Оксана Соснина

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать. Это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того , чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.

Наша задача – не пресекать поисково -исследовательскую активность детей, а наоборот, активно помогать.

Слова Александра Николаевича Поддьякова и Ральфа Эмерсона подтверждают это :

«…Готовность и способность исследовать новое в окружающем мире путём реального взаимодействия с ним является самостоятельной ценностью»

Р. Эмерсон :

«Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам».

В раннем возрасте малыш постигает и осознает реальные предметы и объекты, к которым можно приблизиться, которые можно рассмотреть, подержать в руках, с которыми можно проделать различные манипуляции (действия) . А так же события и явления окружающей действительности, в которых они сами являются активными участниками. Благодаря этому дети накапливают довольно много представлений и знаний о ближайшем непосредственном окружении.

Чем разнообразней исследовательская деятельность , тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Поисково-исследовательская деятельность детей раннего возраста принципиально отличается от любой другой деятельности тем , что педагог стремиться создать такую предметную среду, которая максимально полно могла бы стимулировать ребёнка к деятельности , при этом безопасно обогащала его сенсорный опыт, планирует этапы исследования объектов и явлений, определяет цель опыта, материалы и оборудования. Для ребенка исследовательская деятельность связана с неопределенностью, открытиями, эмоциональными переживаниями.

Для достижения цели воспитатели раннего возраста поставили следующие задачи :

Формировать у детей навык практического экспериментирования с разными предметами из разных материалов;

Развивать зрительно- слуховые связи, мелкую моторику рук (сжать песок в руке и ссыпать с ладони) ;

Воспитывать положительное отношение к элементарной экспериментальной деятельности ;

Учить способам обследования материала;

Развивать активный словарь.

Ориентировочный рефлекс как реакция на новизну дан ребёнку природой. Малыш – «исследователь» с первых лет жизни, поэтому воспитание любознательности падает на благодатную почву. А чтобы повернуть действия маленьких исследователей в полезное русло рекомендуется проведение особого типа игр, в основе которых лежат действия экспериментирования. Они подводят ребёнка к познанию окружающего мира, физическую природу, которую он узнает значительно позже, в школе, а пока ему предстоит накапливать практический опыт под руководством взрослого.

Если в младенчестве ребёнка привлекали внешние свойства предметов (яркость цвета, необычность формы, новизна деталей, оригинальность и сила звука, на третьем году жизни ему уже интересно их скрытые свойства, которые малыш обнаруживает с помощью целенаправленных исследовательских действий : поглаживает предмет, постукивает им, прикладывает его к ухо и т. д. Он как бы изучает предмет, обнаруживая свойства, «таящиеся» в его конструкции, и чем больше сюрпризов преподносит ему исследовательская деятельность , тем интереснее для него сама ситуация.

В такой работе используется обычное игровое оборудование (одноразовая посуда, целлофановые пакеты, пластиковые бутылки, формочки, тазики, совочки, ведерки, лопатки, грабли, различные формочки; рыбки, черепашки, дельфинчики, лягушки - мелкие и средних размеров (надувные, пластмассовые, резиновые, простые, заводные) .

Предметы-заместители, неоформленный материал : кубики, коробочки, крышки цветные, пузырьки, банки с завертывающейся крышкой (не стекло) разных размеров, форм; картонные, клеенчатые полоски различной длины, ширины.

Дидактические игрушки, формирующие интеллект и мелкую моторику : ящик Сегена, цилиндрики-вкладыши, рамки и вкладыши, пирамидки.

Опыты использовали для установления детьми тех или иных явлений, связей и отношений между предметами и явлениями.

Организуя игры с песком и водой,

мы не только знакомили детей со свойствами различных предметов и материалов, но и расширяли познавательный интерес ребенка, при этом развивали мелкую моторику рук.

Тема : «Вода»

Начали работу с экспериментов с водой, согласно тематическому плану воспитательно-образовательной деятельности .

Дети убедились в том, что водой можно умываться, опускать в нее и вылавливать различные предметы; что вода может литься, а может брызгать; что предметы станут чище, если помыть их водой; что вода не имеет вкуса.

На НОД дети получили представления о том, что вода жидкая, поэтому разливается из сосуда (ознакомление с окружающим «Напоим кукол» );

что вода не имеет цвета, но ее можно покрасить (рисование «Цветная водичка» ); что вода может быть теплой и холодной (ознакомление с окружающим «Катенька чумазая» ).

С помощью дидактических игр «Водичка, водичка» , «Кто умеет чисто мыться» дети узнают, что предметы станут чище, если их помыть водой.

Тема : «Песок»

Различные опыты с песком используют в организации непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим. В совместной деятельности с детьми «День рождения куклы Кати» дети пробовали лепить «угощение» из сухого и мокрого песка руками и с помощью формочек.

В конце занятия мы с детьми подвели итог – мокрый песок принимает любую нужную форму.

С помощью дидактической игры «Чьи следы» дети убедились, что на мокром песке остаются следы и отпечатки.

А при проведении опыта с песком детям было предложено пропустить через ситечко мокрый песок, а затем сухой – малыши пришли к выводу, что сухой песок может сыпаться. На прогулке в процессе наблюдения за песком, выявили, что песок – это множество песчинок.

Игры с песком и водой можно организовывать в любые периоды дня , в этих играх воспитывается устойчивое поведение, активность, общительность, доброжелательное отношение к товарищам.

Одной из любимых игр детей является игра с песком и водой, руководя

которой воспитатели решают важные задачи сенсорного воспитания и учат детей создавать условия для овладения способами познания чувств.

После проделанной работы, подводя итоги в конце учебного года, педагоги отметили, что дети стали более любознательными, расширился их словарный запас, восприимчивость к явлениям и объектам окружающего мира, начальное представление о физических свойствах жидких и твердых телах. Все это явилось предпосылками для восприятия естественнонаучных представлений.

Исследовательская деятельность , которую педагоги старались включить в разные виды деятельности , способствовала приобретению более содержательных сведений о предметах ближайшего окружения и жизни людей.

Интенсивное развитие игр с песком и водой во всех его видах и формах является необходимым условием успешного становления личности дошкольника , развития познавательного интереса, воспитания потребности к целостному восприятию окружающего мира, развитию умственных способностей, сенсорного воспитания.

В адаптационный период игры с песком и водой снимают эмоциональное напряжение у детей, помогают расслабиться, быстрее найти контакт с воспитателем. Ведь у воды и песка есть свойство «заземлять» отрицательную энергию.

Эту работу необходимо осуществлять совместными усилиями родителей и педагогов дошкольного учреждения . Тогда можно добиться устойчивого положительного результата в развитии познавательной активности детей раннего возраста.

Но были и проблемы…проблема в выборе мотивации и недостатке оборудования.

На будущий год мы планируем углубленную работу с детьми по познавательному развитию. Повышение уровня пед. мастерства путём участия в семинарах, мастер-классах, курсах повышения квалификации.

В младшем возрасте мы продолжаем заниматься поисково-исследовательской деятельностью , но уже более расширенно и углубленно.

Были сформулированы следующие задачи :

Развивать у детей младшего возраста способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей, что, в свою очередь способствует проявлению творческих способностей.

Развивать у детей собственный познавательный опыт в обобщённом виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей , моделей) ;

Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру.

Мы знаем, что обязательным условием развития и саморазвития ребенка является создание предметно-развивающей среды.

Важно создать условия по организации самостоятельной поисковой исследовательской деятельности детей .

Для этой цели в группах организованы «Детские лаборатории» с соответствующим оснащением, что позволило оказывать огромное влияние на познавательную активность детей.

В наших уголках мы разместили :


1. Емкости.

2. Мерные ложки, пробирки, ситечки, воронки разного размера.


3. Детские халаты, фартуки клеенчатые, резиновые перчатки.

4. Увеличительные стекла, магниты, лупы, компас, песочные часы, фонарик, микроскоп.

