«Вы представляете, — возмущенно рассказывает мама пятилетней Алеси, — пришли на новогодний утренник в театр кукол, а один из мальчиков во время представления ни разу на сцену не глянул. Все это время смотрел на экран электронной игрушки, которая была у него в руках. Хороводов не водил, песен не пел, зачем родители привели его на праздник?» И действительно, сейчас планшеты и телефоны заменили нашим детям родителей, друзей, подруг, обычное человеческое общение.

Кто виноват и что делать — вот вопросы, которые задают сегодня многие мамы и папы. Почему куклы и машинки сейчас пылятся на полках и чем можно заинтересовать ребенка, читайте в материале АП.

Телефон и планшет — вот мои друзья

— Сына из детсада привожу, даю планшет, он играет — не слышу и не вижу его. С одной стороны, хорошо — могу заняться своими делами, что‑нибудь приготовить, а с другой — ведь он со мной почти не разговаривает, да и других игрушек не признает, — вздыхает Анна Горлова, мама шестилетнего Даниила.

— А моя дочка знает, где в телефоне игры, нажмет кнопочку и играет, — с гордостью рассказывает Ольга Спиридонова, мама двухлетней Алины, — в наше время были совсем другие игрушки, любому пупсу радовались.

И действительно, если лет 10 назад, к примеру, в поликлинике или магазине детей успокаивали куклами, плюшевыми медведями и машинками, сейчас в основном — сотовыми телефонами. Хочешь, чтобы ребенок не плакал, дай ему мобильник. Как говорится, дети довольны, родители спокойны.

— Конечно, родители радуются: мой такой молодец — третий уровень прошел. Но надо понимать, что в этой игре ребенок только пассивный зритель. Он просто нажимает на кнопки и наблюдает за тем, что происходит, но по большому счету ничего не делает, — комментирует примеры из нашей жизни Елена Улькина, заведующая детским клубом раннего развития «Супердетки». — Вот таким образом и происходит подмена нашего родительского внимания электронными игрушками. Ребенок взял телефон, тычет на кнопочки, родителям не мешает — и может часами так играть.

В детском саду не забалуешь

Так играть не получается лишь в детском саду, если ваши дети, конечно, туда ходят. Здесь порой разворачиваются настоящие баталии за игрушки. Причем просить у своего товарища по группе ребенок может вовсе не его, а свою, принесенную из дома машинку или черепашку. Однако компромисс все равно удается найти, говорит воспитательница младшей группы одного из детских садов Благовещенска Светлана Пасяда.

— У нас мальчишки могут с удовольствием играть в куклы, а одна девочка все машинки в гараж загоняет, с интересом слушают сказки — сама читаю или ставлю аудиозапись. Конструктор учатся собирать, а на творческих занятиях и лепим, и рисуем.

По словам воспитательницы, телевизора в группе нет. Кстати, дети про него и не вспоминают. А вот от выполнения творческих заданий ребенок может отказаться. Заставлять его никто не будет. Но таких детей в группе Светланы Викторовны нет. Правда, один малыш вместо табуретки вылепил из пластилина снеговика, ругать его за такой полет фантазии не стали.

— Малыши любят и стол к обеду накрывать, раскладывают ложки, расставляют тарелки, кружки, в этом тоже им не препятствуем, — продолжает Светлана Пасяда. — Это же социальная адаптация ребенка, родители потом рассказывают, что дети и дома просят фартук с косынкой — играют в маленьких поварят.

Покажи своим примером

Играть в сюжетно-ролевые игры с ребенком советует и Елена Улькина.

— Играйте в тот же магазин, дочки-матери, парковку какую‑нибудь постройте для машин. Ведь такие занятия никто не отменял, именно они дают ребенку развитие, понимание окружающей среды, социальные контакты.

Педагог -психилог советует: чтобы детей повернуть в сторону игрушек, надо их заинтересовать. И желательно проводить как можно больше времени с ребенком. Если малыш хочет вам что‑то рассказать или усаживает рядом с куклой и просит стать для игрушки мамой, не отказывайтесь. Возможно, пять-десять минут, проведенные с ребенком, помогут в дальнейшем решить многие проблемы. Сейчас вы услышите его — через несколько лет он услышит вас.

