ВЫСКАЗЫВАНИЯ. АЛГОРИТМЫ С ВЕТВЛЕНИЕМ И ПОВТОРЕНИЕМ

§ 26. Алгоритм с повторением

Данилко, а почему ты такой грустный?

И никак не могу подобрать команды и составить алгоритм для решения одной интересной задачи.

А что это за интересная задача?

В проекте, который я разрабатываю, нужно, чтобы исполнитель постоянно выполнял группу команд.

Так, тут без алгоритмов с повторениями не обойтись.

А что это такое - алгоритм с повторением?

Чтобы ознакомить тебя с новой алгоритмическом конструкцией, я приготовил несколько интересных задач.

Вот первое задание.

Склады такие инструкции работу-лешем, чтобы он смог собрать все грибы на полянке.

Готово.

Алгоритм сбора грибов с поляны.

1. Подойди к гриба.

3. Положи в корзину.

4. Подойди к гриба.

6. Положи в корзину.

7. Подойди к гриба.

9. Положи в корзину.

10. Подойди к гриба.

12. Положи в корзину.

13. Подойди к гриба.

15. Положи в корзину.

Ух, хорошо, что на поляне только пять грибов, а то алгоритм был бы очень длинный.

А заметил ли ты, что действия, которые выполняет робот-леший, повторяются? И поскольку мы знаем, что грибов на поляне всего пять, то алгоритм можно составить так:

Повтори 5 раз:

Подойди к гриба;

Положи в корзину.

А теперь представь, что мы не знаем количества грибов, которые растут на поляне. Как тогда составить алгоритм?

Графическое изображение алгоритма

Словесный алгоритм.

Повторяй, пока на опушке есть грибы:

Подойди к гриба;

Положи в корзину.

Итак, ты понимаешь, что в жизни не все задачи можно решить, используя только алгоритмические структуры следование и ветвление? Для решения некоторых задач нужно использовать алгоритмы с повторениями.

В среде Скретч для составления скриптов с использованием алгоритмической структуры с повторением можно использовать такие блоки команды:

1) «Повтори...» -

осуществляет повторение команд, что находятся внутри блока, заданное количество раз;

2) «Повторять, пока...» -

осуществляет повторение команд, что находятся внутри блока, до тех пор, пока установленная в блоке условие не примет значение «истина»;

3) «Всегда, если...» -

постоянно осуществляет повторение команд, что находятся внутри блока, в том случае, если встроенная условие имеет значение «истина»;

4) «Всегда» - постоянно осуществляет повторение команд, находящихся внутри блока.

Спасибо тебе, Комп"юшку! Посмотри, какой интересный проект я подготовил.

Проект «Времена года».

Описание выполнения проекта.

После нажатия на зеленый флажок спрайт-дерево начинает постоянно менять свои костюмы-образы с интервалом в 1 секунду. Остановить выполнение проекта можно, нажав на кнопку

Вид сцены во время исполнения проекта.

Вопросы и задания от Комп"юшка

1. Наведи примеры задач, для решения которых нужно использовать алгоритмическую конструкцию с повторением.

2. Названия команды среды Скретч, используемых для реализации алгоритмов с повторением.

3. Сколько раз повторюєтся команда внутри блока для условий выполнения проекта, представленных на рисунке?

4. Склады собственные проекты до поставленных задач.

А. Колобок постоянно перемещается по сцене, и если наталкивается на цветы на своем пути, то улыбается, а если наталкивается на колючки, то делает грустное лицо и говорит: «Ой, больно!».

Бы. Рыжий кот проводит экскурсию в своей комнате, и если подходит до своих любимых игрушек, то рассказывает истории о них.

В. Рыжий кот знакомит со своими друзьями - фантастическими существами и рассказывает о них.

Г. Воспользовавшись костюмами Рыжего кота в виде букв английского алфавита, слоги скрипт, который покажет на сцене весь английский алфавит букву за буквой.

Урок информатики 7 класс

Дата проведения 12.11.2015г.

Цель урока : научить составлять алгоритм ы с повторение; использовать циклы в алгоритмах для решения задач , создать условия для формирования первичного представления о цикле в алгоритме и команды "повторить";

развивать логическое и алгоритмическое мышление учащихся; развивать навыки работы в программной среде;

воспитывать любознательность и углубленный интерес к изучению информатики.

Тип урока: урок изучения и первичных закреплений новых знаний

Используемое оборудование: пк учителя, пк ученика, мультимедийный проектор

Используемые учебники и учебные пособия: Інформатика: Підруч.для 7-го кл.загальноосвіт.навч.закл. / Й.Я.Рівкинд [та ін.].- К.: Генеза, 2015.

Программное обеспечение: Scratch

Опорные слова: алгоритм; команда повтори N раз, тело цикла

Тема урока: Алгоритмы с повторением. Составление и исполнение алгоритмов

с повторением в программной среде

План урока : 1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

3. Актуализация опорных знаний (фронтальный опрос)

4. Изучение нового материала

5. Работа на пк

6. Итог урока

7. Д/З

Ход урока:

1. Организационный момент:

Приветствие.

Напоминаю: на прошлом уроке мы свами начали изучать тему: Алгоритмы с повторением и ветвлением , ознакомились с базовыми структурами алгоритма, его свойствами и формами представления. Сегодня мы с вами изучим алгоритм с повторением, научимся составлять такие алгоритмы и применять на практике - исполнять алгоритмы с повторением в программной среде Scratch .

2. Проверка домашнего задания:

1. Что называют алгоритмом?

Что такое команда алгоритма?

Кто или что может выступать в роли исполнителя алгоритма?

2. Назовите базовые структуры алгоритма?

[линейный, алгоритм с повторением, алгоритм с ветвлением ]

В какой форме может быть представлен алгоритм?