5. Медицинские материалы : Пипетки, шприцы пластиковые, мерные ложечки, вата, бинт.

7. Природные материалы : листья, песок, глина, земля, семена;

8. Бросовый материал : пластмасса, кусочки ткани, кожи, меха.

А также :


Схемы для проведения опыта


Резиновые груши разного размера.

Пластиковые, резиновые трубочки.

Деревянные палочки, лопаточки, шпатели.

Пластиковые контейнеры.

Рулетка, линейка.

Цветные прозрачные стеклышки.

Лопатки, лейки, щетки, совки.

В 3-4 года объекты для исследования усложняются и становятся более разнообразными, а образно-символический материал начинает занимать большее место. В 4-5 лет в дополнение к усложняющимся реальным объектам и образно-символическому материалу могут вводиться простейшие элементы нормативно-знакового материала.


В своей работе по мы использовали следующие методические приёмы :

Проектная деятельность

Экскурсии

Наблюдения

Целевые прогулки

Просмотр фильмов

Опыты и эксперименты в лаборатории «Эврика»

Труд в уголке природы и на участке д/с

Работа с календарём природы

Работа с символами и эмблемами

Сбор коллекций

Известный психолог Павел Петрович Блонский писал : "Пустая голова не рассуждает : чем больше опыта, тем больше способна она рассуждать”.

Чтобы дать знание детям и наполнить, их головы интересным содержанием мы с детьми продолжали проводить различные опыты : с песком, воздухом, водой, элементарные опыты с магнитом.

Обычно на вопрос как можно увидеть и почувствовать воздух, дети затрудняются ответить. Для поиска ответов на этот вопрос мы провели ряд опытов :


-«Мы дышим воздухом» (в стакан с водой дуем через соломинку, появляются пузырьки) ;

-«У нас есть вдох и выдох» ;

Ответили на следующие вопросы :


Сколько весит воздух?

Можно ли поймать воздух?

Бывает ли воздуху холодно?

Вдунь шарик в бутылку.

Может ли воздух быть сильным?


Из опытов дети узнали, что воздух есть везде, он прозрачный, легкий, не заметный. Воздух нужен для дыхания всем живым существам : растениям, животным, человеку.

Продолжаем знакомить детей с песком и глиной, их свойствами.

Для этого провели :

Наблюдение «Песок на участке»

в ходе наблюдения обратили внимание детей на то, где используется песок на участках детского сада : в песочницах, на клумбах, на дорожках; определить пользу песка.


Тематическая беседа «Свойства песка» , в ходе которой дети познакомились с различными свойствами песка : сыпучесть, вязкость

(липкость) ;

Опыт «Сухой и мокрый песок»

Сюжетно - ролевая игра «Магазин»

Цель : закрепили представления детей о свойствах песка, учили использовать

поделки из песка в игровой деятельности , развивали воображение детей.


Для знакомства с магнитом и его свойством магнетизма мы провели игры :

«Волшебная рукавичка» ;

«Волшебный театр» ;

«Мы – фокусники» .

Познавательный интерес ребенка развивается также, в процессе экспериментирования с жидкостями. На примере воды мы познакомили детей со свойствами жидкостей.

Вода один из главных источников жизни на Земле. Воды на планете очень много - суша занимает одну треть её поверхности. Основная масса воды сосредоточена в морях и океанах, в них она горько-соленая. Пресная вода – в значительно меньших количествах имеется на суши в озерах, прудах, реках ручьях, родниках, болотах, лужах. Рассказываем и показываем где в природе есть вода, и какими свойствами она обладает. Дети узнают о важности воды, кому она нужна для жизни, где в природе есть вода, как человек использует воду, как вода работает на человека.

Для получения и закрепления знаний мы провели следующие эксперименты :

«Вода жидкость


«Вода не имеет формы»


«Вода не имеет вкуса и запаха


«Вода не имеет цвета, она прозрачна»


«Вода растворитель»


"Тонет, не тонет”.

"Испаряется ли вода?”.

Наблюдали за лужей, в первый день мы обрисовали её мелом и в последующие дни наблюдали её уменьшение.

Наблюдали также за высыханием пола.

Провели опыт и узнали «Куда спряталась вода?»


В этом нам помогли дети подготовительной группы.




Была организована экскурсия в группу №7, где мы наблюдали за работой старших детей с бумагой, затем дети предложили малышам совместно изготовить самолётики.


В зимний период мы наблюдали за снегом и его свойствами.


Учили детей самим делать выводы о свойствах снега – холодный, мокрый, липкий, пушистый,


развивали внимательность, познавательные способности, желание совершать действия со снегом, воспитывать правильное поведение при наблюдении за снегом.


Играли в снежки

в ходе этой игры мы познакомили детей с таким свойством снега, как липкость, учили самостоятельно лепить снежки, развивали мыслительные процессы : анализировали, сравнивали; учили использовать знания о снеге, полученные в процессе наблюдения и бесед.

Наблюдали за льдом

Выявили с детьми свойства льда – холодный, гладкий, скользкий, твердый; учились сравнивать со снегом и его признаками; развивать интерес к сравнительной деятельности , учили находить отличия, называть их; воспитывали аккуратное обращение со льдом во время прогулки.

За этот год мы узнали :

1. «Где прячутся детки?

2. «У кого какие детки?»

3. Как развивается растение?»

4. «Что любят растения?»

5. «Зачем зайчику другая шубка?»

6. «Как звери меняют шубку?»

7. «Из чего птицы строят гнёзда?»

8. «Нужен ли зимой растениям снег?»

9. «Почему тает снег?»

10. «Где быстрее наступит весна?»

11. «Где снег не тает?»

12. «Где будут первые проталины?»

13. «Кто улетит, кто останется?»

14. «Зачем утке и лягушке такие лапки?»

15. «Почему птицы могут летать?»

16. «Кто живёт в воде?»

17. «Как спрятаться бабочкам?"

Мы старались не подавлять ребенка грузом своих знаний, а создавали условия для самостоятельного нахождения ответов на свои вопросы «почему» и «как» , что способствовало развитию познавательной активности детей.

В эту работу мы активно вовлекали родителей детей. Были даны рекомендации о проведении экспериментов дома. С помощью родителей мы узнали, что соль и сахар полностью растворяются в воде, а мука нет, что вода быстро испаряется, если её кипятить на высокой температуре и много других опытов. Освещяли в форме мини-фото газет о той или иной эксперементальной деятельности , которая проходила на данный момент.

Для родителей была подготовлена и показана мультимедийная презентация «Мы – исследователи!» , с целью более подробного представления родителями о детской поисково-исследовательской деятельности .

Но встречались и трудности при моделировании занятий познавательного цикла с элементами экспериментирования :

Недостаточность современного оборудования,

Молодые специалисты в недостаточности опыта;

Испытывали сложность с мотивацией детской деятельности , применением деятельностного подхода , отражением его в плане.

В дальнейшем мы планируем продолжить работу по развитию поисковой деятельности , использовать проектную деятельность , привлекая родителей в развитие своих родных детей!

Рассмотрим старший возраст :

Нами были сформулированы следующие задачи :

Формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления;

Развитие собственного познавательного опыта в обобщённом виде с помощью наглядных средств;


Расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности детей ;

Технологию экспериментальной деятельности мы разбили по месяцам, а в ряде случаев и по неделям : ее особенность - максимально эффективно использовать в работе с детьми по ознакомлению с явлениями природы благоприятные периоды каждого сезона. Например, познание свойств снега проводим в зимний период, а изучение песка - теплые месяца, в него можно играть; ознакомление же с Луной, звездами, ночным небом организовывается в ноябре , декабре, январе - в это время самый короткий день, и поэтому возможны наблюдения на прогулке и т. д.

Организация нашей работы проводилась по трем взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими темами :

1)Живая природа (характерные особенности сезонов в разных климатических зонах в разных природно-климатических зонах, многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде и др.)

