Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

МБОУ ОДИНЦОВСКАЯ ГИМНАЗИЯ № 11 ВИРУСЫ ВСЕГДА НЕ ДАЮТ СПОКОЙНО ЖИТЬ… Учитель биологии: Медведева Екатерина Александровна

Разнообразие размеров вирусов Мельчайшие живые организмы Размеры варьируют от 20 до 300нм В среднем в 50 раз меньше бактерий Нельзя увидеть с помощью светового микроскопа Проходят через фильтры, не пропускающие бактерий

ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ВИРУСОВ В 1852 году русский ботаник Ивановский Дмитрий Иосифович получил инфекционный экстракт из растений табака, пораженных мозаичной болезнью Палочковидная частица вируса табачной мозаики. Цифрами обозначены: (1) РНК-геном вируса, (2) капсомер, состоящий всего из одного протомера, (3) зрелый участок капсида.

В 1898 году голландец Бейеринк Мартин Виллем ввел термин «вирус» (от латинского – «яд»), чтобы обозначить инфекционную природу определенных профильтрованных растительных жидкостей.

СТРОЕНИЕ ВИРУСА

КЛАССИФИКАЦИЯ ВИРУСОВ ДЕЗОКСИВИРУСЫ РИБОВИРУСЫ 1. ДНК двухнитчатая 2. ДНК однонитчатая 1. РНК двухнитчатая 2. РНК однонитчатая 1.1. Кубический тип симметрии: 1.1.1. Без внешних оболочек: аденовирусы 1.1.2. С внешними оболочками: герпес-вирусы 1.2. Смешанный тип симметрии: Т-четные бактериофаги 1.3. Без определенного типа симметрии: оспенные вирусы 2.1. Кубический тип симметрии: 2.1.1. Без внешних оболочек: крысиный вирус Килхама, аденосателлиты 1.1. Кубический тип симметрии: 1.1.1. Без внешних оболочек: реовирусы, вирусы раневых опухолей растений 2.1. Кубический тип симметрии: 2.1.1. Без внешних оболочек: вирус полиомиелита энтеровирусы, риновирусы 2.2. Спиральный тип симметрии: 2.2.1. Без внешних оболочек: вирус табачной мозаики 2.2.2. С внешними оболочками: вирусы гриппа бешенства, онкогенные РНК-содержащие вирусы

ЗНАЧЕНИЕ ВИРУСОВ 1. ЗАБОЛЕВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА Корь, свинка, грипп, полиомиелит, бешенство, оспа, желтая лихорадка, трахома, энцефалит, некоторые онкологические (опухолевые) болезни, СПИД, бородавки, герпес.

СПИД. ВИЧ. Многие путают два совершенно различных понятия - ВИЧ- инфицированный и больной СПИДом. Разница заключается в том, что человек, инфицированный вирусом иммунодефицита, может в течение многих лет оставаться работоспособным, относительно здоровым человеком. Такой человек не представляет никакой опасности для окружающих. Вирус иммунодефицита человека Смертельно опасный вирус СПИДа Трехмерное изображение вируса СПИДа

2. ЗАБОЛЕВАНИЯ ЖИВОТНЫХ И НАСЕКОМЫХ 1. У животных вирусы вызывают ящур, чуму, бешенство; 2. У насекомых - полиэдроз, грануломатоз. Вирус бешенства

3. ЗАБОЛЕВАНИЯ РАСТЕНИЙ У растений – мозаику или иные изменения окраски листьев либо цветков, курчавость листьев и другие изменения формы, карликовость; наконец, у бактерий – их распад. Пестролепестость, как и другие вирусные заболевания, не излечиваются.

4. БАКТЕРИОФАГИ – «ПОЖИРАТЕЛИ БАКТЕРИЙ» 1. Открыты в 1917 году одновременно во Франции и Англии. 2. Используются при лечении заболеваний, вызываемых некоторыми бактериями (чума, тиф, дизентерия). Схематичное строение Т-фага кишечной палочки со смешанным типом симметрии: 1 - кубоидальная капсидная головка; 2 - двухнитчатая ДНК; 3 – стержень; 4 - спиралеобразный сокращающийся капсид (чехол); 5 - базальная пластинка; 6 - хвостовые фибриллы.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!


, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 9

Презентация к уроку
























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  • Сформировать представления и знания о вирусах, их природе, негативном влиянии на живые организмы.

Задачи:

  • Познакомить учащихся с вирусами - единственной формой жизни на Земле, их строением, особенностями поведения внутри клеток живых организмов.
  • Сравнить свойства вирусов и всех живых организмов; выявить закономерности размножения вирусов.
  • Напомнить об иммунитете человека, явлении фагоцитоза, о прививках.
  • Познакомить с наукой вирусологией, основоположником вирусологии - русским ученым - Д. О. Ивановским.
  • Учебные - наглядные пособия: таблицы Вирусы, Презентация Вирусы.

Термины: Вирусы, вирусология, фильтрующие вирусы, бактериофаги, пандемия.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

Вокруг нас существует видимые и невидимые миры. Про видимый мир мы много знаем, а вот невидимый мир полон загадок и тайн и не всегда хороших. Слайд № 2, 3.

II. Изучение новой темы.

Предлагаю посмотреть слайды № 4, 5, 6. На первый взгляд хорошие поля, а если приглядеться, то листья растений в пятнах. Это болезнь - табачная мозаика. А возбудитель болезни - вирусы. Слайды № 7,8.