[словестной, в виде текста, графически: блок-схема]

Какие алгоритмы называют линейными?

3. Какие можно выделить свойства алгоритма?

[массовость, результативность, эффективность, конечность алгоритма]

Приведите примеры линейных алгоритмов из повседневной жизни.

3. Актуализация опорных знаний (фронтальный опрос)

* Подумайте, какие явления в природе постоянно повторяются? [День сменяет ночь, восход и закат солнца, фазы луны, времена года сменяют друг друга и так происходит много лет]. Процессы, которые повторяются, называются - циклическими.

* Вспомните народные сказки: «Колобок»; «Репка»; «Золушка» и др. в них используется повторение одних и тех же действий. Какие действия в сказке «Золушка» повторяются несколько раз?

* Мы постоянно участвуем в циклических процессах:

Занятия в школе по конкретному предмету каждую неделю повторяются, согласно расписания;

Звонки на урок и с урока ежедневно звонят в одно, и тоже время;

Домой мы идем по одному и тому же маршруту;

На уроке украинского языка каждый раз разбирая строение слова мы выполняем один и тот же набор команд;

Когда вы решаете уравнение по алгебре, повторяете каждый раз один и тот же порядок действий……

4. Изучение нового материала

Итак, запишите сегодняшнее число и тему урока!

Рассмотрим задачу (учебник стр.66)

Дано: емкость 50л, ведро 10л, колодец. Необходимо наполнить бочку водой.

Наша задача записать алгоритм, в результате выполнение которого, поставленная задача будет решена: бочка будет наполнена водой.

(На проекторе презентация)

Запишем алгоритм решения данной задачи, представленный в виде текста:

1. Взять ведро

2. Набрать полное ведро воды в колодце

3. Вылить в бочку.

…………………………..

Поставить ведро

Давайте определим, какие команды повторяются в данном алгоритме и сколько раз

(Запишем наш алгоритм с использованием команды повтори)

1. Взять ведро

2.Повтори 5 раз

Набрать полное ведро воды в колодце

Вылить в бочку

Поставить ведро

2-3 повтори 5 раз

Мы с вами решили задачу используя, алгоритм с повторением.

Итак, Алгоритм - команды которого повторяются N раз называется алгоритмом с повторением.

Алгоритм с повторением называют еще алгоритм с циклом или циклическим алгоритмом !

Если в условии задачи определено количество повторений команд, значит, алгоритм решения задачи имеет команду цикла со счетчиком . На примере решенной задачи мы видим, как выглядит простейший алгоритм с повторением, который содержит команду цикла со счетчиком:

Запишем общий вид команды цикла со счетчиком:

Повторить N раз (заголовок цикла)

Команды (где команды образуют тело цикла)

Мы знаем, что алгоритм удобно представлять графическим способом, для этого используют блок-схему. Внимание на экран давайте вспомним, как выглядит блок- схема линейного алгоритма: см. слайд 4.

Составление алгоритма в тетради:

Составте алгоритм нахождения периметра равностороннего 7 угольника со стороной а=5. Представте данный алгоритм в виде блок- схемы.

5. Работа на пк

Инструктаж по технике безопасности.В кабинете строго запрещается:

    Трогать разъемы, кабели и розетки.

    Трогать монитор.

    Трогать тыльную строну монитора.

    Работать во влажной одежде и влажными руками.

    Растояние от глаз до экрана монитора 40-60 см.

    Работать за компьютером можно только при разрешении учителя.

Практическая часть:

6. Итог урока:

Итак, что такое алгоритм с повторением?

Как обозначается команда цикла со счетчиком, на что она указывает?

Что такое тело цикла?

Когда используется команды повтори в алгоритмах?

7. Д/З

§ 3.1 стр 65-71 проработать

Составить алгоритм нахождения среднего арифметического шести чисел.

Практическая часть:

(Дети рассаживаются на свои рабочие места, раздать карточки с заданиями)

1. Запускаем программную среду Скретч.

2. Поменяйте язык программной среды нажав на панели инструментов кнопку в форме земного шара (при необходимости)

3. Переместите кота в Верхний левый угол

4. Необходимо выбрать блок/перо и в область скриптов перетянуть команду/опустить перо

Задание№ 1:

Напишите программу для рисования Скретчем квадрата со стороной 60 шагов

1) Без использования команды повтори;

2) С использованием команды повтори

(Выберите блок/контроль/повторить укажите команды, которые должен повторить Скретч необходимое количество раз для рисования квадрата)

Проанализируйте, на сколько сократилась запись вашего алгоритма.

Задание №2 :

Проверь, какое получается изображение в результате выполнения следующих команд:

Повторить 120 раз перемещение на 4 шага, поворот на 3 градуса

Задание№3 : Напишите программу для создания орнамента

А.А.Алейников (ГУО «Средняя школа №2 г.п.Круглое» )

СЦЕНАРИЙ У РОКА ИНФОРМАТИКИ В VI КЛАССЕ.

ТЕМА: «АЛГОРИТМЫ: ЛИНЕЙНЫЕ, С ВЕТВЛЕНИЕМ, С ПОВТОРЕНИЕМ»

ОБУЧАЮЩАЯ ЦЕЛЬ: предполагается, что в конце занятия учащиеся будут знать виды алгоритмов (линейные, с ветвлением, с повторением); уметь применять полученные знания при решении учебных задач (различать линейные ), успешно выполнять задание в виде теста .

ЗАДАЧИ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ: на основе актуализации известного материала и выполнения учебных задач способствовать развитию у учащихся логического и алгоритмического мышления; содействовать развитию у учащихся умений организовывать собственную деятельность, коммуникативных умений, навыков взаимодействия; создать условия для самореализации личности в учебной деятельности, становления учебной субъектности учащихся .

ТИП УРОКА: урок усвоения новых знаний.

ТЕХНОЛОГИЯ: элементы активной оценки.