2) Неживая природа (воздух, вода, почва, электричество, звук, вес, цвет и др.)

3)Человек (Функционирование организма , рукотворный мир, материалы и их свойства, преобразование предметов и др.)

Все темы усложнялись по содержанию , задачам, способам их реализации (информационные, действенно-мыслительные, преобразовательные) .

Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин , способов действий, проявлению творчества, так как представлены с учетом актуального развития дошкольников . Наша работа началась с изучения соответствующей литературы и преобразований в предметно - развивающей среде : в ней появились следующие микроблоки :

Лаборатория «Почемучка» , в которую вошли материалы для ознакомления с их свойствами, оборудование для экспериментов, приборы, макеты, модели;

Уголок природы;

Центр преобразований «Мастерилки» . В нем разместились различные виды материалов природный, бросовый, нитки, пластилин;


Уголок «Знайки» , включающий в себя познавательную литературу, иллюстрации, рисунки, коллекции, гербарии и др. ;



информационная копилка вместила копилку детских вопросов, карточки, муляжи;

Игротека включила дидактические игры по различным разделам;

Уголок моделирования. В него вошли условные символы , календари наблюдений в природе, протоколы опытов, алгоритмы познавательной деятельности , опытов, экспериментов, изобразительные средства.


Планируя и реализуя проекты с детьми, мы использовали такие формы работы : игры, наблюдения, труд в уголке природы и на участке, совместную исследовательскую деятельность взрослого с детьми , НОД познавательного цикла, развлечения.

Вовлекая детей в поисковую деятельность использовали такой алгоритм, который предполагал не просто фиксацию результатов эксперимента, а направлен на решение экологических проблем.

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности . На прогулке юные исследователи решали важные проблемы : почему снег тает раньше в районе теплотрассы? что произойдет со снегом, если его положить его на темную поверхность, как освободить бусинки из ледяного плена и т. п.

Проводили различные опыты : с песком, воздухом, водой, с тенью, с магнитом.

Нами было проведено исследование на тему : «Почему не тонут корабли?» . И выяснилось, что :

1. Материал, из которого изготовлен корабль, не дает ему утонуть.

2. Корабль не тонет, потому что он имеет особую форму

3. Корабль не тонет, потому что воздух внутри него держит его на плаву.

4. Секреты строения.

На примере воды мы продолжали знакомить детей со свойствами жидкостей и узнали, что в соленой воде легче плавать, потому что тело поддерживает не только вода, но и растворенные в ней частички соли.

“Цветы лотоса”. Делали цветок из бумаги, лепестки закручивали к центру, опускали в воду, цветы распускаются. (Бумага намокает, становится тяжелее и лепестки распускаются)



“Чудесные спички”. Надломить спички посередине капнуть несколько капель воды на сгибы спичек, постепенно спички расправляются, (волокна дерева впитывают влагу, и не могут сильно сгибаться и начинают расправляться)

“Капля шар”. Берем муку и брызгам из пульверизатора, получаем шарики капельки (пылинки вокруг себя собирают мелкие капли воды, образуют одну большую каплю, образование облаков).

“ Можно ли склеить бумагу водой?” Берем два листа бумаги, двигаем их один в одну другой в другую сторону. Смачиваем листы водой, слегка прижимаем, выдавливаем лишнюю воду, пробуем сдвигать листы - не двигаются (Вода обладает склеивающим действием) .


“Делаем облако”. Наливаем в банку горячей воды 3см на противень кладем кубики льда и ставим на банку, воздух внутри банки поднимается вверх, охлаждается. Водяной пар концентрируется, образуя облако.

В ходе экспериментальной деятельности дети учились задавать вопросы : "Как это сделать?", обращаться с просьбами : "Давайте сделаем так", "Давайте посмотрим, что будет, если…", сравнивать два состояния одного и того же объекта и находить не только разницу, но и сходство.

Также мы познакомились с разнообразием мира камней и их свойствами, обратить внимание на особенности камней.


Вместе с детьми классифицировали камни по признакам : размер (большой, средний, маленький) ; поверхность (гладкая, ровная, шероховатая, шершавая) ; температура (теплый, холодный) ; вес (лёгкий, тяжелый, плавучесть – тонет в воде. Нацеливали детей на поисковую и творческую деятельность в детском саду и дома.

Развивали визуальную, и мышечную память, глазомер, логическое мышление. Способствовали развитию эстетического вкуса. Побуждали детей выражать словами свои тактильные ощущения. Закрепили навыки работы с увеличительными приборами. Способствовали развитию слухового восприятия.

Наши отношения с детьми строились на основе партнерства. Дети учились ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, делать выводы

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей. Чтобы у ребенка поддерживался интерес, стремление узнать новое, выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действий, рекомендовали родителям дома проводить простейшие опыты и эксперименты.

Для взаимодействия с родителями использовали следующие формы :

Подбор справочного материала.

-Создание библиотечки для родителей

Консультации по теме и индивидуальные консультации с учетом особенностей каждого ребенка

Встречи с увлеченными людьми.

Результатом нашей работы считаем следующее :

Дети научились анализировать, делать выводы, могут сами объяснить некоторые закономерности в природе, с большим интересом проводят опыты. Что в целом положительно сказалось на подготовке детей к школе. Они уверены в своих силах, стремятся самостоятельно преодолевать трудности.

Понимая, какое значение имеет детское экспериментирование в развитии интеллектуальных способностей, стремясь создать условия для исследовательской активности ребенка, мы столкнулись с трудностями, связанными с недостаточной изученностью данной проблемы в свете деятельностного подхода . Мы испытывали затруднения при моделировании занятий познавательного цикла с элементами экспериментирования, организации и оформлении уголков с соответствующим материалом.


Для успешной работы в этом направлении мы находили ответы на свои вопросы в разных источниках, опирались на опыт других педагогов. Очень помог проведенный семинар «Деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками », а также проведение открытых просмотров коллег.

И хочется закончить китайским изречением :

То, что я услышал, я забыл.

То, что я увидел, я помню.

То, что я сделал, я знаю!

Участник 5Международной научно-образовательной конференции «Актуальные проблемы дошкольного и начального образования» (Казанский федеральный университет, 2016г)

«ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Васькова З. А. Воспитатель МАДОУ «Детский сад №5 «Камыр Батыр»

общеразвивающего вида» г. Нурлат РТ.

«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что узнал». В.А. Сухомлинский.

Формирование исследовательских умений дошкольников одна из важнейших задач современной образовательной практики в рамках новых федеральных государственных образовательных стандартов. Современный мир столь динамичен и меняется он так стремительно, что выжить в нём, опираясь на наработанные стереотипы невозможно, современный человек должен постоянно проявлять исследовательскую, поисковую активность. Конечно, ребёнок познаёт мир в процессе любой своей деятельности. Но, именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем, как устроен мир) практикуется в установлении причинно-следственных, пространственных и временных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширять, но и упорядочивать свои представления о мире, достигать высокого умственного развития. .