— Если бы родители хоть чуть‑чуть обращали внимание на своих деток, показывали свою заинтересованность, воспитывать их было бы проще. Можно строить и вырезать домики из картонных коробок вместе с ребенком. Но многие родители делают так: принесли красивую коробку с игрушкой, поставили перед ребенком — на, играй, он ее открыл, повертел и также на стол поставил. Купите конструктор — чтобы предмет можно было собирать, а значит — думать.

Отвлекать ребенка от мультфильмов и компьютера можно не только с помощью игр. Если хотите показать ребенку, что он вам не безразличен, что вы готовы проводить с ним время, слушать и разговаривать, зовите на кухню. Пусть моет овощи, раскладывает хлеб, помогает готовить ужин, к примеру. Полезный труд даст передышку воспаленным к вечеру глазам и уставшему мозгу. Вечером старайтесь найти для своего сына или дочери спокойное занятие — пусть лепит, рисует. Ребенок, как и взрослый, за день устает, и ему тоже нужно отдохнуть от насыщенных событий.

Ограничивайте время ребенку на просмотр телевизора или компьютерные игры. Старайтесь объяснить, что это вредно, не нудными нотациями, а примерами. Можно сходить на консультацию к окулисту. Врач расскажет ребенку, сколько времени можно уделять развлечениям и как это повлияет на его здоровье. Таким образом, малыш услышит мнение авторитетного человека.

Чем заинтересовать ребенка:

— играйте в сюжетно-ролевые игры

— из множества игрушек покупайте ту, которая побуждает к творчеству, действию, движению

— выбирайте тематические игрушки (дом, кухня, сад, клумба)

— играйте в настольные, подвижные игры

— проводите больше времени с детьми

МНЕНИЕ

Елена Улькина , педагог-психолог: Игрушки перестали быть сюрпризом

— Еще одна проблема, с которой сталкиваются взрослые, помимо планшетов и телефонов, — изобилие игрушек. В супермаркетах детских товаров глаза у родителей разбегаются — не знаем, чем ребенка порадовать и что купить. Все почему‑то считают, что малышей нужно завалить игрушками. Огромные слоны и тигры, Барби в разных платьях, с косметикой и украшениями, человек-паук, робот — вот только малая часть, которая сейчас хранится в детской почти каждого ребенка. Мы сами портим своих детей. Раньше игрушки были сюрпризом, неожиданностью. Сейчас их дарят каждый день и мамы, и папы, и бабушки с дедушками. Порой кукол и кубиков так много, что в детской ходить можно только с препятствиями. Наши сыновья и дочери игрушками пресытились, удивить их чем‑то почти невозможно. Конструкторы, машины, целые дома и кухни — все это попросту обесценивается: чем игрушек больше, тем меньше им внимания.

Мой совет: выдавайте игрушки ребенку небольшими порциями. Сегодня в машины играет, завтра железной дорогой управляет. Все должно быть дозировано. А вообще: ни одна самая дорогая игрушка не заменит живого общения, любви и ласки.

КАК ОТВЛЕЧЬ РЕБЕНКА ОТ КОМПЬЮЕТАР

Советы мамы 12‑летнего Георгия Натальи Марьиной

Совет № 1

Не надо ругать компьютер и игры, чтобы ребенок не видел в вас врага, покушающегося на святое.

Совет № 2

Предложите адекватную замену компьютеру. В играх он более успешен, чем в реальной жизни? Значит, надо создавать в жизни ситуации успеха и больше хвалить. Если он играет, потому что потом игру можно обсуждать с друзьями — значит, надо сводить мальчишек на каток или в боулинг.

Совет № 3

Предложите ребенку реальные занятия, которые покажутся более захватывающими, чем компьютерные игры. Все зависит от того, что ему нравится. Если любит пиццу — испеките ее вместе.

Совет № 4

Сядьте рядом и поиграйте вместе или по очереди. Главное, чтобы вы оба пришли к выводу, что играть вместе — круто. Это, кстати, хороший инструмент мотивации: «Сделаешь уроки — поиграем вместе». Или: «Сходишь со мной в магазин, я пройду в твоей игре один уровень».

Совет № 5

Введите правило: если приходят в гости друзья, компьютер выключается однозначно. Первые 10 минут они обижаются и недоуменно слоняются по квартире, но потом чем‑нибудь обязательно увлекутся. Приучайте ребенка к мысли, что в гости приходят общаться.