ОБОРУДОВАНИЕ: учебное пособие «Информатика», мультимедийная презентация, раздаточный материал, оценочные листы, полоски для использования приема «неподнятой руки», пособие «Светофор».

ХОД УРОКА:

    МОТИВАЦИОННО - ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ ЭТАП

Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. Я рад вас всех видеть сегодня. Проверьте, пожалуйста, себя, у каждого на столе должен быть учебник, тетрадь, дневник, оценочные листы, материалы для работы на уроке, которые я для вас подготовил. На лице улыбка и в душе хорошее настроение. Ребята, а давайте, подарим улыбку нашим гостям, и поделимся хорошим настроением с моими коллегами.

А сейчас начинаем наш урок. Надеюсь, что он будет интересным и успешным . А чтобы определить путь к успеху я предлагаю каждому из вас выбрать для себя девиз на урок (раздаточный материал):

    Трудись, другого пути к успеху нет!

    Чему бы ты ни учился, ты учишься для себя!

    Ученикам, чтобы преуспеть, надо догонять тех, кто впереди, а не ждать тех, кто позади. (Аристотель).

    Кто ни о чем не спрашивает, тот ничему не научится. (Томас Фуллер).

    Ты можешь тогда, когда веришь, что можешь.

    Тот, кто хочет, ищет тысячу возможностей, кто не хочет – тысячу причин. (Анализ выбранного девиза). (Прием «неподнятой руки»).

Ребята, давайте вспомним понятия, с которыми мы познакомились с вами на прошлом уроке во время нашего путешествия по стране «Алгоритмы» (прием «неподнятой руки»).

    Как вы думаете, что такое алгоритм? (Понятная и конечная последовательность точных действий (команд), формальное выполнение которых позволяет получить решение поставленной задачи).

    А какой синоним можно подобрать к этому термину? (Правила).

    Приведите примеры алгоритмов (2-3 примера).

    Как называется процесс создания алгоритма? (Алгоритмизация).

    А кто создает алгоритмы? (Человек или группа людей).

    А кто может выполнить алгоритм? (Исполнитель алгоритма т.е. человек (группа людей) или техническое устройство (робот, компьютер), которые понимают команды алгоритма и умеют правильно их выполнить).

    Что называется системой команд исполнителя? (Набор команд, которые понимает и может выполнить исполнитель команд).

    Почему процесс исполнения алгоритма можно автоматизировать? (Исполнитель выполняет команды формально, не рассуждая над их смыслом).

    Всегда ли исполнитель может выполнить понятные ему команды? (Нет, только находясь в определенной обстановке, которая образует среду обитания исполнителя).

Проверка домашнего задания.

Ребята, покажите с помощью пособия «Светофор», насколько вы справились с домашним заданием (упр.2, §18, упр.2, §19, с учетом критериев НаШтоБуЗу (Приложение 1) ).

формирование познавательных компетенций (систематизация знаний, формирование практического опыта познавательной и интеллектуальной деятельности у учащихся в процессе фронтальной работы по проверке домашнего задания); к оммуникативных компетенций (формирование у учащихся умений выражать мысли, слушать, вести диалог); регулятивных компетенций (умение самостоятельно управлять собственной деятельностью (выбор девиза на урок)).

    ЭТАП АКТУАЛИЗАЦИИ ЗНАНИЙ

Для чего нам нужны алгоритмы? (Прием «неподнятой руки»). (Чтобы решать самые разнообразные задачи) . Если алгоритм помогает нам решать самые разнообразные задачи, то наверное и алгоритмы бывают разные.

Ребята, к ак вы думаете, какой будет тема нашего сегодняшнего урока? (“Виды алгоритмов ”). Молодцы, верно!

Итак, тема урока “Виды алгоритмов ”. (Слайд 1, «Виды алгоритмов ). Откройте тетради и запишите дату и тему урока.

Совместное целеполагание. Учитель совместно с учащимися формулируют цели на языке учащихся:

Я буду знать виды алгоритмов;

Я буду уметь различать алгоритмы, распознавать ситуации, в которых они применимы, приводить примеры алгоритмов разного вида. (Слайд 2, «Цели на языке учащихся» )

Ключевой вопрос: «Вся наша жизнь – это алгоритм. Какого вида?»

(Обсуждение). (Прием «неподнятой руки»).

Планируемый метапредметный результат: формирование регулятивных компетенций (учащиеся самостоятельно определяют цели обучения, умеют стави ть и формулировать для себя задачи в познавательной деятельности, умеют ее организовывать и ею управлять , развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности).

    ОПЕРАЦИОННО – ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Сегодня на уроке каждый из вас испытает себя в роли и создателя, и исполнителя определенных алгоритмов . Мы сможем выделить виды алгоритмов и дать им названия. Итак, ребята, обратите внимание на экран. (Слайд 3, Алгоритм «Утро Пети» ). (Анализ алгоритма). (Прием «неподнятой руки»).

Как выполнить алгоритм? Как можно назвать такие алгоритмы? Чтобы выполнить алгоритм, нужно все команды выполнить последовательно, одну за другой, в порядке их записи. Все действия как бы выстраиваются в одну линию. Отсюда и название – линейный. Алгоритмы, в которых команды выполняются одна за другой, в порядке их записи, называются линейными. (Учащиеся записывают определение в тетрадь) . (Слайд 4 «Линейные алгоритмы»). Обратная связь с помощью пособия «Светофор».

Задание 1. «Слепить снеговика». (Расставить номера команд в нужном порядке, (Приложение 2)) . (Слайд 5, задача «Слепить снеговика») . Анализ задачи.

Ребята, а что будет, если команды выполнять в произвольном порядке или пропустить отдельные команды? (Не получим решение поставленной задачи). А кто может быть исполнителем данного алгоритма? Всегда ли можно выполнить данный алгоритм? (При соответствующей обстановке – среде обитания исполнителя). (Прием «неподнятой руки»).