Уделяя должное внимание данной теме, я понимаю, что при детской экспериментально-исследовательской деятельности в детском саду: - Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. - Идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации. - Развивается речь ребенка, так как дошкольнику необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы. - Происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Основная задача ДОУ поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия. Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды. Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности в группе создали «Детскую научную лабораторию», а также центр экспериментирования. В этом специально оборудованном центре дети проводят опыты, эксперименты, наблюдения. Материалы распределены по разделам: "Песок, глина, вода", "Звук", "Магниты", "Бумага", "Свет", "Стекло", "Резина". Центр оснащён разнообразным природным (семена, шишки, листья деревьев, камни…) и бросовым материалом (баночки, пробки, крышки, трубочки, пробирки…) Он периодически пополняется новым материалом для того, чтобы вовлечь детей в исследовательскую деятельность. Имеется картотека, серии экспериментов с объектами живой и неживой природы. Совместно с детьми разработали условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки в природе. Для организации самостоятельной детской деятельности есть карточки-схемы проведения экспериментов, собран необходимый методический материал, фотографии, дидактические игры, серии картин с изображением природных сообществ, книги познавательного характера, атласы, тематические альбомы, иллюстрации. При оборудовании уголка в группе учитывала следующие требования: безопасность, достаточность и доступность расположения. Проводились с детьми экскурсии и целевые прогулки наблюдения за живой природой, растениями, животными, как живыми организмами: рост, потребности, размножение, характерные особенности сезонов. Опыты в неживой природе: водой, с песком, с глиной, с магнитом, камнями, игры со светом, цветом и т.д. Знакомили детей с круговоротом воды в природе, как вода из жидкого состояния может перейти в твердое и наоборот. Выявили вещества, которые растворимы в воде. Познакомили со способами очистки воды (фильтрование). Узнали, почему не тонут айсберги? Что такое «Сила тяготения», «Упрямые предметы», узнали, что такое «Хитрости инерции», «Почему предметы движутся». Познакомились с Солнечной системой, узнали, что такое Вселенная, планеты, звезды. Подготовили коллективный проект на тему: «Космос», «Магия воды и кристаллов». Исследовательская деятельность ставит каждого ребенка в позицию активного участника, дает возможность реализовать индивидуальные творческие замыслы, формирует информационный инструментарий, учит работать в команде, выполняя разные социальные роли. Это привело к сплочению детского коллектива, развитию коммуникативных навыков. Появилась обстановка общей увлеченности и творчества в нашей группе. Каждый из ребят вносит посильный вклад в общее дело, выступает одновременно и организатором и экспертом деятельности. Технология исследовательской деятельности предоставляет возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?», но для этого мы стараемся обеспечивать не только оборудование для исследования, но и создавать проблемную ситуацию, решение которой приводит к открытию каких-либо закономерностей, свойств, явлений. Для поддержки интереса к экспериментированию некоторые проблемные ситуации формулируются от имени сказочных героев. В лаборатории «живет» «Звездочёт», от имени которого предлагаются задания, опыты и эксперименты. Нашим воспитанникам интересны самые разнообразные опыты с веществами и предметами. В свободное время изучают энциклопедии « Я- исследователь», «Космос», «Планета земля», «Первооткрыватели», «Подводный мир», «Природа и человек» и т.д. Была проведена выставка детских рисунков «Моя научная работа».

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом.
Наш опыт показал, что экспериментальная деятельность вовлекает, «притягивает» к себе не только дошкольников, но и их родителей. С этой целью мы провели родительское собрание, « Роль семьи в развитии интереса ребенка к опытно-исследовательской деятельности» показали занятие с элементами экспериментирования «Я- исследователь». Чтобы выявить отношение родителей к поисково-исследовательской активности детей, провели анкетирование. Так же разработали буклеты и памятки для родителей: «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к экспериментированию?», «Как помочь маленькому исследователю», «Занимательные опыты на кухне». Постоянно действует рубрика в родительском уголке «Поэкспериментируем!», в которой мы предлагаем родителям различные формы проведения совместных с детьми опытов и экспериментов. Для родителей создали картотеку элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома. Конечным этапом стала тематическая выставка «Экспериментируем дома» . Итог работы оказался положительным. Воспитателями, детьми и родителями собраны коллекции открыток о природе, созданы мультимедийные обучающие презентации «Круговорот воды в природе», «Эксперименты с песком и глиной», «Путешествие в прошлое», «Полезные ископаемые» и т.д. Таким образом, можно сказать, что прослеживается положительная динамика развития познавательных процессов у детей нашей группы, с которыми проводилась планомерная работа по исследовательской деятельности и экспериментированию дома, заметно повышение компетентности родителей в организации этой деятельности. Вся деятельность по реализации поисковой, исследовательской деятельности сближает родителей, детей и педагогов, а воспитательно-образовательный процесс делает плодотворным и интересным.

У родителей непременно появляется уверенность в своих детях, потому что они видят их еще с одной стороны: как активных творцов, способных добиваться поставленной цели. Следовательно, в школе эти дети, при определенной помощи родителей, способны достичь высоких результатов. Итак, мы пришли к выводу, что внедрение исследовательских методов в образовательный процесс детского сада - это на сегодняшний день один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения. П омогайте детям открывать, изучать, получать возможность думать, пробовать, искать, экспериментировать. Ведь самое лучшее открытие-то, что ребенок делает сам .

Литература

1.Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. «Детское экспериментирование» Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. – М.: пед. общество России, 2003г, С.80.

2. Паршукова, И. Л. «Маленькие исследователи. Виды и структура исследовательских занятий в детском саду» Дошкольная педагогика, 2006г, С.150.

3.Савенков А.И. «Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании», 2005г, С.282.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида детский сад 3 «Белоснежка» города Мирного Архангельской области (МКДОУ 3) «ПОИСКОВО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ». КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. Воспитатель Потреденная Людмила Григорьевна. МАРТ 2015г.

2 Стремление к исследованиям, поисковая активность естественное состояние ребенка дошкольного возраста. Детям свойственна потребность в получении и переработке информации. Организуя поисково-исследовательскую деятельность дошкольников, следует помнить, что при дефиците новых впечатлений дети испытывают интеллектуальный голод, а избыточная стимуляция умственной деятельности и критика со стороны взрослого тормозят развитие любознательности и потребности в самостоятельном поиске. Следовательно, для успешного формирования исследовательского поведения ребенка необходимо создавать такие условия, которые бы поощряли у ребенка стремление к открытиям, но при этом не давали бы готовых образцов, решений, а активизировали бы самостоятельную познавательно-практическую деятельность. Таким образом, необходимы преодолимые препятствия, развивающие вкус к поиску и составляющие исследовательскую практику ребенка. «Для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения, чем получать уже добытые кем-то знания в «готовом виде». (А.И.Савенков). Следовательно, необходимо увеличивать долю исследовательских методов обучения в образовательном процессе. Исследовательская деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы ребенок смог задавать вопросы и самостоятельно находить на них ответы. Однако нет целостного подхода к развитию исследовательской деятельности в аспекте личностного развития ребенка-дошкольника. И это свидетельствует об актуальности проблемы развития исследовательской деятельности у дошкольников и о недостаточной ее разработанности в плане развития ребенка. Метод проекта содержит разнообразные формы исследовательской работы, которые легко вписываются в совместную деятельность воспитателя с детьми дошкольного возраста. Именно этот возраст характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. И, что немаловажно, проект учитывает совместную познавательно-поисковую деятельность детей, педагогов и родителей. Реализация проектной деятельности осуществляется в течение всего учебного года под наблюдением воспитателей группы. В качестве основной линии работы можно выделить работу по формированию и развитию умений и навыков исследовательского поиска у детей. Этому будут способствовать специально организованные занятия: занятия-тренинги и собственно исследования.

3 В ходе проектной деятельности дети учатся совместно работать, искать и собирать информацию, анализировать и систематизировать ее, тесно общаться со сверстниками, родителями и сотрудниками детского сада. Все это в полной мере способствует саморазвитию личности каждого ребенка, воспитанию в нем целеустремленности и самоуважения. У родителей непременно появляется уверенность в своих детях, потому что они видят их еще с одной стороны: как активных творцов, способных добиваться поставленной цели. Следовательно, в школе эти дети, при определенной помощи родителей, способны достичь высоких результатов. Таким образом, включение метода проектов в образовательный процесс, систематическое проведение разработанных мероприятий, а также согласованная совместная работа воспитателей, родителей способствуют качественной подготовке детей к обучению в школе. Делая упор на сознательную поисковую активность и продуктивное мышление ребенка, целенаправленно устремляя их на достижение определенных познавательных задач, можно добиться ожидаемых положительных результатов в любом виде деятельности. Итак, мы пришли к выводу, что внедрение метода проектов в образовательный процесс детского сада - это на сегодняшний день один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения. Вот уже несколько лет мы работаем над формированием познавательной активности дошкольников через вовлечение их в исследовательскую деятельность, которая является средством познания окружающего мира. Работа проводится с учетом возрастных особенностей развития детей, спецификой дошкольного образования и включает время, отведенное на: образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательноисследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения); образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов; самостоятельную деятельность детей; взаимодействие с семьями детей. Начиная со второй младшей группы, одним из видов деятельности мы выбрали детское экспериментирование.