Фильтрующие вирусы. Слайд № 9. Сообщение ученика.

Вирусы - единственная неклеточная форма жизни на Земле. В переводе с латинского - яд. О том, как устроены вирусы узнаем, посмотрев слайды № 10, 11, 12. А теперь зарисуем и подпишем составные части.

Предлагаю учащимся вспомнить свойства всех живых организмов и закрепить на доске полоски-свойства (Приложение № 1). Для того, чтобы определить свойства вирусов рассмотрим слайд № 13. Для них характерны всего три свойства живых организмов: 1) размножение, 2) наследственность, 3) изменчивость.

Наука о вирусах - Вирусология. Основоположник науки русский ученый - Д. О. Ивановский. Слайды № 14, 15. Сообщение ученика.

Ученые до сих пор спорят, кем или чем являются вирусы: вещество или живое существо. Сегодня многие ученые считают, что вирусы мостик между живым и неживыми мирами и являются основными участниками эволюции. Слайд № 16.

Поселяясь в клетках живых организмов вирусы, вызывают многие болезни: грипп, оспу, корь, полиомиелит. Слайды № 17, 18, 19.

Тест - задание (Приложение № 2). Ученики обмениваются тетрадями, проверяем задания всем классом, выставляем оценки.

Меры борьбы с вирусами - Слайд № 19, 20. Сообщения учеников об ученых: И.И. Мечникове, Луи Пастере, Дженнере. Слайд № 21.

Поведение вирусов при попадании в клетки растений, животных и человека неоднозначно: 1) уничтожают клетку хозяина; 2) замирают, никак не проявляя себя; 3) изменяют генетический материал ДНК клетки хозяина на свой - идет сборка фрагментов нитей ДНК или РНК и белковых тел (капсидов).

Использование ослабленных или погибших вирусов для вакцинации. Слайд № 22

III. Обобщающие вопросы:

  1. Вирусы - вещество или существо?
  2. Имеют ли вирусы клеточное строение?
  3. Особенности строения вирусов?
  4. Что такое капсид?
  5. Как много нуклеиновых кислот содержатся в вирусах?
  6. Свойства вирусов?
  7. Проявляется ли у них обмен веществ и энергии?
  8. Способны ли вирусы расти?
  9. Способы размножения вирусов?
  10. Как называется наука о вирусах?

IV. Выводы.

Вирусы - это единственная неклеточная форма жизни на Земле, которая вне клетки никак себя не проявляет, а является промежуточным звеном между живой и неживой природой.

V. Итоги.

Оценки: за сообщения, за тест-задание, ответы на вопросы. Молодцы.

Оценку "отлично" и особую благодарность за помощь в оформлении презентации ученику 10 "р" класса Дерябину Сергею.

Разделы: Биология

Задачи урока:

Оборудование:

учебные таблицы, иллюстрирующие строение вирусов, научно-популярная литература о вирусах и вирусных заболеваниях, презентация, учебник.

Тип урока:

изучение нового материала; первичное закрепление знаний.

Ход урока

I. Актуализация знаний

– По планете свирепствует птичий и свиной грипп. Стихийным злом заболеваний являются вирусы. По данным ВОЗ свиным гриппом в мире заболело 285138 человек. Умерли 3635. Ежегодно в мире сезонным гриппом (слайд 4) заболевают около миллиарда человек. Умирают 3 миллиона.

II. Изучение нового материала.

– На уроке мы познакомимся с вирусами. Учащиеся записывают тему урока в тетрадях: “Вирусы”.

1. История открытия вирусов.

– Сообщения учащегося. Вирусы были открыты в 1892 году русским ученым – ботаником Д.И.Ивановским (слайд 5) при изучении мозаичной болезни табака (пятнистость листьев) (слайд 7). Он обнаружил, что здоровое растение можно заразить соком пораженного даже после пропускания этого сока через тонкие фильтры, задерживающие все бактерии. Такие вирусы называют “фильтрующимися” вирусами. Вирусология-наука, изучающая вирусы.

2. Общие сведения о вирусах .

Вирус в переводе с латинского означает “яд”; такое название дал тогда ещё неизвестному и невидимому в оптический микроскоп “противнику” Луи Пастер.

3. Химический состав и строение вирусов.

– Вирусная частица – это крупная частица нуклеопротеида, состоящая из сердцевины, в которой находится ДНК или РНК, окружена белковой оболочкой – капсидом. (Слайд 6) (Слайд 7)

В вирусах присутствует только один тип нуклеиновой кислоты – либо ДНК, либо РНК. По наличию той или иной нуклеиновой кислоты вирусы называют ДНК-содержащими (Слайд 8) или РНК-содержащими (слайд 7).

4. Функция частей вируса. Заполнение в тетради таблицы. (Приложение 1 )

(слайд 7),(слайд 8)

Правильно ли будет сказать, что все живое имеет клеточное строение?

Самостоятельная работа по карточкам . Учащиеся сравнивают строение бактериальной клетки, растительной клетки (Слайд9) и вируса табачной мозаики(слайд 7) Все данные заносят в таблицу. (Приложение 2 )

Ответ учащихся (У вирусов нет цитоплазмы с органоидами, вирусы не имеют клеточного строения. Вирусы трудно отнести к бактериям, растениям и животным.)

– Итак, вирусы – это неклеточная форма жизни .

– Размеры вирусов варьируют в широких пределах – от 10 до 275нм. С помощью электронного микроскопа установлено, что вирусы могут иметь различную форму: шаро-, палочко-, нитевидную, цилиндрическую (слайд10)

Особей вируса, находящихся в состоянии покоя, называют вирионом.