Мало кого удивляет. Уже в 2 года среднестатистический ребёнок уверенно пользуется различной аппаратурой, включает мультфильмы и музыку, заходит в интернет. И пока родители умиляются, психологи бьют тревогу: привязанность к планшетам негативно сказывается не только на здоровье малыша, но и на его коммуникативных качествах и дальнейшей социализации. О том, как отучить своё чадо от этой вредной привычки, АиФ.ru рассказал психолог Евгений Идзиковский .

1. Начните с себя

Ребёнок во всём стремится подражать своим родителям. Если ежедневно он видит взрослых, проводящих всё свободное время у телевизора или за компьютером, не стоит ждать от него внезапной любви к играм со сверстниками или . Папа играет в компьютерные игры, мама смотрит ток-шоу и сериалы — так откуда малышу взять другую модель поведения?

Поэтому очень важно понять: да, планшет очень удобен! Весёлые картинки надолго завораживают ребёнка и позволяют родителям заниматься своими делами. Но стоит ли потом удивляться, что между вами пропал контакт?

Начните с себя. Отвлекайтесь от техники, проводите хотя бы час - два в день вместе — за другими занятиями: играми, чтением книг, обсуждением различных вопросов, прогулками, походами в гости. Дайте понять своему ребёнку, что жизнь многогранна и интересна!

2. Найдите альтернативу

Обязательно предлагайте альтернативную деятельность, желательно — социальную. Если нет возможности ходить в садик или школу раннего развития, кружки и студии, посещайте детскую площадку! Познакомьтесь с другими родителями и их детьми во дворе, научите своего малыша принципам общения, поощряйте совместные игры — активные на улице, настольные дома.

Общение со сверстниками помогает не только отвлечься от планшета, но и выработать характер, научиться отстаивать собственные интересы, договариваться, проявлять лидерские качества, вести совместную деятельность — поверьте, всё это понадобится вашим дочкам и сыночкам во взрослой жизни!

Игра — универсальный способ осваивать новые знания и умения, а поскольку жить вне общества не представляется возможным, надо с детства учить ребёнка коммуникабельности и особенностям взаимодействия с окружающими.

3. Придумайте совместную работу

Ещё один беспроигрышный вариант отвлечь своё чадо от техники — это совместная работа с родителями. Привлекайте детей к простым бытовым делам — готовке, уборке, закупке продуктов, уходу за домашними питомцами, труду летом на даче. Но при этом позиционируйте подобную деятельность как действительно важную и необходимую. Пусть для ребёнка это будет не формальность, а работа, за которую он несёт ответственность. Подчёркивайте, что это его вклад в дела семьи, и вы цените его старания. Находите хотя бы несколько поощрительных слов, если малыш сам проявил инициативу — полил цветы, прополол грядку. Это придаёт его делам смысл.

4. Запишите ребёнка в секцию

Большинство детей весьма активны и находят силы пошалить, побегать и поиграть, даже когда родители падают с ног от усталости. И вот тут на помощь приходит спорт! И всё, что с ним связано, — бассейны, скейтбординг, ролики, танцы, скалодромы, батуты и т. п. Вместо того чтобы усадить малыша за экран и обеспечить себе часок - другой тишины, позвольте ему с пользой потратить свою энергию!

Важно привнести в жизнь ребёнка такую деятельность, которая даёт ему чувствовать свою важность. Спортклубы хороши тем, что не только развивают тело, но и закаляют дух, учат дисциплине и работе в команде.

5. Заведите питомца

Прекрасная идея — завести питомца и делегировать ребёнку обязанности по уходу за ним. Если хотите, чтобы он больше времени проводил на улице, отдайте предпочтение щенку средних пород; просто отвлекался от компьютера, но был под присмотром — котёнку, хомячку, черепашке, попугаю или рыбкам. К счастью, вариантов в зоомагазине вам могут предложить множество, и вы сможете выбрать что-то по душе и по средствам.

6. Научитесь говорить нет

Помните: взрослый имеет полное право ввести строгий прямой запрет на пользование планшетом! Не обязательно полностью вычёркивать его из жизни, можно установить временной лимит (15, 30, 60 минут в день) или обозначить запрет на совмещение деятельности — нельзя пользоваться планшетом во время еды, прихода гостей, общения с родными и т. п. Главное, чтобы ребёнку была понятна причина подобных ограничений.