4 Например, знакомя детей со свойствами песка, установили в группу мини-песочницу. Мини-песочница - идеальная развивающая среда, где можно в течение года творить, без страха что-либо испортить или сломать. В зависимости от задач, песок может быть сухим или влажным. Подобрали формочки и совочки, камешки и ракушки. Эту коллекцию постоянно пополняем. В средней группе для практической деятельности детей выбрали темы: «Волшебницавода», «Смешивание красок», «Получение новых цветов и оттенков», «Что нужно растению для жизни» и другие. Эксперименты проводили не только кратковременные, но и длительные. Длительные эксперименты в основном проводились при знакомстве с жизнью растений. Во время исследований используем театрализованную деятельность. Так, чтобы ознакомить детей со свойствами воды, использовали сказку «Заюшкина избушка». Сказка «Дюймовочка» помогла понять детям способы проращивания семян.

5 При знакомстве со свойствами камней и силой ветра помогла сказка «Три поросенка». Проводя экспериментально-исследовательскую работу, стараемся закрепить ее дидактической или подвижной игрой. Вместе с детьми создали коллекции: «ткани», «бумага», «пуговицы». Собрали природные материалы (желуди, шишки, семена, листья,

6 крупа, зерно). Провели выставки: «Предметы из стекла, дерева, керамики», «Воздухневидимка» и др. С детьми 5-6 лет основным структурным компонентом экспериментирования становится проблеммность. Она выражается в поисках несоответствия и противоречий в собственной постановке вопросов и проблем. Даже неудачи вызывают исследовательскую активность у детей, стремления найти правильный ответ на интересующий вопрос. Исследовательская деятельность старших дошкольников включает следующие этапы: - выделение и постановка проблемы; - поиск и предложение возможных вариантов решений /гипотеза/; - сбор материала; - обобщение полученных данных: - формулировка выводов. Вся работа с детьми в этом направлении приобрела перспективу, систему, определенную последовательность. С детьми был проведен цикл занятий «Удивительные камни». Дети любят проводить опыты с магнитом, с удовольствием обследуют песок и глину, познавая их свойства, выясняют особенности взаимодействия воды, льда, снега. В группе оборудован большой уголок экспериментирования,

7 который постепенно пополняется все новыми материалами, поддерживая интерес детей, позволяя им вновь воспроизвести опыт, утвердиться в своих представлениях. Работу с родителями вели параллельно с подготовкой детей к исследованию. Реализация поставленных задач в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. Для наглядной информации родителям подготовили папки-передвижки: «Игры с песком круглый год», «Познавательноисследовательская деятельность детей» чтобы показать родителям организацию детского экспериментирования в практике работы группы, и дать рекомендации по развитию познавательных интересов детей); буклет «Секреты экспериментирования» (подборка занимательных опытов и экспериментов). Целевым ориентиром в нашей работе является комплекс нормативных показателей познавательной инициативы и характера познавательно- исследовательской деятельности ребенка к концу дошкольного возраста: - проявляет интерес к предметам и явлениям, лежащим за кругом непосредственно данного, задает вопросы об отвлеченных вещах (почему? зачем? как?); - обнаруживает стремление объяснить связь фактов, использует

8 простое причинное рассуждение (потому что...); - стремится к упорядочиванию, систематизации конкретных материалов, вещей (коллекции); - проявляет интерес к познавательной литературе; - проявляет интерес к символическим языкам: самостоятельно берется "читать" схемы, карты, чертежи, делать что-то по графическим схемам (лепить, конструировать), составлять схемы, карты, пиктограммы, записывать истории, наблюдения (осваивает письмо как средство систематизации и коммуникации). Практика показывает, что познавательно-исследовательская деятельность является, наряду с игровой, ведущей деятельностью ребенка-дошкольника. Систематизация знаний позволяет максимально помочь дошкольникам освоить разнообразные доступные им способы познания окружающего мира, развивать познавательную активность, любознательность, воспитывать правильное отношение к объектам, предметам окружающего мира, сформировать представления о себе, познакомить с рукотворным миром, уточнить знания о здоровом образе жизни и правилах безопасного поведения в различных ситуациях. Поэтому считаем, исследовательская деятельность в детском саду очень важная ступень при подготовке ребенка к обучению в школе.


Развитие исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста Научный поиск эффективных средств развития исследовательской активности дошкольников - представляет актуальную проблему, требующую

Алгоритм организации экспериментирования в ДОУ. Цель: расширение знаний педагогов о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей дошкольного возраста средствами экспериментальной

Опытно-исследовательская деятельность в познавательном развитии дошкольников В познавательно-экспериментальной деятельности ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий

ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА Стародубцева Елена Викторовна Щербина Любовь Степановна Федосеенко Татьяна Тихоновна МБДОУ «Д/С 46» г. Белгород, Белгородская область ПРОЕКТНАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В

Опыт работы «Организация поисковоисследовательской деятельности дошкольников дома» воспитатель Мушакеева Г.С.. Тема: исследовательско - творческий проект «домашние опыты» Образовательная область: познавательное

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 14 «Берёзка» Программа познавательного кружка «Хочу всё знать» Воспитатель: Насыбуллина Д.Ш. г.волжск 2015 Пояснительная записка. С первых

Развитие познавательноисследовательской деятельности при составлении коллекций из семян, камней, листьев с детьми младшего дошкольного возраста Подготовила воспитатель младшей группы «Солнечные зайчики»

Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении. воспитатель МБДОУ «Детский сад 13» Князева Г.И. Малыш природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт

Департамент образования города Москвы Северо-Западное окружное управление образования Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа 1874 (дошкольное

«Организация работы по экспериментированию в ДОУ» Поисково исследовательская деятельность зарождается в дошкольном детстве. В связи с этим, особый интерес представляет детское экспериментирование, как

Педсовет 3 16.02.2017г. «Развитие познавательно исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования» Цель: Совершенствовать уровень педагогического мастерства по

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Нефтеюганска «Детский сад 2» «Колосок» Отчет по тематической недели «Я познаю мир» Воспитатели: Курманенко Л.И. Мишкуц Н.Н. Участники:

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.3 К ООП НОО МБОУ «КСОШ 5» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» -4 КЛАСС 206 год Рабочая программа курса внеурочной деятельности социального направления

Дорога та, что сам искал, Вовек не позабудется. Н. Рыленков Инновационные технологии как фактор успешного интеллектуального развития детей дошкольного возраста Заместитель заведующего по методической работе

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ «ПОЧЕМУЧКА» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Актуальность Приложение 12 Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Сулусчаан» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественноэстетическому развитию детей с. Чинеке

План по самообразованию воспитателя 1 квалификационной категории Рыжинской Елены Владимировны на 2016-2017 годы. Тема: «Развитие поисковой и исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»

Рабочая программа кружка «Почемучки» Опытно-экспериментальная деятельность Составитель: Воспитатель I категории Яковлева Ирина Ивановна «Ребёнок это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В дошкольных образовательных учреждениях экспериментирование может быть организовано в трёх основных направлениях

ГБОУ ШКОЛА 2000 Дошкольное отделение, здание 4 ПРОЕКТ: «Необыкновенные секреты обыкновенной бумаги» воспитатель Оганесян Анна Варанцовна воспитатель Шулятьева Людмила Ивановна старший воспитатель Завязкина

Эксперименты в младшей группе Воспитатель МКДОУ 2 Умаханова С.И. Любая деятельность малыша источник познания. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное

