в детском саду или ином учреждении предусматривает несколько этапов. Подготовительный этап включает в себя выбор тематики, формирование организационного комитета (далее - Оргкомитет), определение сроков проведения, информирование участников, разработку программы и составление детального плана мероприятия, формулирование основных вопросов для дискуссий и обсуждения, выбор зала для мероприятия и многое другое.

В ходе основного этапа уточняется сценарий проведения мероприятия в детском саду или ином учреждении, обеспечивается подготовка технической аппаратуры, кофе-брейка, резолюции мероприятия.

На заключительном этапе осуществляется работа с материалами, проводится анализ мероприятия.

Административная процедура планирования, подготовки и проведения научно-практической конференции в детском саду или ином учреждении регламентирует все организационные вопросы (алгоритм этой процедуры представлен в приложении 1).

Для эффективной организации и проведения события в детском саду или ином учреждении формируется Оргкомитет, типовой состав которого выглядит следующим образом:

  • председатель Оргкомитета;
  • заместители председателя Оргкомитета;
  • члены Оргкомитета.

Оргкомитет приступает к работе сразу после его формирования: решает широкий круг вопросов по организации и содержанию.

Среди основных направлений деятельности Оргкомитета можно выделить:

  • рассмотрение общих организационных вопросов подготовки;
  • определение целевой аудитории - контингента участников, приглашенных для участия в конференции в детском саду (руководящего состава, педагогов и т.д.) или ином учреждении;
  • утверждение докладчиков и определение тематики докладов;
  • разработку программы;
  • разработку и издание материалов;
  • организацию информационного обеспечения участников конференции в детском саду или ином учреждении (буклеты, программы, памятки);
  • организацию тематических выставок;
  • обеспечение приема участников (регистрация, размещение, подготовка помещений для заседаний и регистрации);
  • подготовку отчетов о проведении мероприятия (председатели секций);
  • разработку текста информационного письма о проведении мероприятия и размещение его на сайте;
  • рассылку информационного сообщения и других материалов;
  • разработку и редактирование текста программы и пригласительного билета;
  • подготовку и техническое редактирование сборника материалов, решения;
  • оформление помещений техническими средствами;
  • получение и обработку поступивших заявок, ответов на письма;
  • составление списка участников в детском саду или ином учреждении, подготовку бейджей;
  • комплектование подборки материалов для выдачи участникам (при регистрации);
  • подготовку текстов табличек, объявлений и указателей для участников;
  • организацию освещения органами массовой информации.

Кроме того, в обязанности Оргкомитета входят расчет и утверждение сметы расходов на публикацию докладов в сборнике научных материалов конференции в детском саду или ином учреждении, копировально-множительные работы по тиражированию раздаточных материалов, услуги связи, организацию питания участников мероприятия; подготовка помещений для проведения мероприятия и техническое обеспечение.

Важными задачами организационного этапа являются подготовка плана конференции в детском саду или ином учреждении и формирование научной программы.

План подготовки и проведения конференции в детском саду или ином учреждении основной документ, которым определяются спектр мероприятий, сроки их выполнения и персональные ответственные исполнители по каждому пункту плана. Содержание плана должно отвечать задаче проведения события на высоком организационном и научном уровне. После утверждения план является обязательным для всех исполнителей.

Программа конференции в детском саду или ином учреждении определяет успех мероприятия в целом, поэтому вопросам ее формирования и выполнения организаторы, члены Оргкомитета, руководители секций и участники должны уделить основное внимание. Программа должна быть составлена не позднее чем за месяц до начала.