Планшетные компьютеры и смартфоны прочно вошли в повседневную жизнь. Наряду со взрослыми, до 90% детей также регулярно пользуются этими устройствами. Планшеты способны принести не только пользу, но и серьезный вред малышам и подросткам. Можно выделить 10 причин, по которым следует оградить ребенка от них.

Современный мир называют информационным веком. Невозможно представить себе нашу жизнь без смартфонов, планшетов и компьютеров.

По данным исследований, число детей, регулярно пользующихся планшетами, в развитых странах достигает 90%! Наряду с несомненной пользой, они несут детям и колоссальный вред.

В России гаджеты получили широкое распространение сравнительно недавно, поэтому только начато изучение их влияния на детей. Тогда как на Западе, в частности, в США, такие исследования ведутся довольно давно.

По словам детских психотерапевтов, многие родители дают ребенку различные девайсы уже с 2-х лет, и даже раньше. В 3-4 года такие дети предпочитают планшеты другим игрушкам.


Чем вредит неумеренное использование смартфонов и планшетов ребенку? 10 причин оградить общение с гаджетами:

1. Это вредит физическому здоровью

  • При длительном использовании планшета ухудшается зрение ребенка. Постоянное вглядывание в экран приводит к близорукости, а напряжение глаз – к их сухости. Это грозит последующим воспалением и инфицированием;
  • Оттого, что ребенок длительное время находится в одной позе, склонив голову вниз, ухудшается осанка, может развиться искривление позвоночника (особенно страдает шейный отдел);
  • В результате долгого держания гаджета в руках, однообразного движения пальцами по экрану, могут возникнуть патологии кистей : растяжение связок, проблемы с сухожилиями, особенно это касается большого пальца;
  • Возможно нарушение координации между сигналами головного мозга и движениями рук;
  • Это может вызвать ожирение. При длительном использовании планшета ребенок уменьшает свою двигательную активность. Часто, залипая в планшете, любит полакомиться чем-то вкусненьким. По данным исследований американских ученых, дети, которым разрешено выходить в Интернет из своей спальни, на 30% чаще имеют избыточный вес.

2. Это влияет на отношения между ребенком и родителями

Ученые утверждают, что в период от рождения до двух лет мозг ребенка должен увеличиться в три раза. Новые нейроны образуются быстрее, если ребенок постоянно общается с родителями, слышит их голос. Благодаря этому в головном мозге устанавливаются связи, которые в будущем помогают налаживать эмоциональные контакты с другими людьми.

Когда родители дают в руки ребенка планшет, высвобождая время для других дел, неизбежно сокращается время, проведенное вместе с малышом, страдает общение между ними.

Дети, которые часами сидят за гаджетами, имеют проблемы с формированием нервных связей в головном мозге. Это плохо влияет на их умении концентрироваться на другом человеке, снижает самооценку. Поэтому они могут испытывать трудности в установлении личных отношений во взрослой жизни.

3. Это может вызвать зависимость

Профессор психиатрии Гэри Смолл называет замечательное свойство технологий: они постоянно дают возможность делать и получать что-то новое в виртуальном мире. От этого очень трудно отказаться, особенно детям.

Ведь это так здорово — получить результат, которого ты захочешь, одним нажатием пальца на дисплей. Малыши моментально привыкают к этому. В отличие от взрослых, они не умеют сдерживать свои импульсы и контролировать желания. Захотел – получил. Планшеты и смартфоны не учат детей самоконтролю, а, наоборот – дают возможность не ограничивать себя в своих желаниях. Это вызывает зависимость, схожую с наркотической.

4. Это учащает детские истерики

Планшет очень быстро превращается в любимую игрушку ребенка, с которой он не желает расставаться. Когда же вы забираете ее у него, неизбежны взрывы истерики и негодования. Малыш не может смириться с этим, и всячески демонстрирует свою ярость. Поэтому подумайте хорошо, давая в руки ребенка гаджет: стоит ли временная передышка последующих за ней истерик?

Доктор Дженни Рэдески подчеркивает, что девайсы – не лучший способ успокоить и отвлечь ребенка, ведь они не предоставляют ему возможности сформировать внутренние механизмы саморегуляции.

5. Это ухудшает сон

Игры на планшете и смартфоне перед сном возбуждают нервную систему малыша, приводя к трудностям засыпания, к беспокойному сну ночью.