Коллекционирование как форма развития познавательного интереса и познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста Елисеева А. П., воспитатель МБДОУ «Детский сад общеразвивающего

Семинар-практикум педагога-тьютора Воробьевой Л.А., МДОУ «Детский сад «Буратино» г. Надыма» Тема: «Планирование дошкольного возраста» художественно-экспериментальной деятельности с детьми Цель: получение

Гаврилова Лариса Михайловна воспитатель Чепурная Валентина Ивановна воспитатель Дошкольное отделение государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы «Школа 2077» структурного

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовский национальный исследовательский государственный университет

Исследовательская деятельность как компонент образовательной области (познавательного развития) Одним из принципов «поддержка инициативности формирование познавательных интересов и познавательных действий

Проект по развитию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста «Занимательная математика» Актуальность темы Предмет математики настолько серьезен, что надо не упускать случая, сделать

Муниципальное образование Ханты-Мансийского автономного округа Югра муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка детский сад 20 «Сказка» (МБДОУ ЦРР «Детский сад

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 25 компенсирующего вида» Творческий диалог. Баланс инициатив детей и взрослых или как управлять своей свободой (способы поддержки

ПРОЕКТ «Любимые игрушки» по произведениям А.Л. Барто 2 младшая группа «Звѐздочка» Руководитель проекта Методист: Кудрявцева А.П. Участники проекта: воспитатель группы Чеченова Р.М. Дети и родители. «Привить

Фелькер Ирина Анатольевна воспитатель МБДОУ ЦРР детского сада 21 «Малышок» «Познавательное развитие дошкольников в разных формах сотрудничества с родителями» Ребёнок развивается, познавая мир и всё то,

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дворец детского (юношеского) творчества Волховского муниципального района». РАССМОТРЕНО на Методическом совете 20 г. Протокол

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение - детский сад 6 г. Татарска Автор: Адамсонова Наталья Николаевна воспитатель I Квалификационной категории Каждый человек, живущий на планете

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида детский сад 44 Проект «Удивительное под ногами» (Знакомство детей со свойствами камней и песка) Старшая группа Воспитатели: Теряева

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 111 присмотра и оздоровления Невского района Санкт-Петербурга Образовательная программа дошкольного образования (ОПДО) Санкт-Петербург

Организация работы по экологическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста в рамках проекта «кормушка для птиц» Зотикова Светлана Николаевна, воспитатель МБДОУ «Тотемский детский сад общеразвивающего

Тема: «Опытно-экспериментальная деятельность как один из факторов познавательного развития детей дошкольного возраста» Доклад для районного семинара выполнила воспитатель Фомина Екатерина Сергеевна. То,

Развитие исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе использования литературных произведений Бабенко Г.И. Актуальность изучения особенностей развития исследовательских умений

Особенности организации образовательной деятельности ДОУ в соответствии с ФГОС ДО Стандарт преследует следующие цели: повышение социального статуса дошкольного образования, обеспечение равенства возможностей

«Детское экспериментирование как средство интеллектуального развития дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО» Подготовила: старший воспитатель Данишкина Н.Н. В ФГОС ДО указывается, что одним из основных

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 1 «Светлячок» пгт. Ноглики Познавательно-исследовательский проект по экологическому воспитанию «Жалобная книга» подготовительная

Проектная деятельность треугольник взаимодействия ПЕДАГОГ - ВОСПИТАННИКИ-РОДИТЕЛИ. Консультация для родителей «Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим перед ними проблемы,

Мастер-класс «Лаборатория чудес» Презентация педагогического опыта педагога-мастера Захаровой Н.А. Развитие исследовательской активности детей актуальная проблема дошкольного образования. В настоящее

Проект «Разноцветная осень». Воспитатель: Семкив Е.В. Направление проектной деятельности: познавательное, речевое, художественно-эстетическое развитие. Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие»,

«Исследовательская деятельность дошкольника, как главный источник получения представлений о мире» г. Губкинский 2015 г. Малыш познаёт мир, исследуя его, экспериментируя, делая всё новые открытия. Дети

МБДОУ «Детский сад 12 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей» Педагогическое сообщество:«познавательноисследовательская деятельность как

«Детское экспериментирование как педагогическая технология» Материал подготовил воспитатель: Рахметова Жанна Орентаевна Интенсивное изменение в окружающей жизни, активное проникновение научно-технического

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей 50 г. Оренбурга Организация детского экспериментирования

Кривошеева Ирина Владимировна
МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 15 с. Кабанск»
Китайская пословица гласит:
«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню,
дай попробовать - и я пойму».
Усваивается всё прочно и надолго,
когда ребёнок слышит, видит и делает сам.
Жизнь во всех ее проявлениях становится все разнообразнее и сложнее; она, чем дальше, тем больше требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач. Перед дошкольным учреждением и родителями встает задача необходимой важности: добиться того, чтобы каждый ребенок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и - обязательно! - инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу.

Путь становления творческой личности сложен, труден. Но эти большие трудности могут дать и большие радости: радость преодоления, радость открытия, радость творчества. Любая деятельность протекает более эффективно и дает качественные результаты, если при этом у личности имеются сильные мотивы, яркие, глубокие, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать жизненные затруднения, неблагоприятные условия, обстоятельства, настойчиво продвигаться к намеченной цели.
Одним из таких видов деятельности является экспериментирование. В работах многих отечественных педагогов Поддьякова Н.Н (Николай Николаевич) Усовой А.П., Е.Л. Панько говорится, что «детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития», и выделяют основную особенность этой познавательной деятельности: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним. Осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.
Н.Н. Поддьяков выделяет два основных вида ориентировочно- исследовательской (поисковой) деятельности у дошкольников.
Первый характеризуется тем, что активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребенка. Он выступает как ее полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит ее цели, ищет пути и способы их достижения и т.д. В этом случае ребенок в деятельности экспериментирования удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю.
Второй вид ориентировочно- исследовательской (поисковой) деятельности организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребенка определенному алгоритму действий. Таким образом, ребенок получает те результаты, которые были заранее определены взрослым.