Следующий вид алгоритмов хорошо описывает строка: «Прямо поедешь –и тебе, и коню погибель, влево поедешь – сам живым не будешь, а вправо – сам жив будешь, а конь твой погибнет…». (Слайды 6,7, фрагмент сказки «Иван царевич и серый волк» ). Вместе с учителем учащиеся анализируют ситуацию, действия героя сказки.

Можно ли назвать действия героя сказки линейным алгоритмом? (Прием «неподнятой руки»). Нет. Почему? (У героя сказки есть выбор).

А сейчас поиграем . Я буду называть предложение, а вы попытаетесь отгадать соответствующую ему пословицу(Приложение 3) .

    Если два дела делать, то ничего не получится (За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь).(Слайд 8).

    Если делать дело не торопясь, то быстрее его закончишь (Тише едешь – дальше будешь). (Слайд 9).

    Если не будешь трудиться, то не сваришь ухи (Без труда не вынешь рыбку из пруда). (Слайд 10).

Чем похожи предложения, которые я читал? (Слайд 11). (В них предполагается выбор, проверяется условие, а затем выполняется действие) . (Волшебные слова: Если- то – иначе).

Как мы назовем алгоритмы, содержащие условие? (условным, разветвляющимся, алгоритмом с ветвлением). (Слайд 12, «Алгоритмы с ветвлением»). (Учащиеся записывают определение в тетрадь) . Алгоритмы с ветвлением – это алгоритмы, в которых есть выбор действий в зависимости от условия . Обратная связь с помощью пособия «Светофор».

А сейчас перед вами фрагмент известной сказки А.С.Пушкина «Руслан и Людмила». (Слайд 13, фрагмент сказки А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»). Составить алгоритм действий кота ученого. (Учащиеся составляют алгоритм и записывают в тетрадь).

IV . ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. (Видео). (Слайд 14).

ОПЕРАЦИОННО – ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ЭТАП (продолжение).

Ребята, все ли алгоритмы являются линейными или с ветвлением?

Посмотрите следующий слайд презентации. На экране фрагмент сказки «О рыбаке и рыбке». (Слайд 15, фрагмент сказки «О рыбаке и рыбке»). (Анализ учебной ситуации во фрагменте сказки «О рыбаке и рыбке»). (Прием «неподнятой руки»).

Что мы замечаем в действиях старика? (М ногократное повторение какого-либо действия).

Рассмотрим следующую задачу. (Слайд 15, фрагмент сказки «О рыбаке и рыбке»). (Волшебное слово: Пока).

Как мы назовем алгоритмы с многократным повторением какого-то действия? (Алгоритмы с повторением). (Слайд 16 «Алгоритмы с повторением»). (Учащиеся записывают определение в тетрадь). Алгоритмы с повторением (циклические алгоритмы) – это алгоритмы, которые предусматривают многократное повторение одного и того же действия. Обратная связь с помощью пособия «Светофор».

Итак, с колько видов алгоритмов вы теперь знаете?Перечислите их. (Линейные алгоритмы, алгоритмы с ветвлением, алгоритмы с повторением). (Слайд 17, «Виды алгоритмов»). (Прием «неподнятой руки»).

Планируемый метапредметный результат: формирование познавательных компетенций (формирование знаний, умений и практического опыта познавательной и интеллектуальной деятельности у учащихся в процессе изучения учебного материала по теме «Виды алгоритмов», учащиеся будут знать виды алгоритмов, определение линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлением и повторением, уметь приводить примеры алгоритмов всех видов); к оммуникативных компетенций (учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, формирование у учащихся умений выражать мысли, слушать, вести диалог); регулятивных компетенций (формирование умений анализировать, корректировать и оценивать собственную деятельность).

    КОНТРОЛЬНО-КОРРЕКЦИОННЫЙ ЭТАП

Практическая работа. Выполнение теста. (Приложение 4) .

Дополнительные задания к уроку (Приложение 5) . (Работа в парах, обратная связь с помощью пособия «Светофор»).

Планируемый метапредметный результат: формирование познавательных компетенций (формирование знаний, умений и практического опыта познавательной и интеллектуальной деятельности у учащихся в процессе изучения учебного материала, умений применять полученные знания при решении учебных задач (различать линейные алгоритмы, алгоритмы с ветвлением, алгоритмы с повторением; распознавать ситуации, в которых они применимы, успешно выполнить задание предложенного теста), к оммуникативных компетенций (развитие навыков взаимодействия, сотрудничество с одноклассниками при работе в парах, формирование у учащихся умений выражать мысли, слушать, вести диалог), регулятивных компетенций (формирование умений организовывать, анализировать, корректировать и оценивать собственную деятельность, повышение уровня самореализации личности учащихся в учебной деятельности, становления их учебной субъектности).

    ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Ребята записывают домашнее задание: §20, пример 3, привести примеры линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлением и алгоритмов с повторением из повседневной жизни. НаШтоБузу к домашнему заданию (Приложение 6 ). (Слайд 18, домашнее задание). Обратная связь с помощью пособия «Светофор».

    ИТОГИ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Самооценка и взаимооценка. (Слайд 19, самооценка и взаимооценка).

    Что нового вы сегодня узнали на уроке ?

    Как ты оцениваешь свою работу на уроке, работу одноклассников?

    Какие возникали затруднения в процессе урока ?

Анализ цели урока, ключевого вопроса. (Слайд 19, «Вся наша жизнь - алгоритм…»). Учащиеся заполняют оценочные листы. Обратная связь с помощью пособия «Светофор».

Ребята, сегодня мы не покидаем эту чудесную страну «Алгоритмизация». Впереди у нас увлекательные путешествия, мы познакомимся с новыми понятиями, с новыми интересными задачами.