Свет, излучаемый экраном, подавляет выработку гормона мелатонин, предупреждает невролог Энн МариЧан. Это приводит к смещению циркадных ритмов человека, сбивает цикл сна и бодрствования. Не разрешайте ребенку игры на планшете вечером, и особенно – перед сном. Замените их спокойными совместными играми, чтением книг.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...


6. Это вызывает трудности в учебе

Исследования подтверждают, что дети, чрезмерно увлекающиеся девайсами, хуже учатся. У них ухудшается внимание, они не могут сосредоточиться, постоянно отвлекаются. Могут возникать проблемы с памятью, воображением, фантазией.

Страдает свободный мыслительный процесс, который подменяется готовыми ответами виртуальной реальности. Ребенок не испытывает необходимости самому осмысливать события реальной жизни. От этого страдает скорость развития сенсомоторных и визуально-двигательных навыков, без которых невозможно обучение.

Наконец, просто пропадает желание учиться, самому добывать знания. Снижается мотивация обучения.

7. Это не развивает умение общаться

При активном использовании смартфонов и планшетов живое общение вытесняется виртуальным, особенно среди подростков. При общении он-лайн не видишь лица человека, его мимики, жестов, поз, которые многое способны сказать об эмоциях. Это не дает возможности развивать социальные навыки, необходимые для успешного взаимодействия с людьми.

Виртуальное общение лишает ребенка возможности увидеть реакцию другого человека, а значит – не дает возможности задуматься о последствиях своих слов и действий.

8. Это может вызвать психические отклонения

Психологи остерегают, что большое количество времени, проведенное ребенком у планшета или смартфона, способствует психическим расстройствам. У детей могут возникнуть депрессии, неврозы, повышенная тревожность, отсутствие привязанности к родителям.

Легкодоступная информация в Интернете, не соответствующая возрасту ребенка, может привести к психозу, нарушениям в поведении, раннему половому влечению.

9. Это увеличивает детскую агрессивность


Современный мир агрессивен и жесток. Дети, которые не ограничены в пользовании гаджетами, становятся еще более агрессивными. Ведь компьютерные герои не чувствуют боли и страданий, им не надо сопереживать и сочувствовать.

Огромное количество игр провоцирует детскую жестокость, уменьшают чувствительность к насилию. Когда на экране кровь течет рекой, начинает казаться, что это нормально. Такое отношение многие дети переносят в реальную жизнь. Они начинают издеваться над сверстниками, избивать более слабых. На сегодняшний день есть немало случаев, когда подростки берут в руки оружие и расстреливают людей.

10. Это приводит к социальной тревожности

Чрезмерное увлечение компьютерными устройствами не дает возможность развивать умение общаться, повышать навыки коммуникации. Это приводит к тому, что дети начинают испытывать тревожность в ситуациях, требующих живого общения. Они не знают, с чего начать разговор, как поддержать беседу, вести себя в обществе других людей. Часто это вызывает страх, неуверенность в себе, нервозность. Подростки начинают избегать таких ситуаций, еще более погружаясь в виртуальный мир, где не надо общаться с живым человеком. Получается замкнутый круг.

Маша Курочкина и Марта рассказывают о том, как выстроить здоровые отношения ребенка с гаджетами. А еще Маша делает небольшой обзор по детским игровым приложениям.

И не просто с ними играют, а без всяких объяснений разблокируют их, запускают приложения. Здорово, что они растут такими смышлеными! Без знания языка новейших технологий дети не смогут успешно ориентироваться в современном мире. Но есть и обратная сторона. Психологи и педиатры предупреждают: чрезмерное увлечение гаджетами может иметь негативные последствия. Как же найти золотую середину между безопасностью и нормальным развитием?

Всему свое время

Чтобы у ребенка , прежде всего необходимо правильно, учитывая его возраст, определить оптимально допустимое время, которое он может проводить с гаджетами.

■ До 3 лет: желательно полное отсутствие гаджетов в жизни детей. Правда, полностью оградить ребенка от планшета не всегда получается. Поэтому старайся ограничивать его 15 минутами, чтобы не нанести вреда здоровью. В этом возрасте для полноценного физического и психологического развития детям необходимо знакомиться с миром при помощи всего спектра ощущений - тактильного, слухового, визуального. «Экранная жизнь» малыша - лишь малая визуальная часть этого спектра, которая относится к пассивному времяпрепровождению. Чтобы ребенок гармонично развивался, а не привыкал сидеть с планшетом, больше с ним занимайся, делая упор на подвижные и познавательные игры. Читай ему книжки, рисуйте, лепите, гуляйте.