– Вирусы существуют в двух формах: покоящейся (внеклеточной), когда их свойства как живых систем не проявляются, и внутриклеточной, когда осуществляется размножение вируса.

5. Рецепторным эндоцитозом называют путь проникновение вируса в клетку. Процесс проникновения вируса в клетку хозяина включает следующие этапы:

1)прикрепление вируса к клеточным рецепторам;

2) образование вакуоли/эндоцитоз/;

3) выход вируса из вакуоли в цитоплазму путем слияния вирусной и клеточной мембран (слайд 11)

6. Размножение вируса /только в клетке хозяина/

1) Репликация вирусной нуклеиновой кислоты (удвоение)

2) Синтез вирусных белков (клеточный материал клетки хозяина)

3) Сборка вирионов.

– По завершению сборки вирионы выходят из клетки. В одних случаях из погибшей клетки, а в других из живой клетке. Иногда, вирус проникший в клетку не подает никаких признаков жизни. Они проявляются, когда вирус попадает в восприимчивую клетку и заражает её. Например: вирус гепатита (слайд12) размножается в клетках печени, вирус гриппа (слайд 4) в клетках эпителия слизистых оболочках, вирус полиомиелита (слайд 13) в клетках нервной ткани.

Где размножается Вирус иммунодефицита человека? (слайд 3)

Ответ учащихся: Т-лимфоциты,клетки иммунной системы

Сообщения учащегося . СПИД (ВИЧ) , или синдром приобретенного иммунодефицита человека,– вирусное заболевание, передающееся половым путем или через инъекции, сделанные с нарушением правил стерильности. Эпидемия распространяется среди наркоманов (слайд 14) и людей, ведущих беспорядочную половую жизнь. Болезнь проявляется в виде воспаления легких, опухолей, сепсиса и других инфекционных заболеваний. Передается половым путем, зараженными шприцами (слайд 14),от зараженной матери к ребенку (слайд 15),при переливании крови, пересадке органов и тканей. Вакцины против вируса нет!

– Вирусы, поступившие в живую клетку: 1) управляют клеточным механизмом клетки-хозяина 2) вносят в клетку только свою генетическую информацию. Если вирусы затронули много клеток, то возникает вирусное заболевания человека (слайд 16), растений (слайд 17, слайд 18).

– Вирусы могут проявлять свойства живых организмов, только попав внутрь клетки.

– Учащиеся заполняют таблицу (Приложение 3 ) (слайд 19)

Вывод : Вирус-Биосистема Организменного уровня.

III. Закрепление знаний

– Правильно ли будет сказать, что все живое имеет клеточное строение?

Ответ учащихся: нет, есть вирусы, не имеющие клеточное строения.

Ответ учащихся: Да. Так. Ведь попавшие в клетку вирусные гены-“плохие новости” приводят к нарушениям нормальных процессов в клетке и к гибели.

Стратегия жизни вирусов?

Ответ учащихся: безудержное размножения.

IV. Тестовая работа (Приложение 4)

V. Домашнее задание:

1 ВИРУСЫ ВИРУСЫ Электронное пособие по биологии для 10 классов Электронное пособие по биологии для 10 классов Авторы: Белоусов Д.Л., Приймак Т.В. МОУ «Лицей 13», г.Троицк, Челябинской области Авторы: Белоусов Д.Л., Приймак Т.В. МОУ «Лицей 13», г.Троицк, Челябинской области



3 Развитие учения о вирусах С 1798 г. в медицинскую практику была введена прививка Э.Дженнера против оспы. С 1798 г. в медицинскую практику была введена прививка Э.Дженнера против оспы. В 1884 г. Л.Пастер приготовил вакцину против бешенства. В 1884 г. Л.Пастер приготовил вакцину против бешенства. В 1892 г. Д.И.Ивановский, изучая мозаичную болезнь табака, сообщил о возможности существования более мелких организмов, чем бактерии. В 1892 г. Д.И.Ивановский, изучая мозаичную болезнь табака, сообщил о возможности существования более мелких организмов, чем бактерии. В 1899 г. М.Бейеринк ввел термин «вирус». В 1899 г. М.Бейеринк ввел термин «вирус». В 1911 г. Раус открыл вирус злокачественной опухоли у кур. В 1911 г. Раус открыл вирус злокачественной опухоли у кур. В 1915 г. Ф.Тоурт открыл вирусы бактерий – бактериофаги. В 1915 г. Ф.Тоурт открыл вирусы бактерий – бактериофаги. В 1946 г. С помощью электронного микроскопа далось увидеть вирусные частицы (вирионы) и изучить их строение. В 1946 г. С помощью электронного микроскопа далось увидеть вирусные частицы (вирионы) и изучить их строение. Д.И. Ивановский () и Эдуард Дженнер ()


4 Строение вирусов Одиночные вирусы имеют различную форму: округлую, палочковидную, кристалличес- кую и др. Одиночные вирусы имеют различную форму: округлую, палочковидную, кристалличес- кую и др. Внутри вириона содержится нуклеиновая кислота (ДНК или РНК), заключенная в белковую оболочку – капсид. Внутри вириона содержится нуклеиновая кислота (ДНК или РНК), заключенная в белковую оболочку – капсид. По строению различают две группы вирусов: По строению различают две группы вирусов: Вирусы Простые: состоят из ДНК и одной белковой оболочки; размер – нм; капсид чаще кристалический, палочковидный Сложные: состоят из РНК и 2-3 оболочек: белковой, липо- протеидной и углеводной; размер – нм; капсид чаще сферический