В заключение хочу сказать, что вся наша жизнь – это алгоритм, но алгоритм не только линейный, не только с ветвлением или с повторением. Это алгоритм сложной структуры. И я желаю, чтобы каждое ваше действие было обдуманным и приводило к правильному, достойному результату. Спасибо всем за урок. Вы хорошо потрудились, молодцы!

Планируемый метапредметный результат: формирование коммуникативных компетенций (формирование у учащихся умений выражать мысли, слушать, вести диалог, конструктивно критиковать других и самим принимать критику, приобретение опыта деловых отношений), регулятивных компетенций (формирование умений анализировать, корректировать и оценивать собственную деятельность и деятельность одноклассников).

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

    Учебная программа для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения. Информатика. VI–XI классы. – Минск: Национальный институт образования, 2012.

    Информатика : учеб ное пособие для 6 -го кл асса учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языком обучения/ А.Е.Пупцев [и др.]. Минск: Нар одная асвета, 2008 .

    Запрудский, Н.И. Контрольно-оценочная деятельность учителя и учащихся/Н.И.Запрудский.-Минск: Сэр-Вит, 2012.-160 с.

    Хуторской,А.В. Метапредметное содержание и результаты образования:как реализовать федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Эйдос». - 2012. - No1. - Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2012/0229-10.htm. - Дата доступа: 03 .10 .2016 .

Приложение 1

НаШтоБузу к домашнему заданию:

    Знать:

    Ч то такое алгоритм?

    Какой синоним можно подобрать к этому термину?

    Как называется процесс создания алгоритма?

    Кто создает алгоритмы? Кто может выполнить алгоритм?

    Что такое исполнитель?

    Что называется системой команд исполнителя?

    Почему процесс исполнения алгоритма можно автоматизировать?

    Всегда ли исполнитель может выполнить понятные ему команды?

    Для чего нам нужны алгоритмы?

    Уметь:

    Приводить примеры алгоритмов из повседневной жизни и учебной деятельности (2-3 примера);

    Приводить примеры исполнителей алгоритмов (3-4 примера).

    Наличие и правильность выполнения упр.2 (§18, стр. 95), упр.2 (§19, стр.99).

Приложение 2

ЗАДАНИЕ 1. «Слепить снеговика». Расставить номера команд в нужном порядке.

Воткнуть морковку между угольками.

Слепить третий шар, меньше второго, и положить его на второй шар.

Слепить из снега большой шар и положить его на землю.

Слепить второй шар, меньше первого, и положить его на первый шар.

Надеть ведро на третий шар.

Сделать глаза из угольков на третьем шаре.

Приложение 3

ЗАДАНИЕ 2. К предложению подберите соответствующую ему пословицу.

    Если два дела делать, то ничего не получится.

    Если делать дело не торопясь, то быстрее его закончишь.

    Если не будешь трудиться, то не сваришь ухи.

Пословицы:

    Без хорошего труда нет плода.

    Без труда не вынешь рыбку из пруда.

    Дело мастера боится.

    За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

    По заслугам и честь.

Приложение 4

ТЕСТ « Алгоритмы: линейные, алгоритмы с ветвлением, алгоритмы с повторением» .

Пойди туда, не знаю куда. Ответ ______

Задание 2.

Поискать нужную книгу

Войти в книжный магазин

Оплатить стоимость книги

Выйти из книжного магазина

Взять нужную книгу

Вид алгоритма

Задание 3.

Расставьте команды алгоритма в правильном порядке. Укажите тип алгоритма.

Если нет машин, дойти до середины дороги

Посмотреть направо

Если нет машин, дойти до конца дороги

Посмотреть налево

Вид алгоритма

Задание 4.

Задание 4.

Запишите алгоритм удаления символа в тексте, одновременно опишите два способа. Укажите вид вашего алгоритма.

    Задумайте однозначное число.

    Прибавьте к нему 5.

    Если число меньше 25, то вернитесь к шагу 2.

    Запишите число.

Оцени себя! ______________

Приложение 5

Дополнительные задания к уроку

    Пульт управления ванной имеет две кнопки: долить 5 литров и слить 3 литра. Составьте алгоритм, позволяющий налить в ванну 4 литра воды за как можно меньшее количество команд. Укажите вид алгоритма.

    У Карлсона есть ведро варенья, оно вмещает 7 литров. Также у него есть 2 пустых ведерка: 4 – литровое и 3- литровое. Составьте алгоритм, который поможет Карлсону отлить 1 литр варенья к чаю в меньшее (3- литровое) ведерко, оставив 6 литров в большом (7– литровом) ведре. Укажите вид алгоритма.

    Шестиведерный бочонок заполнен доверху квасом. Составьте алгоритм, который поможет разделить квас поровну двоим покупателям. Можно использовать два пустых бочонка, в один из которых входит 5 ведер, а в другой - 1 ведро. Укажите вид алгоритма.

Приложение 6

НаШтоБуЗу к домашнему заданию (§20, пример 3, стр. 108)

    Знать:

    Линейными ?

    Какие алгоритмы называются алгоритмами с ветвлением ?

    Какие алгоритмы называются алгоритмами с повторением ?

    Уметь:

    Приводить примеры алгоритмов из повседневной жизни и учебной деятельности (2-3 примера каждого вида).

План-конспект урока в 8 классе

Тема: Составление и реализация алгоритмов с ветвлением и повторением.

Цели обучения:

Закрепление материала предыдущих уроков;

Формирование навыков составления алгоритмов с ветвлением и повторением;

Развитие логического и алгоритмического мышления;

Тип урока: урок закрепления знаний, навыков и умений.

Учащиеся должны знать: операторы ветвления и повторения.

Учащиеся должны уметь: реализовывать и составлять программы с использованием операторов ветвления и повторения.