■ 3–6 лет: 30–45 минут в день. Как только ребенок знакомится с компьютерными играми, они захватывают его настолько, что другие виды деятельности становятся ему неинтересны. Погрузившись в яркий, доступный виртуальный мир, дети теряются в реальной жизни, уходя от общения и замыкаясь в себе. Однако полностью запрещать ребенку игры не стоит, ведь, оставшись наедине с планшетом, он будет стараться удовлетворить свой интерес бесконтрольно. Лучше установи малышу приложения и игры, предлагающие задания на , внимания, логики, обучающие чтению. Покажи, как ими пользоваться. Они помогут ему подготовиться к школе.

■ 7–11 лет: 45–60 минут в день. Доступ в Интернет и к компьютерным играм должен предоставляться по вашей договоренности и обязательно с функцией «родительский контроль» (в соцсети пускать его рано!). Объясни, что в Интернете помимо полезной информации есть много опасной, к которой надо относиться с большой осторожностью. Просматривай историю посещений браузера, чтобы знать, чем он занимается в Сети. Так ты сможешь не только контролировать качество получаемой им информации, но и лучше понять сферу его интересов.

■ Старше 12 лет: 1–1,5 часа в день. Подросткам необходимо быть в «теме», уметь ориентироваться в Интернете, общаться в соцсетях. Тинейджера уже сложно контролировать в Сети, и все же постоянно напоминай о безопасности, в том числе о том, какие фото и посты размещать нельзя и почему. Ненавязчиво расспрашивай его о виртуальной жизни, но не критикуй, а старайся направлять. Проси его помочь в поиске информации или разобраться в функциях гаджета. Это повысит его самооценку и укрепит ваши отношения.

Две стороны

■ Плюсы: гаджеты развивают мелкую моторику, внимательность, усидчивость, логику, зрительное и слуховое восприятие информации.
Минусы: ухудшают осанку, ослабляют иммунитет из-за недостатка физической нагрузки, вызывают проблемы с общением, способствуют стрессу и агрессии.

Как оторвать ребенка от гаджетов?

Не запрещай, а предлагай альтернативные варианты. Просто сказать малышу «Нет - и все!» или забрать планшет со словами «Лучше займись чем-то полезным» - прямой путь к истерике и ссоре. Интерес, который вызывают у ребенка гаджеты, окружающие его со всех сторон, не пройдет сам собой. Он будет только возрастать, подстегиваемый запретами. Поэтому старайся переключать внимание ребенка на что-то увлекательное - , игры, семейные прогулки, совместные дела по дому. Чем насыщеннее у него реальная жизнь, тем меньше его будет затягивать виртуальная.

Стимулируй познавательный голод ребенка. Не торопись давать маленькому почемучке готовые ответы, а помогай ему самому искать решение, размышляя и анализируя. В этом тебе пригодятся техники ТРИЗ (теория решения изобретательских задач). Они помогают ребенку учиться мыслить нестандартно, тренируя свой пытливый ум.

Помогай малышу постигать цифровые технологии. Будь для него проводником и посредником в освоении гаджетов и Интернета. Объясни, что это не только развлечение, но и кладезь знаний. Покажи, как искать что-то в Сети, на планшете разгадывать головоломки.

Больше общайтесь. Дети часто «уходят» в виртуальный мир из-за того, что родители уделяют им мало внимания. Не отдаляйся от ребенка, поддерживай всегда и во всем, даже в «виртуале».

Правила одни для всех

■ Учитесь договариваться. Обсудите с ребенком (если ему больше 5 лет), в какое время и как именно он будет использовать гаджет: играть, смотреть мультики, готовиться к школе с помощью приложения.

■ Установи важные правила. Пользоваться гаджетами можно только сидя, держа экран на расстоянии 35–40 см от глаз. Через каждые 15 минут ребенок должен отрываться от монитора, делая перерывы. Но это не значит: отложить планшет - включить телевизор. Надо менять «род занятий»: сделать зарядку, вымыть посуду, выучить стих.

■ Подавай пример. Если родители сами находятся во власти экранов и не выпускают гаджеты из рук, вряд ли стоит ожидать другого поведения от ребенка. Устанавливая правила малышу, старайтесь и сами их соблюдать. Если ребенку нельзя есть, уткнувшись в планшет, то и для родителей это должно быть табу.