5 Полностью сформированная вирусная частица называется вирион. Полностью сформированная вирусная частица называется вирион. Капсид состоит из многократно повторяющихся полипептидных цепей (капсомеров) 1-5 типов белка. Капсид состоит из многократно повторяющихся полипептидных цепей (капсомеров) 1-5 типов белка. Для капсидов вирионов характерны 2 типа симметричной укладки субъединиц белков: 1. Спиральная (в виде палочек, нитей: вирусы растений и некоторых бактерий). 2. Кубическая (в форме икосаэдра: вирусы животных, человека, бактериофаги). Для капсидов вирионов характерны 2 типа симметричной укладки субъединиц белков: 1. Спиральная (в виде палочек, нитей: вирусы растений и некоторых бактерий). 2. Кубическая (в форме икосаэдра: вирусы животных, человека, бактериофаги). Значение капсида: 1. Защищает геном от повреждения. 2. Обеспечивает адсорбцию вирионов на поверхности оболочек клетки. 3. Способствует проникновению генома вируса в клетку. Значение капсида: 1. Защищает геном от повреждения. 2. Обеспечивает адсорбцию вирионов на поверхности оболочек клетки. 3. Способствует проникновению генома вируса в клетку. Рис. Разнообразие форм и размеров вирусов: а – вирусы растений; б – вирусы животных и человека; в – вирусы бактерий (бактериофаги) абв


6 Строение бактериофага Бактериофаги имеют более сложное строение, чем другие вирусы. Бактериофаги имеют более сложное строение, чем другие вирусы. Строение бактериофага Строение бактериофага Головка Полый базальная (внутри стержень пластинка Головка Полый базальная (внутри стержень пластинка содер- жится ДНК) (окружен чехликом из сокра- тительного белка) (на ней закреплено 6 «ножек») При сокращении чехла стержень «пробивает» клеточную стенку бактерий и ДНК впрыскивается в клетку Рис.1. 1-шейка, 2-чехол, 3-стержень, 4-базальная пластинка с ножками. Рис.2. Адсорбция бактериофагов на E. coli. 1 2


7 Размножение вирусов Воспроизводство вирусов происходит в клетке хозяина и состоит из нескольких стадий: Воспроизводство вирусов происходит в клетке хозяина и состоит из нескольких стадий: 1. Адсорбция на клеточной оболочке. 1. Адсорбция на клеточной оболочке. 2. Проникновение нуклеиновой кислоты в клетку (инъекция). 2. Проникновение нуклеиновой кислоты в клетку (инъекция). 3. Встраивание вирусной ДНК в геном клетки (интеграция) и репликация вирусной нуклеиновой кислоты. 3. Встраивание вирусной ДНК в геном клетки (интеграция) и репликация вирусной нуклеиновой кислоты. 4. Синтез вирусных белков и ферментов. 4. Синтез вирусных белков и ферментов. 5. Сборка вирионов. 5. Сборка вирионов. 6. Выход вирионов из пораженной клетки и заражение новых клеток. 6. Выход вирионов из пораженной клетки и заражение новых клеток. Рис. Схема проникновения генома ВИЧ в клетку и процессов, происходящих после этого в клетке вплоть до ее распада.


8 ДНК-содержащие вирусы имеют либо собственные ферменты (в капсиде) репликации, либо несут информацию в геноме, а РНК- содержащие вирусы (ретровирусы) содержат обратные транскриптазы (ревертазы), которые превращают в цитоплазме клеток вирусные РНК в ДНК (открыли в 1970 г. Г.Темин и Д.Балтимор). ДНК-содержащие вирусы имеют либо собственные ферменты (в капсиде) репликации, либо несут информацию в геноме, а РНК- содержащие вирусы (ретровирусы) содержат обратные транскриптазы (ревертазы), которые превращают в цитоплазме клеток вирусные РНК в ДНК (открыли в 1970 г. Г.Темин и Д.Балтимор). Существуют также вирусы, содержащие только иРНК (полиомиелит), двуцепочечные РНК (ротавирусы) и одноцепочечные ДНК (вирусы растений). Существуют также вирусы, содержащие только иРНК (полиомиелит), двуцепочечные РНК (ротавирусы) и одноцепочечные ДНК (вирусы растений). Рис.1. Часть клетки, зараженной аденовирусом (кристаллоподобные структуры) Рис.2. Вирус папилломы (бородавки) человека


9 Типы взаимодействия вирусов с клеткой Вирусные инфекции Литическая (продуктивная) Персистентная (абортивная) Латентная (вирогения) Интенсивная репродук- ция вирионов и гибель клеток при одновре- менном выходе вирио- нов, заражение других клеток. «Вялая» репродукция вирионов, которые посте- пенно покидают клетку, не вызывая ее разруше- ния (скрытая инфекция), вирусоносительство. Геном вируса встраи- вается в хромосому хо- зяина и передается дочерним клеткам, не вызывая заболеваний. В зависимости от длительности пребывания вируса в клетке и характера ее изменения различают три типа вирусной инфекции: При определенных условиях латентный вирус может активизироваться и инфекция может стать литической.