Программное и методическое обеспечение урока: система программирования Pascal ABC, учебное пособие «Информатика. 8 класс», §4.

1. Актуализация знаний и мотивация учащихся на изучение учебного материала (фронтальная форма работы). Решение задач с учащимися:

Задача 1.

var a,f,s: real;

writeln("Введите величину силы тяги (н): ");

writeln("Введите расстояние (м): ");

writeln("Совершенная работа силы тяги ",a:5:2," Дж");

Задача 2.

writeln("Введите число: ");

if k=0 then begin

writeln("Квадратный корень из числа: ",k1:5:2);

writeln("Обратное число: ",k1:9:6);

2. Составление и реализация алгоритмов (Объяснительно-иллюстративный метод обучения в сочетании с частично-поисковым методом, фронтальная и индивидуальная формы работы).

Задача 1.

var m,n,o,min: byte;
{для значения роста (в см) достаточно 1 байта памяти}

{в этом случае рост может принимать значения от 0 до 255}

writeln("Введите рост трех подружек(см)");

write("Маша: "); readln(m);

write("Наташа: "); readln(n);

write("Оля: "); readln(o);

min:= m; {самая маленькая - Маша}

if o min then min:=o; {самая маленькая - Оля}

write("Самая маленькая из подружек - ");

if min = m then writeln("Маша")

else if min = n then writeln("Наташа")

else writeln("Оля");

Задача 2.

var a,b,c: real;

writeln("Неравенство вида ax

write("a= "); readln(a);

write("b= "); readln(b);

write("x"); {начинаем вывод решения}

{при делении неравенства на отрицательное число знак неравенства меняется}

if a 0 then write(" выводим знак неравенства}

else write(" ");

writeln(c:5:2); {завершаем вывод решения}

if (a = 0) and (b 0) then writeln("Любое число является решением неравенства");

if (a = 0) and (b

Задача 3.

var i,k,b,sum,sball_c: integer; {для значения указанных переменных достаточно 1 байта памяти}

writeln("Введите количество учащихся в группе: ");

writeln("Введите отметки по информатике за четверть");

for i:= 1 to k do

writeln("Cредний балл группы за четверть: ",sball:5:2);

Задача 4.

program cykl_if_1;

var i,k,b,sum,sball_c: byte; {для значения переменных достаточно 1 байта памяти}

{в этом случае они могут принимать значения от 0 до 255}

write("Введите количество отметок: ");

for i:= 1 to k do

sum:= sum+b; {сумма отметок}

sball:= sum/k; {средний балл}

writeln("Ваш средний балл: ",sball:5:2);

sball_c:= round(sball); {округлим средний бал до целых}

writeln("Округлим: ",sball_c);

if sball_c = 8 then writeln("Молодец!");

if (sball_c = 6) and(sball_c Неплохо");

if (sball_c = 4) and (sball_c Надо подтянуться!");

4. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Самооценка работы учащихся на уроке. Адекватность самооценки учащегося оценке учителя. Дать учащимся информацию о реальных результатах достижения целей изучаемой темы. Выставление отметок.

Рефлексия с помощью приема «Синквейн»:

существительное

прилагательное прилагательное

глагол глагол глагол

ключевая фраза

существительное

5. Информация о домашнем задании.

Повторить материалы §3,4, выполнить упражнение 5 (§4).

Дополнительные задания к уроку.

Сильным учащимся может быть дополнительно предложено задание:

Задание 5.

var a,b,x,y,NOD,NOK:integer;

write ("x="); readln (x);

write ("y="); readln (y);

if ab then a:=a-b

NOD:=a; NOK:= a*b div NOD;

writeln ("НОК=",NOK)

Фронтальная работа

Задача 1. Под действием силы тяги F (Н) автомобиль совершает путь s (м). Определить работу силы F.

Задача 2. Введите число. Если введенное число неотрицательное, то найдите квадратный корень из числа, иначе вычислите обратное число.

Задача 1. Введите рост (в сантиметрах) трех подружек Маши, Наташи и Оли. Узнайте, какая из подружек самая маленькая.

Задача 2. Напишите программу для решения линейного неравенства вида a*x b

Задача 3. Введите количество учащихся в группе по информатике и четвертную отметку каждого учащегося. Вычислите средний балл успеваемости по информатике в группе за четверть.

Задача 4. Введите количество отметок по одному из предметов за четверть и сами отметки. Выведите информацию о средней отметке с комментирующим текстом.

Задание 5. Найдите НОК двух данных чисел. НОК(a,b)=a*b/НОД(a,b).

Карточка к уроку «Составление и реализация алгоритмов с ветвлением и повторением».

Фронтальная работа

Задача 1. Под действием силы тяги F (Н) автомобиль совершает путь s (м). Определить работу силы F.

Задача 2. Введите число. Если введенное число неотрицательное, то найдите квадратный корень из числа, иначе вычислите обратное число.

Самостоятельная работа за компьютерами

Задача 1. Введите рост (в сантиметрах) трех подружек Маши, Наташи и Оли. Узнайте, какая из подружек самая маленькая.

Задача 2. Напишите программу для решения линейного неравенства вида a*x b

Задача 3. Введите количество учащихся в группе по информатике и четвертную отметку каждого учащегося. Вычислите средний балл успеваемости по информатике в группе за четверть.

Задача 4. Введите количество отметок по одному из предметов за четверть и сами отметки. Выведите информацию о средней отметке с комментирующим текстом.

Задание 5. Найдите НОК двух данных чисел. НОК(a,b)=a*b/НОД(a,b).

Карточка к уроку «Составление и реализация алгоритмов с ветвлением и повторением».

Фронтальная работа

Задача 1. Под действием силы тяги F (Н) автомобиль совершает путь s (м). Определить работу силы F.