Процесс формирования программы состоит из следующих этапов:

  • определение основной тематической направленности;
  • определение секционной направленности;
  • сбор и регистрация поступающих тезисов докладов с обязательной проверкой комплектности, соответствия формы и содержания всех сопроводительных документов требованиям для авторов, сформулированным в информационном сообщении Оргкомитета о конференции (в случае несоответствия поступивших материалов Оргкомитет предлагает авторам внести необходимые исправления и дополнения в указанный срок);
  • классификация тезисов докладов по секциям, определение тематической направленности и наполненности заседаний (проводит Оргкомитет по мере поступления тезисов);
  • рецензирование всех тезисов докладов до начала конференции в детском саду или ином учреждении (проводит группа тематического обеспечения - председатели секций по мере поступления тезисов).

Данная работа завершается не позднее чем через одну неделю после срока окончания сбора тезисов. Критерии отбора материалов для включения в программу:

  • соответствие представленного материала тематике конференции в детском саду или ином учреждении;
  • высокая научная и практическая значимость, актуальность представленного материала;
  • соответствие всем требованиям для авторов, приведенным в информационном сообщении.

Параллельно с отбором материалов Оргкомитет формирует проект программы на основе предварительной классификации тезисов и результатов рецензирования.

Важно правильно выбрать место проведения - зал, который является одним из основных факторов, влияющих на эффективность проведения мероприятия. Необходимо наличие общего помещения для проведения открытия, пленарной части и закрытия. Согласно общепринятым нормам организации деловых мероприятий, на одного участника при самом «тесном» размещении (по типу театра) должно приходиться не менее 1,2-1,5 м2 с учетом выделения необходимой площади для проходов между рядами, вдоль рядов, входов и выходов из зала, президиума. Уплотнение до 1 м2 на человека (даже 0,9 м2) теоретически возможно, но приведет к явному психологическому и даже физическому дискомфорту участников мероприятия.

Наряду с общим залом необходимо предусмотреть наличие помещений для проведения секций и тренингов с учетом количества участников. Выбор места и распределение помещений производятся заранее, до формирования программы мероприятия.

В качестве примера рассмотрим материалы научно-практической конференции в детском саду «Инновационные аспекты организации работы ДОО в соответствии с новыми требованиями законодательства». Программа этой конференции в детском саду составлена с учетом целевой аудитории - старшие воспитатели и руководители дошкольных образовательных организаций (приложение 2).

Предлагаем варианты методических мероприятий, организованных в рамках конференции в детском саду, которые могут быть использованы для работы дошкольных образовательных организаций с педагогическими кадрами.

Практикум «Карусель» - работа в группах при проведении конференции в детском саду

Согласно Толковому словарю русского языка Д.Н. Ушакова практикум (от греч. praktikos - деятельный) - это особый вид учебных занятий, имеющий целью практическое усвоение основных положений какого-нибудь предмета.

Практикум как методическое мероприятие - это групповая форма работы, основанная на применении имеющихся знаний на практике. Виды практических занятий: тренинг, деловая игра, педагогический ринг и т. д.

Практикум состоит, как правило, из следующих этапов:

  • организационный, или введение участников в проблему, обоснование ее актуальности, постановка цели, инструктаж;
  • основной, или практическая работа;
  • заключительный, или подведение итогов.

Практикум «Карусель» представляет собой проведение практических занятий продол-

жительностью 30-40 минут с несколькими группами по очереди. Сколько групп педагогов, столько и практических занятий, чтобы педагоги поочередно побывали на всех. В практикуме «Карусель», организованном в рамках научно-практической конференции в детском саду «Инновационные аспекты организации работы ДОО в соответствии с новыми требованиями законодательства», участвовали три группы педагогов по 12-15 человек. Они поочередно посещали следующие практические занятия: «Образовательные проекты: от теории к практике», «Коммуникативный тренинг», «Роль информационно-коммуникационных технологий в создании имиджа современной дошкольной образовательной организации». Программа проведения этого практикума представлена в приложении 3.

Данный практикум педагогам приходится проводить трижды. Но, как показала практика, группы всегда различаются и по составу, и по качеству работы в них.

При подготовке практикума «Карусель» следует продумывать содержание практических занятий (они должны быть непохожими и интересными), выбирать место проведения, оборудование, определять их продолжительность с учетом времени, необходимого для коммуникативных переходов.