10 Механизм проникновения вируса в клетку обеспечивается рецепторным механизмом: специальные белки капсида «узнают» соответствующие рецепторные белки на поверхности чувствительных к данному вирусу клеток. Так аденовирусы и вирус гриппа проникают и размножаются только в клетках слизистых оболочек верхних дыхательных путей, вирусы гепатита А,В,С – в клетках печени, вирус энцефалита и бешенства – в нервных клетках, вирус СПИДа – в клетках Т- лимфоцитов, а вирус эпидемического паротита (свинки) – в клетках околоушных слюнных желез. Однако существуют вирусы, которые поражают различные ткани и органы: вирус кори – дыхательные пути, кожу и кишечник; вирус оспы – кожу и дыхательные пути, вирус желтой лихорадки – эпителий кровеносных сосудов и клетки печени. Механизм проникновения вируса в клетку обеспечивается рецепторным механизмом: специальные белки капсида «узнают» соответствующие рецепторные белки на поверхности чувствительных к данному вирусу клеток. Так аденовирусы и вирус гриппа проникают и размножаются только в клетках слизистых оболочек верхних дыхательных путей, вирусы гепатита А,В,С – в клетках печени, вирус энцефалита и бешенства – в нервных клетках, вирус СПИДа – в клетках Т- лимфоцитов, а вирус эпидемического паротита (свинки) – в клетках околоушных слюнных желез. Однако существуют вирусы, которые поражают различные ткани и органы: вирус кори – дыхательные пути, кожу и кишечник; вирус оспы – кожу и дыхательные пути, вирус желтой лихорадки – эпителий кровеносных сосудов и клетки печени. Рис. Вирион вируса полиомиелита (1) и разные формы вирионов вируса гриппа А2 1 2


11 Основной вред от вирусов в том. Что генетический материал вирусов в клетке хозяина продуцирует собственные белки и нуклеиновые кислоты за счет запасов клетки, в результате чего клетка чаще всего гибнет. Основной вред от вирусов в том. Что генетический материал вирусов в клетке хозяина продуцирует собственные белки и нуклеиновые кислоты за счет запасов клетки, в результате чего клетка чаще всего гибнет. Однако клетки могут защищаться: Однако клетки могут защищаться: 1. Гибель клетки до завершения вирусной репродукции, что затрудняет распространение инфекции по организму (клеточное самоубийство- апоптоз). 1. Гибель клетки до завершения вирусной репродукции, что затрудняет распространение инфекции по организму (клеточное самоубийство- апоптоз). 2. Выработка неспецифического противовирусного белка – интерферона, который проникает из зараженной клетки в здоровые клетки предупреждая их о наличии вируса. Получившие сигнал клетки изменяют мембранную структуру оболочки и адсорбция на ней вируса становится невозможной (у 1/3 населения Земли вырабатывается очень мало интерферона, что приводит к смертельным случаям даже от таких болезней, как ОРЗ и грипп). 2. Выработка неспецифического противовирусного белка – интерферона, который проникает из зараженной клетки в здоровые клетки предупреждая их о наличии вируса. Получившие сигнал клетки изменяют мембранную структуру оболочки и адсорбция на ней вируса становится невозможной (у 1/3 населения Земли вырабатывается очень мало интерферона, что приводит к смертельным случаям даже от таких болезней, как ОРЗ и грипп). Рис. ДНК, освободившаяся от частицы фага.


12 Многообразие вирусов Рис.1. Вирионы мозаичной болезни табака (ВТМ) Рис.2. Вирионы вируса герпеса Известно около 1000 видов вирусов Рис.4. Вирионы аденовируса человека Рис.3. Вирионы карликовости томатов Вирусы, в отличие от других живых организмов, имеют тривиальные названия, например, В. табачной мозаики, В. полиомиелита, бактериофаг Х-174 и др.


13 Вирус иммунодефицита человека В 1982 г. был обнаружен (Р.Галло,США) ВИЧ (вирус иммунодефицита человека), вызывающий заболевание СПИД (синдром приобретенного иммунодефицита), при котором поражаются Т- лимфоциты (основные клетки специфического иммунитета). При этом организм человека становится совершенно беззащитным перед любым чужеродным (инфекционным) агентом. В 1982 г. был обнаружен (Р.Галло,США) ВИЧ (вирус иммунодефицита человека), вызывающий заболевание СПИД (синдром приобретенного иммунодефицита), при котором поражаются Т- лимфоциты (основные клетки специфического иммунитета). При этом организм человека становится совершенно беззащитным перед любым чужеродным (инфекционным) агентом. Рис. Модель ВИЧ: 1-2 – оболочки; 3 – молекулы РНК; 4 – фермент ревертаза. «Шипы» оболочки образованы белком gp120.


14 Существует 2 типа: ВИЧ-1 (VIH - высоко патогенный) и ВИЧ-2 (SIH - обезьянный, мало патогенный), открытый в 1985 г.). Существует 2 типа: ВИЧ-1 (VIH - высоко патогенный) и ВИЧ-2 (SIH - обезьянный, мало патогенный), открытый в 1985 г.). Рис. Т-лимфоцит, зараженный ВИЧ, производит новые вирионы. Новые вирионы выходят из тонкого выроста на поверхности зараженной клетки (х)


15 Африканская зеленая мартышка – главный резервуар вируса иммунодефицита обезьян (SIV), но болезнь у них не вызывает. Семья Берк из США. Отец семейства Патрик, зараженный при переливании крови, заразил жену, которая во время родов передала вирус сыну. Через два года они умерли. Жива только дочь.