Дети по природе своей - исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка: он настроен на открытие мира, он хочет его познать. Исследовать, открывать, изучать - значит сделать шаг в неизведанное, получить возможность думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.
В связи с этим с целью изучения условий организации экспериментальной деятельности детей в старшей группе провели диагностику, используя методику «Выбор деятельности» Людмилы Николаевны Прохоровой. Данная методика исследует предпочитаемый вид деятельности, выявляет место детского экспериментирования в предпочтениях детей.
Результаты показали, что можно выделить 3 группы детей по уровню сформированности детского экспериментирования.
В первую группу вошло 5 детей, что составляет – 20 % . Познавательное отношение у дошкольников к экспериментальной деятельности устойчиво. Они проявляют инициативу и творчество в решении проблемных задач. Видят проблему. Активно высказывают предположения. Осознано выбирают предметы и материалы для самостоятельной экспериментальной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением. В диалоге со взрослым поясняют ход экспериментальной деятельности. Доводят дело до конца. Формулируют в речи, достигнут или нет результат. Делают выводы.
Ко второй группе относятся 13 детей - это 52 %. В большинстве случаев ребенок проявляет активный познавательный интерес к экспериментальной деятельности. Видит проблему иногда с небольшой подсказкой взрослого, высказывает предложения с небольшой помощью других (сверстников или взрослого). Принимает активное участие при планировании экспериментальной деятельности совместно со взрослым. Готовит материал для экспериментирования, исходя из качеств и свойств. Может формулировать выводы по наводящим вопросам.
И в третьей группе 7 детей – это 28 %. Редко проявляют познавательный интерес к экспериментальной деятельности. Могут увидеть проблему только с подсказки взрослого. Принимают участие в планировании экспериментальной деятельности с подачи взрослого. С помощью взрослого готовят материал для эксперимента. Не всегда способны сформулировать вывод, им необходима подсказка взрослого или пример сверстников.
Причины низкого уровня овладения детьми старшего дошкольного возраста экспериментальной деятельностью:
1. Познавательный интерес неустойчивый;
2. Не всегда дети видят проблему;
3. Малоактивны в выдвижении идей;
4. Стремление к самостоятельности не выражено;
5. Пользуются доказательствами с помощью взрослого.
Исследователь Павлов И.П. считал, наблюдательность одним из самых главных качеств исследователя, без которого невозможно сделать ни одного открытия. Наблюдение - очень сложный процесс и требует огромной концентрации внимания, интеллектуальных и волевых усилий.
Опытно – экспериментальная деятельность тесно связана с разными видами деятельности. Одной из которых является труд.
Он может и не быть связанным с экспериментированием, но экспериментов без выполнения трудовых действий не бывает.
С одной стороны, наличие у детей трудовых навыков и навыков наблюдения создают благоприятные условия для экспериментирования, с другой - экспериментирование, особенно вызывающее у ребенка большой интерес, способствует развитию наблюдательности и формированию трудовых навыков.
Познавательно-исследовательская деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую. Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество.
В своей работе с детьми придаем большое значение игровым технологиям, используя дидактические игры: « Отвечай быстро», "Когда это бывает", «Кузовок », " Кто больше назовет предметов ", " Что, где растет? " Такие игры помогают в ознакомлении детей с явлениями природы.
Словесные игры: "Что лишнее?", "Хорошо-плохо", «Закончи предложение»" и др. развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире.
Строительные игры с песком, водой помогают решить многие проблемные ситуации, например: почему сухой песок сыплется, а мокрый - нет; где быстрее прорастёт зёрнышко в земле или песке; каким вещам вода на пользу, а каким во вред? Все эти вопросы заставляют детей думать, сопоставлять и делать выводы.
Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента - при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете об увиденном. Необходимо отметить двусторонний характер этих связей. Умение четко выразить свою мысль (т.е. хорошо развитая речь) облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи. Следовательно, без пополнения знаний развитие речи свелось бы к простому манипулированию словами.
Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование.
Также экспериментирование связано и с другими видами деятельности - чтением художественной литературы, с музыкальным и физическим воспитанием.
У детей поддерживается интерес к экспериментам в том случае, если результат виден сразу или через непродолжительное время. Эксперименты с живой природой, как правило, в большинстве долгосрочные и требуют определенного терпения от дошкольников, в результате чего нередко интерес к такой деятельности угасает, цель экспериментирования забывается детьми. Поэтому для развития интереса к поисково-исследовательской деятельности используем эксперименты и опыты с неживой природой, знакомим детей со свойствами воды, песка, земли, глины, воздуха и т.п. Они проводятся как на занятиях, так и в свободной самостоятельной и совместной с воспитателем деятельности. Исследования предоставляют возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?»
Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды. Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни. Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности. Однако, чтобы предметный материал среды, который дается в свободное распоряжение детей, стал стимулом, источником исследовательской, поисковой деятельности дошкольников, у них должен быть сформирован минимум знаний и способов действий, на которые ребенок мог бы опереться.
В связи с этим оформлена мини - лаборатория, где созданы условия для совместного и самостоятельного экспериментирования, развития поисковой активности детей.
При оборудовании уголка экспериментирования учитывались следующие требования:
безопасность для жизни и здоровья детей;
достаточность;
возрастные особенности детей
доступность расположения

В лаборатории имеется разнообразное оборудование:
Различные приборы: весы, увеличительные стекла, магниты, микроскопы, лупы;
Разнообразные сосуды из различных материалов: стекла, металла, пластмассы;
Природные материалы: листья, песок, глина, земля, семена;
Гайки, скрепки, винтики, гвоздики, проволока;
Медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы, мерные ложечки, вата, бинт;
Бросовый материал: пластмасса, кусочки ткани, кожи, меха;
Мука, соль, сода, свечи, фонарики;
Детские халаты, фартуки;
Схемы для проведения опытов;
Журнал для фиксирования результатов.

Постепенно с помощью родителей пополняем «лабораторию» новыми материалами для опытов, поддерживаем интерес детей, позволяя им вновь воспроизвести опыт, утвердиться в своих представлениях.

При организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми мы используем следующие формы работы:

* познавательные занятия;
* беседы;
* дидактические и развивающие игры и упражнения;
* сюжетно-ролевые игры;
* эксперименты и опыты;
* использование мультимедиа, видео-слайдов;
* фотосессии;
* картотека опытов;
* конкурсы, праздники и развлечения.

Реализация поставленных задач в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи.
Формы работы с родителями вы видите на экране одно из которых является анкетирование

Оформление наглядности;
групповые родительские собрания;
«Дни открытых дверей»;
привлечение родителей к подготовке и проведению праздников, развлечений, открытых мероприятий;
Рубрику в родительском уголке «Спрашивайте! Отвечаем!»;
Картотека «Опыты»
организация тематических выставок совместного с детьми творчества;
Анкетирование.

Анкета для родителей:
1. Проявляется ли исследовательская активность Вашего ребенка? В чем?
2.С какими предметами и материалами любит экспериментировать Ваш ребенок?
3. Продолжает ли ребенок экспериментирование, начатое в детском саду дома?
Если да, то как часто?
4. Принимаете ли Вы участие в экспериментальной деятельности Вашего ребенка?
Если да, то какое?
5. Если ребенок достигает какого-либо результата эксперимента, делится ли он с
вами своими открытиями?

Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику нашей работы. Нами был разработан проект «Детское экспериментирование – юный исследователь»

Проект «Детское экспериментирование – юный исследователь»
Формы проекта: элементарно-поисковая деятельность, опыты, эксперименты
Средства: поисковые действия
Вид проекта: Групповой
Условия: постепенное усложнение – от простого к сложному, организация условий для самостоятельной и учебной деятельности, использование проблемных, ситуаций.
Актуальность: На протяжении дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребёнка имеет поисково-познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск и приобретение знаний самостоятельно ребенком или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.
Цель нашего проекта:
- Развивать познавательные способности детей посредствам опытно-экспериментальной деятельности.
Задачи:
- Развивать собственный познавательный опыт.
- Вызывать желание к поисковой деятельности.
Методы обеспечения:
Поисково-исследовательские наблюдения и эксперименты:
случайные наблюдения и эксперименты, плановые наблюдения и эксперименты.
Проведение опытов (практических).
Беседы (конструктивные).
Подготовительный этап:
Подготовка материала для деятельности детей
Подбор детской и научной литературы.

Основной формой детской экспериментальной деятельности, которую активно используем, являются опыты. Их проводим как на занятиях, так и в совместной деятельности с детьми в режимных моментах.
При ознакомлении детей с объектами неживой природы нами был разработан перспективный план, который мы поделили на семь блоков:
1. Камни.
2. Почва.
3. Песок, глина.
4. Вода.
5. Воздух.
6. Бумага
7. Мир ткани
При знакомстве с камнями было проведено ряд занятий. Одним из которых является познавательное «Удивительные камни», где дети вспомнили сюжет сказки Бажова «Малахитовая шкатулка», посмотрели слайд- шоу о местонахождении камней, проводили опыты. А дома вместе с родителями изготовили различные поделки из камней.
В блоке «Почва», мы рассматривали землю через лупу, беседовали как она влияет на рост растений и в группе организовали мини-огород, где наблюдали за ростом растений.
В блоке «Песок, глина» - рассматривая их через лупу, обнаружили что песок состоит из мелких кристалликов - песчинок, этим объясняется свойство сухого песка - сыпучесть. А мокрая глина имеет свойства - вязкости.
При ознакомлении со следующим блокам «Вода» проводили опыты: "Наливаем - выливаем", «Закрасим воду», "Превращение воды в лёд," «Тонет- не тонет» и др.
В процессе проведения опытов все дети принимают активное участие. Выявили, что вода – является жидкостью, не имеет запаха, цвета, формы, может замерзать.
Эти опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное - дети всё проделывают сами. Тем самым мы развиваем у детей любознательность, наблюдательность, умение общаться и находить пути решения проблемных ситуаций.
Ожидаемый результат нашего проекта:
Таким образом, ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем. Включая его в процесс поиска причины того или иного физического явления, мы создаем предпосылки формирования у них новых практических и умственных действий. Результатом реализации проекта «Детское экспериментирование – юный исследователь» является приобретенный детьми опыт видения предметов и явлений, всматривания в них, развития внимания, зрительной, слуховой чувствительности, расширения словарного запаса и обогащения речевого общения на основе культурных норм.