Коммуникативные переходы - это активная деятельность участников, которая заключается, например, в разминках (полоса препятствий, задания двигательного характера и т. п.) после практического занятия статического характера и повышенной умственной деятельности.

Научно-практическая конференция в детском саду «Инновационные аспекты организации работы ДОО в соответствии с новыми требованиями законодательства» проходила несколько дней. Поэтому порядок организации практикума «Карусель» предусматривал два уровня сложности содержания практических занятий (по одному для каждого дня мероприятия); коммуникативные переходы между практическими занятиями.

Основная задача в рамках практикума «Карусель» - продемонстрировать старшим воспитателям преимущества данной формы методической работы с кадрами, позволяющей за короткое время погрузить педагогов в различные проблемные ситуации, дать знания, которые они смогут применить в работе с дошкольниками. В условиях детского сада ведущими практических занятий могут быть старший воспитатель, специалисты и опытные воспитатели.

«Детская площадка» - пространство для игры при проведении конференции в детском саду

Еще один вариант методического мероприятия, организованного в рамках конференции в детском саду, - «Детская площадка». Эта игра в общем игровом пространстве предоставляет возможность для совместной деятельности взрослых и детей, помогает выстроить между ними партнерские отношения и создать соответствующие игровые условия. В рамках выездного мероприятия проводится в форме мастер-класса: в роли детей выступают сами педагоги.

В период подготовки «Детской площадки» создается творческая рабочая группа, которая выбирает общую тему игры, помещение и варианты игр. Моделируется общее пространство, выделяются игровые зоны, определяются ответственные кураторы за каждую зону и игровые персонажи (аниматоры), которые будут вести общую игру. На подготовительном этапе кураторы подбирают игры, соответствующие атрибуты и материалы.

Кроме того, кураторы участвуют в оригинальном оформлении отведенного пространства и во время проведения «Детской площадки» организуют игру в своем пространстве: привлекают участников, координируют их действия, объясняют правила игры, инициируют идеи. Например, если общая игра называется «Путешествие», то игровые зоны могут иметь соответствующие названия: «К бабушке в деревню», «Вершина горы», «Город-офис», «Морское побережье» и др. Игровые зоны общей игры «Город»: «Детский дом моды», «Стадион», «Детский парк», «Аэропорт», «Издательство “Малышок”» и др.

Каждая игровая зона оформляется в соответствии с названием и характером игры. Например, в пространстве «Дом моды» создаются костюмы для сказки или авторская одежда. Для этого используются декоративные, бросовые, природные материалы, цветная гофрированная бумага, фольга, разноцветные шнурки и ленты и проч. Костюмы могут создаваться по заданным педагогом темам и выбранным самими участниками (дошкольниками).

На «Детской площадке» желательно использовать игры разных видов: творческие на развитие воображения, фантазии, образного мышления и игры с движениями (подвижные, игры-эстафеты, музыкальные с движениями, народные) и др.

Варианты игровых зон: «Театральная мастерская» (изготовление карнавальных масок, костюмов для спектакля), «Издательство “Малышок”» (оформление открыток для праздничных событий по выбору), «Спортклуб» (веселые игры-эстафеты, музыкальные игры, экспресс-соревнования), «Дизайн-магазин» (изготовление печатей для рисования, дизайн простого карандаша).

При проведении «Детской площадки» в детском саду игровое пространство может быть организовано как в одном месте (музыкальном или спортивном зале), так и на всей территории ДОО.

«Свободный микрофон», как форма обсуждения на конференции в детском саду

Методическое мероприятие «Свободный микрофон» предполагает обмен мнениями и активное обсуждение участниками вопросов, как рассматриваемых на конференции, так и предложенных организаторами мероприятия или самими участниками. Организуется в форме свободного или регламентированного общения, во время которого можно получить ответы на интересующие вопросы, высказать мнение по заявленной или волнующей проблеме. «Свободный микрофон» в рамках научно-практической конференции в детском саду - это форма профессионального интерактивного общения педагогов.