16 Спектр тканей (рис.), которые могут быть заражены ВИЧ, определен распределением клеток, имеющих антиген CD4 (рецепторный компонент для связывания вирусной частицы). Спектр тканей (рис.), которые могут быть заражены ВИЧ, определен распределением клеток, имеющих антиген CD4 (рецепторный компонент для связывания вирусной частицы). АнтигенCD4 встречается главным образом в Т4- хелперах. Антиген взаимодействует с белком оболочки вируса gp120 (гликопротеином), адсорбируя вирионы на поверхности мембраны клетки. АнтигенCD4 встречается главным образом в Т4- хелперах. Антиген взаимодействует с белком оболочки вируса gp120 (гликопротеином), адсорбируя вирионы на поверхности мембраны клетки.


17 Вирусные болезни человека Название болезни Нуклеиновая кислота Путь заражения Что поражает ГриппДНККапельный Эпителий дых. путей, гол. мозг ОспаДНК Контагиозный, капельный Кожа, слиз. обо- лочки, дых. пути Гепатит А,В,С РНК Алиментарный, парентеральный Печень, желчные пути СПИДРНК Половой, парентеральный Т-лимфоциты БешенствоРНК Контагиозный, при укусах Кл. сред.мозга, слюнные железы Клещевой энцефалит РНК Переносчики клещи Оболочки головного мозга КорьРНККапельный Дых. пути, кожа, кишечник


18 Культивирование вирусов и диагностика вирусных инфекций Для выделения и культивирования вирусов применяют: Для выделения и культивирования вирусов применяют: 1.Тканевые культуры (выращенные в специальных средах) – вирусы, внесенные в такие культуры либо повреждают клетки (цитопатическое действие), либо образуют включения (скопление вирионов). 1.Тканевые культуры (выращенные в специальных средах) – вирусы, внесенные в такие культуры либо повреждают клетки (цитопатическое действие), либо образуют включения (скопление вирионов). 2. Куриные эмбрионы (8-12 дневные) – вирусный материал вводят в различные полости эмбриона, а через ч. вскрывают и осматривают поражения. 2. Куриные эмбрионы (8-12 дневные) – вирусный материал вводят в различные полости эмбриона, а через ч. вскрывают и осматривают поражения. Рис.1. Включения вирусов герпеса (12) в клетке печени (13) Рис. 2. Способы заражения куриного эмбриона (1-в амнион, 2-в аллантоис, 3-в желточный мешок)


19 Для диагностики вирусных инфекций применяют: Для диагностики вирусных инфекций применяют: 1. Реакцию гемаггютинации (РГА) – к аллантоисной жидкости куриного эмбриона, зараженного вирусом добавляют 1% суспензию куриных эритроцитов. Наличие гемагглютинации (склеивание эритроцитов) указывает на наличие вирусов. 1. Реакцию гемаггютинации (РГА) – к аллантоисной жидкости куриного эмбриона, зараженного вирусом добавляют 1% суспензию куриных эритроцитов. Наличие гемагглютинации (склеивание эритроцитов) указывает на наличие вирусов. 2. Гемадсорбцию – к пораженной вирусами культуре тканей добавляют суспензию эритроцитов. При этом наблюдается под микроскопом адсорбция эритроцитов на пораженных клетках. 2. Гемадсорбцию – к пораженной вирусами культуре тканей добавляют суспензию эритроцитов. При этом наблюдается под микроскопом адсорбция эритроцитов на пораженных клетках. 3. Иммунофлюоресцентный метод (экспресс-диагностика) – ткани животных или растений и культуры тканей окрашивают флюоресцирующей специфической сывороткой. Свечение клеток под люминесцентным микроскопом свидетельствует о наличие вирусов в клетке. 3. Иммунофлюоресцентный метод (экспресс-диагностика) – ткани животных или растений и культуры тканей окрашивают флюоресцирующей специфической сывороткой. Свечение клеток под люминесцентным микроскопом свидетельствует о наличие вирусов в клетке. Рис.1.Вирус герпеса (мелки бляшки) в клетках оболочки зародыша. Рис.2. Адсорбция эритроцитов на поверхности зараженной вирусом клетке. 1 2


20 Меры борьбы с вирусными инфекциями Коварство вирусов заключается в том, что во внешней среде они не прояв- ляют признаков жизни и лекарст- венные препараты, применяемые против бактериальных инфекций на них не действуют (антибиотики, сульфаниламиды и др.). Поэтому для борьбы с вирусными инфекциями применяют: Коварство вирусов заключается в том, что во внешней среде они не прояв- ляют признаков жизни и лекарст- венные препараты, применяемые против бактериальных инфекций на них не действуют (антибиотики, сульфаниламиды и др.). Поэтому для борьбы с вирусными инфекциями применяют: 1. Неспецифические противовирусные препараты: интерферон, циклоферон, йодантипирин, препятству- ющие проникновению вирусов в клетку. 1. Неспецифические противовирусные препараты: интерферон, циклоферон, йодантипирин, препятству- ющие проникновению вирусов в клетку. 2.Лекарственные препараты, блокирующие одну или несколько внутриклеточных стадий развития вируса (блоки- рование ревертаз и протеаз с помощью ферментов-ингибиторов) 2.Лекарственные препараты, блокирующие одну или несколько внутриклеточных стадий развития вируса (блоки- рование ревертаз и протеаз с помощью ферментов-ингибиторов) Рис. Действие ингибиторов ревертазы и протеазы при лечении СПИДа.