«Чем больше ребенок видел, слышал, пережил,
чем большим количеством элементов действительности
он располагает в своем опыте,
тем значительнее и продуктивнее при других равных
условиях будет его творческая деятельность»
Л.С. Выготский

"Поисково-исследовательская деятельность"

Федотова Галина Ивановна,

воспитатель средней группы дет.сада №12 г.Таштагола, Кемеровской обл.

Развитие познавательной активности старших дошкольников средствами поисково-исследовательской деятельности

Экспериментирование как средство познания окружающего мира

В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется еще один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира - метод экспериментирования.

1. Детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития дошкольников.

2. В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, новых знаний (познавательная форма экспериментирования), на получение продуктов детского творчества - новых построек, рисунков сказок и т.п. (продуктивная форма экспериментирования).

3. Детское экспериментирование является стержнем любого процесса детского творчества.

4. Деятельность экспериментирования, взятая во всей ее полноте и универсальности, является всеобщим способом функционирования психики.

Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:

Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

Идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции.

Развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы.

Происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.

В процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года - практически единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами.

При формировании основ естественнонаучных и экологических понятий экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному.

Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. За использование этого метода обучения выступали такие классики педагогики, как Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, Ж.-Ж.Руссо, К.Д.Ушинский и многие другие.

Обобщая собственный богатый фактический материал, Н.Н. Поддъяков сформулировал гипотезу о том, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является не игра, как это принято считать, а экспериментирование. Для обоснования данного вывода им приводятся доказательства.

1. Игровая деятельность требует стимуляции и определенной организации со стороны взрослых; игре надо учить. В деятельности же экспериментирования ребенок самостоятельно воздействует различными способами на окружающие его предметы и явления (в том числе и на других людей) с целью более полного их познания. Данная деятельность не задана взрослым ребенку, а строится самими детьми.

2. В экспериментаторстве достаточно четко представлен момент саморазвития: преобразования объекта, производимые ребенком, раскрывают перед ним новые стороны и свойства объекта, а новые знания об объекте, в свою очередь, позволяют производить новые, более сложные и совершенные преобразования.

3. Некоторые дети не любят играть; они предпочитают заниматься каким-то делом; но их психическое развитие протекает нормально. При лишении же возможности знакомиться с окружающим миром путем экспериментирования психическое развитие ребенка затормаживается.

4. Наконец, фундаментальным доказательством является тот факт, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую.

Н.Н. Поддьяков выделяет экспериментирование как основной вид ориентировочно - исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и nолноценнее он развиваетcя. В своё время И.М.Сеченов писал о прирождённом и драгоценном свойстве нервно-психической организации ребёнка - безотчётном стремлении понимать окружающую жизнь. Поисково-исследовательская деятельность развивает и закрепляет познавательное отношение ребёнка к окружающему миру. С овладением речью познавательная деятельность дошкольника поднимается на новую качественную ступень. В речи обобщаются знания детей, формируется способность к аналитико-синтетической деятельности не только в отношении непосредственно воспринимаемых предметов, но и на основе представлений.

В дошкольном воспитании экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем создании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т.д.

После трех лет ребенок переходит в период любопытства, который при условии правильного воспитания ребенка - переходит в период любознательности (после 5 лет). Именно в этот период экспериментаторская деятельность приобретает типичные черты, теперь экспериментирование становится самостоятельным видом деятельности. Ребенок старшего дошкольного возраста приобретает способность

осуществлять экспериментирование, т.е. он приобретает следующий ряд навыков данной деятельности: видеть и выделять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы и предположения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать выводы, фиксировать этапы действий и результаты графически.

Приобретение данных навыков требует систематичной, целенаправленной работы педагога, направленной на развитие деятельности экспериментирования детей.

Эксперименты классифицируются по разным принципам.

По характеру объектов, используемых в эксперименте: опыты: с растениями; с животными; с объектами неживой природы; объектом которых является человек.

По месту проведения опытов: в групповой комнате; на участке; в лесу и т.д.

По количеству детей: индивидуальные, групповые, коллективные.

По причине их проведения: случайные, запланированные, поставленные в ответ на вопрос ребенка.

По характеру включения в педагогический процесс: эпизодические (проводимые от случая к случаю), систематические.

По продолжительности: кратковременные (5-15 мин.), длительные (свыше 15 мин.).

По количеству наблюдений за одним и тем же объектом: однократные, многократные, или циклические.

По месту в цикле: первичные, повторные, заключительные и итоговые.

По характеру мыслительных операций: констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями),сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта), обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).

По характеру познавательной деятельности детей: иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты), поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат), решение экспериментальных задач.

По способу применения в аудитории: демонстрационные, фронтальные.

Каждый из видов экспериментирования имеет свою методику проведения, свои плюсы и минусы.

В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет - не тонет), пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т.п. Но опасность такой "самодеятельности" заключается в том, что дошкольник еще не знаком с законами смешения веществ, элементарными правилами безопасности. Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности. В связи с этим в дошкольном образовательном учреждении эксперимент должен отвечать следующим условиям: максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними, безотказность действия приборов и однозначность получаемых результатов, показ только существенных сторон явления или процесса,

отчетливая видимость изучаемого явления, возможность участия ребенка в повторном показе эксперимента. Как подчеркивают психологи, для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяемый типом деятельности, в которой знания приобретаются.

Экспериментирование стимулирует к поискам новых действий и способствует смелости и гибкости мышления.

О чем должен помнить педагог, организуя экспериментальную деятельность?

  • Критика - враг творчества. Надо избегать отрицательной оценки детских идей, использование директивных приемов.
  • Проявлять искренний интерес к любой деятельности ребенка, уметь видеть за его ошибками работу мыслей, поиск собственного решения.
  • Воспитывать веру ребенка в свои силы, высказывая предвосхищающую успех оценку.
  • Воспитывать настойчивость в выполнении задания, доведении эксперимента до конца.
  • Заканчивать обсуждение по решаемой проблеме до появления признаков потери интереса у детей.
  • Подводя итоги эксперимента, педагог может задавать наводящие вопросы, но дети сами называют поставленную проблему, вспоминают все предложенные гипотезы, формулируют правильный вывод и оценивают свою работу.

Дети сначала с помощью взрослых, а затем и самостоятельно выходят за пределы знаний и умений. Так эксперимент связывает творческие проявления ребенка с его эстетическим развитием.

Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы ДОУ.

Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда.

Нужно чтобы она направляла на развитие познавательных способностей, на развитие поисково-исследовательской деятельности детей.

"Песок, глина, вода", "Звук", "Магниты", "Бумага", "Свет", "Стекло", "Резина" ;

В наше время в вопросе воспитания и обучения детей изменился социальный заказ: вчера нужен был «исполнитель», а сегодня - творческая личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением. Обучение должно быть «проблемным», т.е. должно содержать элементы исследовательского поиска. Организовать его надо по законам проведения научных исследований и строиться как самостоятельный творческий поиск. Работа педагога в проблемном обучении заключается в создании познавательной задачи, ситуации и предоставлении детям возможности найти средства её решения, используя ранее усвоенные знания и умения.