Задача 2. Введите число. Если введенное число неотрицательное, то найдите квадратный корень из числа, иначе вычислите обратное число.

Самостоятельная работа за компьютерами

Задача 1. Введите рост (в сантиметрах) трех подружек Маши, Наташи и Оли. Узнайте, какая из подружек самая маленькая.

Задача 2. Напишите программу для решения линейного неравенства вида a*x b

Задача 3. Введите количество учащихся в группе по информатике и четвертную отметку каждого учащегося. Вычислите средний балл успеваемости по информатике в группе за четверть.

Задача 4. Введите количество отметок по одному из предметов за четверть и сами отметки. Выведите информацию о средней отметке с комментирующим текстом.

Задание 5. Найдите НОК двух данных чисел. НОК(a,b)=a*b/НОД(a,b).

существительное

прилагательное прилагательное

глагол глагол глагол

ключевая фраза

Src="http://present5.com/presentacii-2/20171208%5C17864-7_klas_urok_8.ppt%5C17864-7_klas_urok_8_1.jpg" alt=">Урок 8 Алгоритмы с повторением Алгоритмы с повторением">

Src="http://present5.com/presentacii-2/20171208%5C17864-7_klas_urok_8.ppt%5C17864-7_klas_urok_8_2.jpg" alt=">Вопросы: Какие явления природы, события в вашей жизни неоднократно повторяются? Вспомните правило, которое предусматривает"> Вопросы: Какие явления природы, события в вашей жизни неоднократно повторяются? Вспомните правило, которое предусматривает последовательность действий, которые должны повториться несколько раз. Что такое алгоритм? Назовите несколько известных вам алгоритмов.

Src="http://present5.com/presentacii-2/20171208%5C17864-7_klas_urok_8.ppt%5C17864-7_klas_urok_8_3.jpg" alt=">Циклические процессы: В природе можно наблюдать процессы, которые многократно повторяются. Так, например, каждый день"> Циклические процессы: В природе можно наблюдать процессы, которые многократно повторяются. Так, например, каждый день Солнце восходит над горизонтом и заходит за горизонт.

Src="http://present5.com/presentacii-2/20171208%5C17864-7_klas_urok_8.ppt%5C17864-7_klas_urok_8_4.jpg" alt=">Циклические процессы: Каждый месяц можно увидеть на небосклоне одно и то же изменение фаз"> Циклические процессы: Каждый месяц можно увидеть на небосклоне одно и то же изменение фаз Луны.

Src="http://present5.com/presentacii-2/20171208%5C17864-7_klas_urok_8.ppt%5C17864-7_klas_urok_8_5.jpg" alt=">Циклические процессы: Ежегодно Солнце проходит через одни и те же созвездия - созвездие Зодиака.">

Src="http://present5.com/presentacii-2/20171208%5C17864-7_klas_urok_8.ppt%5C17864-7_klas_urok_8_6.jpg" alt=">Циклические процессы: Процессы, которые повторяются, називаются циклическими.">

Src="http://present5.com/presentacii-2/20171208%5C17864-7_klas_urok_8.ppt%5C17864-7_klas_urok_8_7.jpg" alt=">Циклические процессы: Каждый из вас участвует в циклических процессах. Так, в школе в течение"> Циклические процессы: Каждый из вас участвует в циклических процессах. Так, в школе в течение одного семестра еженедельно в одни и те же дни проходят одни и те же уроки согласно расписанию. Каждый рабочий день в школе уроки и перерыва продолжаются в течение одних и тех же интервалов времени.

Src="http://present5.com/presentacii-2/20171208%5C17864-7_klas_urok_8.ppt%5C17864-7_klas_urok_8_8.jpg" alt=">Циклические процессы: Каждый раз, когда вам нужно вскипятить воду в чайнике, вы выполняете одну"> Циклические процессы: Каждый раз, когда вам нужно вскипятить воду в чайнике, вы выполняете одну и ту же последовательность действий. Чаще всего вы идете или идете из дома в спортивную секцию или музыкальную школу одним и тем же маршрутом.

Src="http://present5.com/presentacii-2/20171208%5C17864-7_klas_urok_8.ppt%5C17864-7_klas_urok_8_9.jpg" alt=">Циклические процессы: На уроках математики при подъеме, например, числа 2 до пятой степени нужно"> Циклические процессы: На уроках математики при подъеме, например, числа 2 до пятой степени нужно найти произведение чисел 2 и 2, а затем еще 3 раза умножить предыдущий произведение на число 2. На уроках украинского языка, разбирая различные предложения по строению, вы также каждый раз выполняете одну и ту же последовательность действий.

Src="http://present5.com/presentacii-2/20171208%5C17864-7_klas_urok_8.ppt%5C17864-7_klas_urok_8_10.jpg" alt=">Повторение(цикл) в алгоритмах В алгоритмах решения многих задач нужно выполнить одну или несколько команд"> Повторение(цикл) в алгоритмах В алгоритмах решения многих задач нужно выполнить одну или несколько команд более одного раза. Для этого такие алгоритмы должны содержать команды, которые будут определять, какие команды должны исполниться неоднократно и сколько именно раз.

Src="http://present5.com/presentacii-2/20171208%5C17864-7_klas_urok_8.ppt%5C17864-7_klas_urok_8_11.jpg" alt=">Повторение(цикл) в алгоритмах Рассмотрим такую задачу. Задача. Во дворе есть пустая бочка и ведро"> Повторение(цикл) в алгоритмах Рассмотрим такую задачу. Задача. Во дворе есть пустая бочка и ведро емкостью 50 л и 10 л соответственно и колодец. Нужно наполнить бочку водой.