22 Контрольные вопросы 1. Что собой представляют вирусы? 2. Как устроены вирусы? 3. Как классифицируют вирусы? 4. Как размножаются вирусы? 5. Какие типы взаимодействия вирусов с клетками знаете? 6. Как клетки защищаются от вирусов? 7. Назовите наиболее известные вирусные болезни человека. 8. Что такое бактериофаги и где они используются? 9. Что используют для культивирования вирусов и почему? 10. Какова роль вирусов в природе?


23 СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ Апоптоз – клеточное самоубийство Адсорбция – прикрепление вириона к клеточной стенке Бактериофаг – вирус бактерий Вирион – вирусная частица во внешней среде Интерферон – неспецифический противовирусный белок, выра- батываемый зараженной клеткой Мутаген – любой агент, вызывающий мутации (наследственные изменения генетического аппарата клетки) Ревертаза – фермент, превращающий (в клетке хозяина) РНК вируса в ДНК Репликация –самоудвоение молекулы нуклеиновой кислоты (ДНК); создание себе подобных вирусных частиц в клетке хозяина. Ретровирусы – вирусы (РНК), содержащие фермент обратной транскриптазы (ревертазы) Тканевая культура – клетки растений или животных, выращенные на специальных питательных средах и применяемые для культиви- рования вирусов.

краткое содержание презентаций

Вирусы

Слайдов: 26 Слов: 1644 Звуков: 0 Эффектов: 32

Вирусы. Форма. Неклеточные формы жизни. Понятие о вирусах. Размеры вирусов. Вирусы. История изучения вирусов. Строение вирусов. Свойства вирусов. Жизненный цикл. Классификация вирусов. Классификация вирусов по Балтимору. Вирусы как возбудители болезней. Меры предосторожности защиты от СПИДа. Значение вирусов. Герпес. СПИД. Заболевания животных. Профилактика бешенства. Период болезни. Заболевания растений. Бактериофаги. Вопросы. Выводы. Рекомендации. Список литературы. - Вирусы.pptx

Формы вирусов

Слайдов: 25 Слов: 814 Звуков: 0 Эффектов: 9

Вирусы Ум и здоровье дороже всего. Проблемный вопрос. Вирусы – латинское слово virus – яд. Вирусология - наука, изучающая неклеточные формы организмов - вирусы. История открытия вирусов. Вирус табачной мозаики. Формы вирусов. Многообразие строения вирусов. Герпес. Грипп. Табачная мозаика. Бактериофаг. Полиомиелит. Аденовирус. Строение вируса табачной мозаики. Нуклеиновая кислота (ДНК или РНК). Белковая оболочка – капсид (от лат. слова «capsa» - вместилище). Характерные особенности вирусов. Классификация вирусов. Этапы жизнедеятельности вируса. Строение бактериофага. Вирусные заболевания человека. - Формы вирусов.ppt

Изучение вирусов

Слайдов: 15 Слов: 340 Звуков: 1 Эффектов: 24

Вирусы - неклеточные формы жизни. Понятие о вирусах. История изучения вирусов. Размеры и форма вирусов. Строение вируса. Цикл развития вируса. Изучение вирусов. Значение вирусов. СПИД. Вирусные заболевания. Вирус птичьего гриппа. Изучение вирусов. Вирусы. Домашнее задание. Спасибо за внимание. - Изучение вирусов.ppt

Царство «Вирусы»

Слайдов: 12 Слов: 419 Звуков: 0 Эффектов: 25

Неклеточные формы жизни. Вирусы. Исходный уровень знаний. Количество правильных ответов. Царство Вирусов. Строение вирусов. Вирусные заболевания. Строение бактериофага. Проверка знаний. Материал. Спасибо за внимание и работу. Над презентацией работали. - Царство «Вирусы».ppt

«Вирусы» биология

Слайдов: 12 Слов: 246 Звуков: 0 Эффектов: 3

Чудеса в решете. Вильям Шекспир. Чудо 1. Вирусы-неклеточная форма жизни. Чудо 2 Проникновение вируса в клетку. Чудо 3. Типы вирусной инфекции. Перечень некоторых вирусных болезней. Вирус вызывает рак. Вопросы самоконтроля Отличие вируса от других организмов. Когда вирус проявляет свойства живого? Чем определяется разнообразие форм вирусов? В чем особенность размножения вирусов? Как попадают вирусы в клетку? Влияние вирусов на организм. - «Вирусы» биология.ppt

Вирусы в организме

Слайдов: 13 Слов: 2537 Звуков: 0 Эффектов: 0

Вирусы и бактериофаги

Слайдов: 31 Слов: 1486 Звуков: 0 Эффектов: 0

Вирусы. Знания о специфической форме жизни. Фрагмент лекции. Вирусы. Представители вирусных частиц. Вирус гепатита. Вирус табачной мозаики. Болезни растений. Строение вирусов. Свойства вирусов. Цикл развития вирусов. Вирусы и болезни. Вирусные заболевания. Вирусные заболевания человека. Вирусы и бактериофаги. Что такое СПИД. Почему организм не может защититься. Что надо знать о СПИДе. Можно ли убить возбудителя СПИДа. Как можно заразиться СПИДом. Случаи передачи ВИЧ. Диагностика ВИЧ-инфекции. Бактериофаги. Схема размножения бактериофагов. Путь проникновения бактериофага в клетку бактерий. - Вирусы и бактериофаги.ppt