■ Заведи традицию: за обеденным столом собираются только члены семьи. Никаких «цифровых друзей»!

Дети и гаджеты.Моя трехлетняя дочурка не расстается с гаджетами и устраивает истерики, при попытке забрать планшет. Увлечение современных детей гаджетами вызывает тревогу у родителей, психологов и окулистов.

Проблема излишней увлеченности ребенка планшетом не обошла стороной и меня. Современные дети и гаджеты практически с рождения на одной волне, и это нужно разумно использовать для развития ребенка. В первые же дни после покупки я сама закачала туда несколько приложений для развития мелкой моторики. Первые сутки я была очень довольна, видя в этом только плюсы, минусы гаджетов для детей я поняла буквально через пару дней.

Гаджеты и маленькие дети: в чем плюсы

  • Различные развивающие приложения
  • Скорость реакции
  • Усидчивость
  • Логика
  • Можно учить тому, чем сам не владеешь в совершенстве (английский для малышей)
  • У родителей появляется свободное время

Для понятия картины опишу некоторые закачанные приложения. Цель покупки была, чтоб дочурка развивала мелкую моторику не только лепкой из пластилина. Очень понравилось пр
иложение “пазлы”. В нем была сортировка: животные, цифры, машинки, лица людей.

Смысл в том, что на экране в центре появляется какое-то изображение, а с четырех сторон различные выемки-силуэты и нужно не только угадать, но и, ведя пальчиком отправить это изображение на нужное место.

Первый день были даже “психи” если не получалось что-то, и я помогала конечно, с умилением любуясь картиной. Второе достойное внимания приложение называется “Умный малыш”, хотя к 3 годам там уже все знакомо почти. Понравилось мне очень вариант приложения “рисование для малышей” там высвечиваются постепенно контуры животных, которые малыш выбрал для рисования. Программа не дает вылезать за поля. В конце нарисованное животное, издает звуки, скачет.

Приходя с работы практически в половине восьмого домашних дел было всегда предостаточно: ужин, вымыть пол, глажка вещей на утро в садик, купание своего сокровища. И это время, дочурка меня не беспокоила. В первые два дня я была чрезвычайно довольна. На третий день появились явные минусы.

Гаджеты и маленькие дети: в чем минусы

Стоило мне уйти из поля зрения, как моя кроха буквально носом приклеивалась к планшету, да еще и лежа. Началась игра: “отодвинь планшет”. Четкая зависимость проявилась уже на 4 день. Укладываться спать мой вытянувшийся карапуз желал спать теперь не с мишкой, а только с планшетом. Любая здравомыслящая мама понимает, что деткам спать даже вблизи телевизоров вредно, в радиусе минимум 3 метров не должно быть мобильников, а тут спать в обнимку с планшетом. Первая истерика взяла своё. Как только дочурка уснула, я вытянула новую игрушку и спрятала подальше.

Это была пятница. Субботнее утро началась у меня в 5 утра со слез сквозь сон…планшет. Все попытки сказать, что он спит, еще рано, дать взамен другую игрушку и хоть как-то отвлечь, не дали результата. Я сдалась, включив мультики. Фиксиков она может смотреть бесконечно. Сделав звук на минимум, и установив планшет на спинку дивана, я надеялась, что так она мигом уснет. Наивная мама. Вначале доча уселась, а затем вообще взяла его в руки и улеглась с ним смотреть мультики на расстоянии 10 см. К своему стыду я просто уснула рядом. Проснулась в 6.20 и увидела, что мой карапуз не спит, а преспокойно лежит рядом, продолжая смотреть мультики.

Забрать предмет нового увлечения не вышло. Снова слезы. В общем, через пару часов у меня был разряженный планшет и зареванный ребенок. Еще неделя пролетела быстро. У дочи уже укоренилась привычка смотреть видео про деток и мультики, про обезьянку с малышами часами. Я приходила с работы и заставала её уже за планшетом. Садясь рядом, я расспрашивала её о том, как прошел день в садике, и дочка даже при виде меня отрывалась ненадолго. Все нижеперечисленное конечно бывает не со всеми детками, но это лично мои выводы.