Src="http://present5.com/presentacii-2/20171208%5C17864-7_klas_urok_8.ppt%5C17864-7_klas_urok_8_12.jpg" alt=">Повторение(цикл) в алгоритмах Очевидно, для решения этой задачи нужно выполнить такой алгоритм: Взять ведро."> Повторение(цикл) в алгоритмах Очевидно, для решения этой задачи нужно выполнить такой алгоритм: Взять ведро. Повторить б раз Подойти к колодцу. Набрать полное ведро воды. Подойти с полным ведром воды к бочке. Вылеть воду из ведра в бочку. Поставить ведро.

Src="http://present5.com/presentacii-2/20171208%5C17864-7_klas_urok_8.ppt%5C17864-7_klas_urok_8_13.jpg" alt=">Повторение(цикл) в алгоритмах Какая команда называется командой цикла со счетчиком. Тело циклу Заглавие цикла">

Src="http://present5.com/presentacii-2/20171208%5C17864-7_klas_urok_8.ppt%5C17864-7_klas_urok_8_14.jpg" alt=">Повторение(цикл) в алгоритмах Фрагмент алгоритма, в котором одна или несколько команд могут выполняться более"> Повторение(цикл) в алгоритмах Фрагмент алгоритма, в котором одна или несколько команд могут выполняться более одного раза, называется циклом. Алгоритм, который содержит цикл, называется алгоритмом с циклом, или алгоритмом с повторением.

Src="http://present5.com/presentacii-2/20171208%5C17864-7_klas_urok_8.ppt%5C17864-7_klas_urok_8_15.jpg" alt=">Повторение в Scratch В среде Scratch можно составлять алгоритмы с циклами. Для этого в"> Повторение в Scratch В среде Scratch можно составлять алгоритмы с циклами. Для этого в системе команд исполнителей есть специальные команды. В частности, для организации в алгоритме цикла со счетчиком можно использовать команду которая размещена в группе Управление. Ее выбор приводит к выполнению указанное количество раз команд, которые содержатся внутри этого блока. Понятно, что количество повторений команд тела цикла можно менять.

Src="http://present5.com/presentacii-2/20171208%5C17864-7_klas_urok_8.ppt%5C17864-7_klas_urok_8_16.jpg" alt=">Повторение в Scratch Например, выполнив приведенный алгоритм, содержащий цикл. Рыжий кот нарисует орнамент.">

Src="http://present5.com/presentacii-2/20171208%5C17864-7_klas_urok_8.ppt%5C17864-7_klas_urok_8_17.jpg" alt=">Повторення в Scratch Тело цикла предложенного алгоритма содержит команды рисования квадрата и поворота исполнителя"> Повторення в Scratch Тело цикла предложенного алгоритма содержит команды рисования квадрата и поворота исполнителя на угол 600 повторяться это тело цикла 6 раз. Поэтому полученный орнамент состоит из шести квадратов, каждый следующий из которых возвращено относительно предыдущего на угол 600. Обращаем ваше внимание, что в теле цикла алгоритма рисования орнамента две команды повторяются 4 раза подряд.

Src="http://present5.com/presentacii-2/20171208%5C17864-7_klas_urok_8.ppt%5C17864-7_klas_urok_8_18.jpg" alt=">Повторення в Scratch Тому цей алгоритм можна записати коротше, використовуючи в тілі, циклу ще"> Повторення в Scratch Тому цей алгоритм можна записати коротше, використовуючи в тілі, циклу ще одну команду циклу. Цикл Повторити 6 називається зовнішнім, а цикл Повторити 4 - внутрішній, або вкладеним. Кожне наступне виконання зовнішнього циклу буде відбуватися лише після того, як завершиться чергове виконання внутрішнього.

Src="http://present5.com/presentacii-2/20171208%5C17864-7_klas_urok_8.ppt%5C17864-7_klas_urok_8_19.jpg" alt=">Повторение в Scratch Если изменить количество повторений тела цикла, например на 20, то и"> Повторение в Scratch Если изменить количество повторений тела цикла, например на 20, то и угол в команде внешнего цикла нужно изменить на 180. В этом случае Рыжий кот нарисует другой орнамент.

Src="http://present5.com/presentacii-2/20171208%5C17864-7_klas_urok_8.ppt%5C17864-7_klas_urok_8_20.jpg" alt=">Повторення в Scratch Команду цикла со счетчиком можно использовать для циклического изменен цвета рисования."> Повторення в Scratch Команду цикла со счетчиком можно использовать для циклического изменен цвета рисования. В Scratch каждому цвету карандаша соответствует определенное число, код этого цвета. В алгоритме, перед командой цикла размещено команду, задающей исходный цвет карандаша. Во время выполнения команды тела приведенного цикла каждый раз код цвета карандаша увеличивается на 30.

Src="http://present5.com/presentacii-2/20171208%5C17864-7_klas_urok_8.ppt%5C17864-7_klas_urok_8_21.jpg" alt=">Повторення в Scratch">

Src="http://present5.com/presentacii-2/20171208%5C17864-7_klas_urok_8.ppt%5C17864-7_klas_urok_8_22.jpg" alt=">Повторение в Scratch Приведем еще пример алгоритма с циклом, выполнив который, Рыжий кот нарисует"> Повторение в Scratch Приведем еще пример алгоритма с циклом, выполнив который, Рыжий кот нарисует круг.

Src="http://present5.com/presentacii-2/20171208%5C17864-7_klas_urok_8.ppt%5C17864-7_klas_urok_8_23.jpg" alt=">Домашнее задание § 3.1, ст. 65-72">

Src="http://present5.com/presentacii-2/20171208%5C17864-7_klas_urok_8.ppt%5C17864-7_klas_urok_8_24.jpg" alt=">Физкультминутка www.teach-inf.at.ua">

Src="http://present5.com/presentacii-2/20171208%5C17864-7_klas_urok_8.ppt%5C17864-7_klas_urok_8_25.jpg" alt=">Работаем за компьютером Виконати ст. 70-71">