Работа «Свободного микрофона» планируется для ведения дискуссии, обсуждения докладов на заседании секции или вопросов по ходу выступлений, а может быть организована в конце конференции при подведении итогов. На этапе подготовки мероприятия Оргкомитет назначает ведущего или инициатора, определяет проблемы и вопросы для обсуждения. С ролью инициатора справится педагог, умеющей владеть аудиторией, имеющий ораторские навыки, ведь его задачи: поддерживать диалог между участниками, брать инициативу в свои руки, если не нашлось желающих начать работу в режиме «свободного микрофона» или у педагогов нет соответствующего опыта. Для этого необходимо подготовить ряд вопросов, ситуаций, которые будут стимулировать аудиторию к диалогу. Обсуждение проблемы обычно начинается с примерных формулировок: «Что я хочу сказать по поводу...», «Какие мысли возникают у меня в связи с...», «Прошу слова, так как...» и т. д.

При организации подобного методического мероприятия особую роль играет выбор конференц-зала и технического оборудования. Помещение должно свободно вмещать необходимое количество участников и приглашенных.

«Свободный микрофон» способствует развитию полемических навыков, способности выступать перед аудиторией, формирует умение выражать свое отношение к обсуждаемым проблемам. Все это актуально для педагогов дошкольной образовательной организации, поскольку с учетом специфики деятельности им нечасто представляется возможность для свободного выражения своей позиции.

Результативность проведения «Свободного микрофона» зависит от уровня подготовки к мероприятию. При публичном общении (как правило, в форме монолога) повышается степень ответственности за речь, ее целенаправленность и содержательность. Для того чтобы выступления участников «Свободного микрофона» были лаконичными по форме и глубокими, конструктивными по сути, педагогам необходимо учиться выступать. Специфика подобного мероприятия - строго ограниченное время, поэтому следует придерживаться регламента и четко, кратко излагать мысли, формулировать предложения. Педагогам можно порекомендовать изучить литературу по ораторскому искусству и обсуждаемой проблеме.

Вложенные файлы

  • Документ №1.doc
  • Документ №2.doc

Ирина Андреева

Цель :Вовлечение воспитанников в научно познавательную ,практическую,исследовательскую деятельность.

Задачи :

Расширять знания детей в области искусства,литературы,математике,географии и других наук,развитие исследовательских способностей дошкольников---

Способствовать формированию самостоятельности,коммуникативности,инициативности, творческих способностей детей.

У нас в саду 23 марта, состоялась научно-практическая конференция для дошкольников "Хочу всё знать "! Из нашей группы"Морячок" участвовало два ребёнка,. Кулакова Вероника,Бельтюкова Настя,и ещё два ребёнка из старшей и один из подготовительной группы. Все они представили очень интересные работы. Вероника рассказала нам о жирафе,где он живёт,чем питается,какое у него сердце,как он спит. Её было очень интересно слушать. Настя рассказала всем как мы посадили и дождались всходов очень полезной ягоды -хурмы. Потом после выступления мы подарили рассаженную хурму всем группам и инструкцию как за ней ухаживать. Но перед тем как дети стали рассказывать к нам в гости пришла Афин (царица науки, а так же пришла БЯка которая не хотела учиться,но потом дети её убедили,что надо учиться и если будешь учиться то много всего узнаешь. Праздник прошёл очень хорошо,дети и родители были довольны. Так же дети получили грамоты от Афины (царицы науки) и интересные книжки.


Публикации по теме:

Детско-родительская научно-практическая конференция «Всё об овощах» Детско-родительская научно-практическая конференция в детском саду №1 «Ленинец» на тему: «Всё об овощах». Средняя группа. Воспитатель: Казакова.