Замеченные мной минусы гаджетов:

  • Быстро появляется зависимость
  • Маленькому ребенку трудно объяснить, что это вредно
  • Быстро снижается зрение
  • Давать играть строго по часам не выходит
  • У малыша пропадает желание заниматься другими занятиями: читать, лепить
  • Оставленный без присмотра ребенок при просмотре мультиков сможет нечаянно попасть на “взрослый” канал
  • Живое общение с мамой заменяется просмотром мультиков, так теряется связь
  • Облучение часами тоже хорошего не дает

Как отучить маленького ребенка от гаджета

Так пронеслись 3 недели, и, наступила очередная пятница. Для кого-то половина 9 ранее утро, а у меня было время “мозгового штурма» на тему: “Как отучить ребенка от планшета”. В силу того, что дети к гаджетам быстро привыкают, отвыкают они так же быстро. Мне удалось это буквально за 2 выходных. Перечитав море литературы, я была решительно настроена, и это наверно главный секрет успеха. В пятницу утром я его надежно припрятала и, позвонив с работы домой предупредила, чтоб к приходу ребенка из садика его никто не доставал.

Нужно отдать должное членам моей семьи, что в этом вопросе наши взгляды совпали на 100 %. Забрав дочку с садика, её не повели сразу домой, а отправились кататься на качели.

Вечером пошли меня встречать и поход в магазин за продуктами с непременным катанием на тележке. Едва я переступила порог дома, как начались просьбы дать посмотреть видео про деток (я добавила в закладки пару смешных видео и целую серию развивающих).

Варианты ответов, что не могу найти, где планшет вызывали слезы, я начинала сердиться на неё за эти слезы, а на себя за слабохарактерность. Тогда отложив в сторону абсолютно все дела, я взяла дочурку на руки и стала пояснять, что очень за ней соскучилась и хочу с ней поиграть. Она отказалась рисовать, читать книжки, лепить и вообще что-то делать, постоянно хныча и даже закатив истерику на полу. Очень было её жаль, хотелось поддаться искушению дать ребенку вожделенное успокоение в виде гаджета, но настрой покончить с этой зависимостью взял вверх.

Среди ночи моё сокровище дважды просыпалось в слезах с требованием планшета и мультиков. 4.30 утра и снова слезы. Злясь на неё, на себя снова спокойно беру её на руки и отправляюсь в соседнюю комнату – вышагивать взад и вперед, успокаивая и убаюкивая её, говоря, что планшет отдали поиграть на время старшей сестре Настюшке (сейчас она живет уже отдельно) и она скоро его вернет. Днем мы вместе мыли пол, пылесосили, читали. Потом я попросила старшую дочь на пару-тройку часов забрать принцессу к себе. Поскольку в планах была грандиозная купорка баклажанов на зиму.

Перед сном я дала ей планшет, в котором оставалось 6% зарядки, поясняя, что скоро он тоже ложится спать, а заметив, что мой карапуз трет вовсю глаза, сказала, что это от планшета глазки сильно устают и начинают щипать и болеть. Нужно пожалеть глазки и ложиться спать. Первая победа! Принцесса спокойно отдала гаджет, чтоб поставить его на зарядку. Утром я не дала ей даже шанса вспомнить о нем, убрав с глаз подальше, а с раннего утра взяв кукол, мишек отправилась читать с ними сказки. Днем я снова дала ей поиграть буквально с часик. Каким было моё удивление, когда Анечка отдала мне его сама со словами: «Он стал горячий, пусть спит”. Проснувшись, она снова захотела смотреть видео. Но моя настойчивость взяла верх, и немного похныкав, мы отправились на улицу. Вечером засыпали без планшета, а в воскресенье утром она о нем даже не вспомнила.

Правила использования гаджетов в семьях с маленькими детьми:

  • планшет ребенок получает только в исключительных случаях (её зрение мне дорого)
  • только в выходные (в остальные дни есть садик и няня, которые занимают ребенка)
  • Не дольше часа

Постепенно она перестала капризничать, приняв “правила”. Надеюсь, что мой опыт того, как отучить маленького ребенка от гаджета окажется полезным многим мамам. Я специально в соцсетях списалась с такими же мамочками и убедилась, что во многих семьях есть проблема именуемая: ”Дети и гаджеты”. И напоследок, не начинайте процесс, пока в вас не созреет100% уверенность, что это необходимо и непреклонная решимость. Настройтесь, что просто не будет, но победа того стоит. Нет ничего дороже здоровья наших детей.