Заражение клетки вирусом

Слайдов: 17 Слов: 1097 Звуков: 0 Эффектов: 0

Вирусы. Научная классификация. Жизненный цикл. Вирусы не размножаются клеточным делением, поскольку не имеют клеточного строения. Прикрепление к клеточной мембране. I) Прикрепление к клеточной мембране - так называемая адсорбция. Проникновение в клетку. Лишение оболочек. В конечном счёте вирусная геномная нуклеиновая кислота освобождается. Перепрограммирование клетки. IV) При заражении вирусом в клетке активируются специальные механизмы противовирусной защиты. Персистенция. Клетка превращается в фабрику, способную производить многие тысячи фагов. С персистенцией вирусов (например, паповавирусов) связаны некоторые онкологические заболевания. - Заражение клетки вирусом.pptx

Неклеточные формы жизни

Слайдов: 21 Слов: 415 Звуков: 0 Эффектов: 16

Общая характеристика вирусов

Слайдов: 25 Слов: 505 Звуков: 0 Эффектов: 54

Вирусы, друзья и враги. Вирусы герпеса. Вирусы с высокой специфичностью. Вирус гриппа свиней. Как вирусы выглядят. Общая характеристика вирусов. Общая характеристика вирусов. Общая характеристика вирусов. Общая характеристика вирусов. Общая характеристика вирусов. Общая характеристика вирусов. Цикл развития вируса иммуннодефицита. Цикл развития вируса. Цикл развития вируса иммуннодефицита. Цикл развития вируса иммуннодефицита. Цикл развития вируса иммуннодефицита. Цикл развития вируса иммуннодефицита. Цикл развития вируса иммуннодефицита. Цикл развития вируса иммуннодефицита. - Общая характеристика вирусов.ppt

Неклеточные формы жизни вирусы

Слайдов: 19 Слов: 1354 Звуков: 0 Эффектов: 17

Вирусы в медицине

Слайдов: 18 Слов: 431 Звуков: 17 Эффектов: 11

Вирусы – неклеточные формы жизни. Вирус. История открытия. Хронология открытия первых вирусов. Классификация вирусов. Основные подразделения вирусов. Тип нуклеиновой кислоты. Размеры вирусов. Модель вируса табачной мозаики. Модель бактериофага. Этапы жизнедеятельности вирусов. Вирус иммунодефицита человека. Вирус гриппа. Прививка от оспы. Вирус гепатита. Вирус герпеса. I вариант. II вариант. - Вирусы в медицине.ppt

Вирус СПИДа

Слайдов: 23 Слов: 887 Звуков: 0 Эффектов: 0

Вирус. СПИД. Основные сведения. Схема строения вируса. Жизненный цикл. Проникновение в клетку. Инфицирование. Синтез иРНК. Синтез вирусных белков. Лимфоцит. Боевой вирус. Способы заражения. Органы человека. Развитие болезни. Стадия пре-СПИДа. Ситуация в мире. Карта распространения ВИЧ-инфекции. Как бороться. Синтез вирусной ДНК. Путь борьбы. Подавление интеграции. Разработка ДНК - вакцин. Здравый смысл. - Вирус СПИДа.ppt

Болезнь СПИД

Слайдов: 15 Слов: 391 Звуков: 0 Эффектов: 15

Мы против СПИДа! Основные понятия: В – вирус (крошечный организм, микроб) И – иммунодефицита Ч - человека. Основные понятия: С – синдром (картина болезни) П – приобретенного (полученного при заражении) И – иммуно- (невосприимчивость, защита от инфекций) Д – дефицита (недостаток, недостаточное количество). Как действует вирус СПИДа? И что дальше? В результате болезни человеческий организм становится беззащитным перед инфекционными и опухолевыми заболеваниями, с которыми справляется нормальная иммунная система. Стадии болезни СПИДа 1. Заражение вирусом ВИЧ 2.Скрытый период 3.СПИД. Заражение вирусом ВИЧ: 1 стадия: Недельная лихорадка, увеличение лимфоузлов, сыпь. - Болезнь СПИД.pptx

СПИД - инфекционное заболевание

Слайдов: 24 Слов: 1311 Звуков: 0 Эффектов: 55

Болезнь грипп

Слайдов: 20 Слов: 1208 Звуков: 0 Эффектов: 0

Немного о гриппе. Экономический ущерб от гриппа. Симптомы гриппа. История вопроса. Две разновидности. Формы гриппа. Гриппозный вирус поражает уток, морских птиц. Как происходит заражение. Частицы слюны, слизи, мокроты. Отличие простой простуды от гриппа. Группа риска. Советы врача. Профилактика. Гриппозная инфекция легко передается и через загрязненные руки. Вакцинация. В России зарегистрирован ряд вакцин нового поколения. Народные средства. 2 чайные ложки меда и 2 чайные ложки свежего свекольного сока. Лучшие капли от насморка. Выводы. - Болезнь грипп.ppt

Профилактика ОРВИ

Слайдов: 21 Слов: 763 Звуков: 0 Эффектов: 13

Профилактика ОРВИ. Грипп и ОРВИ. Возбудители гриппа и ОРВИ. Почему люди часто болеют. Источник инфекции ОРВИ. Восприимчивость к гриппу. Клиника. Формы тяжести ОРВИ. Основа лечения ОРВИ. Лекарственные препараты. Выраженный насморк. Средства при кашле. Основные препараты. Имудон. Лизаты. Противовоспалительные препараты. Антибактериальная терапия. Вакцинация против гриппа. Неспецифическая профилактика ОРВИ. Вакцинопрофилактика. Будьте здоровы. -