Дидактическое игровое пособие «Хочу всё знать!» Данное игровое пособие является многофункциональным средством, позволяющее проводить работу по познавательно- речевому развитию в совместной.

Одним из направлений моей педагогической деятельности является нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. В данном направлении.

Научно-практическая конференция «Шажок в будущее» проект «Золотое сердце» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Цель: формировать знания детей о жанрах живописи: портрет, пейзаж, натюрморт; составить коллективную композицию - аппликацию в жанре натюрморт.

Совместная организованная деятельность воспитателя и детей по освоению образовательных программ. Познавательное развитие: ФЭМП в подготовительной.

Проект «Хочу всё знать!» старшая группа Проект «Хочу всё знать!». Детки в садике живут, Здесь играют и поют, Здесь друзей себе находят, На прогулку с ними ходят. Ну а там - эксперименты.

8-9 сентября 2016 года на базе нашего детского сада "Теремок с. санатория "Алкино" муниципального района Чишминский район прошла Республиканская.

Матявина Елена Петровна

Ежегодно в нашей школе проходит детская научно-практическая конференция "Хочу все знать", где дети делятся своим опытом исследовательских работ. В этом году открытие конференции доверили моим четвероклассникам.

Делюсь с вами одной из работ. Работу выполняли 2 ученицы Яна и Маша.

Тема проекта :

«Самое популярное имя»

Цель : выявить самое популярное имя

Объект исследования : имена собственные

Предмет исследования : имена учащихся начальной школы.

Гипотеза : популярны одни и те же имена.

Задачи :

1. Провести опрос среди учащихся начальной школы.

2. Собрать и сравнить частоту использования имен в 2014 году, 2004 году.

Всем здравствуйте.

Меня зовут Маша.

А меня Яна.

Как -то раз мы стали спорить о наших именах. Мое имя зародилось раньше и на протяжение всех лет является популярным.

Я с тобой не согласна. Мое имя более современнее значит и более популярнее.

Мы решили выяснить кто из нас прав. И провели исследование о самом популярном имени.

Мы проанализировали список учащихся четвертых классов.

И выяснили что самое популярное имя среди девочек : 1. Дарья (их 6 человек) 2. Кристина и Александра (их 5 человек) 3. Яна (их 4 человека)

Самые редкие имена Ангелина. Элина. Эвелина. Самое популярное имя мальчиков : 1. Дмитрий (их 7 человек) 2. Артем и Александр (их 3 человек) 3. Андрей и Алексей (их 2 человека) .

Самые редкие имена Всеволод, Тимур, Ярослав.

Так же мы провели анкетирование с целью узнать знают ли дети почему их так назвали. Из 89 человек 51 человек ответили потому что нравится родителям, 20 человек не знают, 1 человек ответил подходит к отчеству и 17 человек названы в честь родственников. Самое популярное имя среди мам оказалось : 1. Ольга (их 16 человек) 2. Наталья и Светлана (их 11 человек) 3. Татьяна (их 10 человек) Среди пап популярностью пользуются имена : 1. Сергей и Александр (их по 10 человек) 2. Алексей (их 9 человек) 3. Олег (их 6 человек) .

С целью выявления самого популярного имени детей с рождения до двух лет, мы зарегистрировались на сайте для мам baby.ru и в ходе опроса выяснили что самое популярное имя среди девочек : 1. София (8 чел) 2. Ксения (6 чел) 3. Анастасия (4 чел) .

Самые редкие Борислава, Владислава, Есения.

Самое популярное имя среди мальчиков : 1. Кирилл (7 чел) 2. Егор(4 чел, Артемий (4 чел) 3. Михаил (3 чел)

Самые редкие Макар, Елисей, Савелий.

Таким образом, мы пришли к выводу что, в разные времена популярностью пользуются разные имена. И более популярнее имя Яна, чем Маша.


Эта работа вызвала интерес у учащихся начальной школы, кто-то захотел провести такую работу на своей параллели, в итоге мои девочки взяли приз зрительских симпатий.