Естественно, я отношусь к тому типу людей, которым очень любопытно: что же может самый лучший из современных ЦАП: Asahi Kasei AK4497EQ. Поэтому, пройти мимо новинки F.Audio FA1 было выше моих сил. Премиум звук за вменяемые деньги? Вот это мы сегодня и проверим.
Характеристики
- ЦАП: Asahi Kasei AK4497EQ
- Гармонические искажения: -115DB,
- Отношение сигнал / шум: -127DB
- Частота дискретизации: 32 бит / 768 кГц
- Процессор: Rockchip Nano D
- Выходная мощность: уровень громкости 80 (150 мВт / 300 Ом, 260 мВт / 150 Ом, без искажений)
- 120 мВт / 32 Ом - уровень громкости 50
- Кристаллы: 45.1584 + 49.152 МГц.
- Усилители: 2xAD8610 и 4xAD797
- Сопротивление наушников: 16 - 600 Ом.
- DSD: до DSD256
- Выходы: совмещенный с линейным выход 3.5 мм и балансный 3.5 мм.
- Экран: 2" TFT 320 x 240
- Память: 32 Гб встроенной + MicroSD до 256 Гб.
- Аккумулятор: 4200mAh (до 12 часов работы)
- Дополнительно: приемник ИК пульта
- Габариты: 95 x 61 x 19 мм.
- Вес: 185 г.
Распаковка и комплектация
Поставляется F.Audio FA1 в твердом брендированном кейсе с отсеком для наушников.В комплектации мы находим весьма любопытный MicroUSB шнурок и пульт дистанционного управления к плееру. Да, не удивляйтесь. Действительно, вместе с плеером F.Audio FA1 сразу поставляется пульт.
В руке он лежит удобно, кнопки прорезинены, а питается от двух AAA батареек.
Если вспоминать другие известные аудиобренды, предлагающие ПДУ, то все они комплектуются док-станцией. В нашем же случае, стратегия использования оправдана разве что в автомобиле. Идти по улице и с пульта переключать треки - как-то неестественно, хотя и оригинально.
Дизайн/Эргономика
Внешне аппарат совсем не похож на DIY и напоминает скорее продукцию известной фирмы FiiO. Сборка отличная, корпус полностью выполнен из металла, ничего не скрипит, не люфтит и не громыхает.На передней части находится 2 дюймовый TFT дисплей с хорошим запасом яркости и вменяемыми углами обзора. Время подсветки можно регулировать из меню, а вот к запасу яркости доступа нет.
Под экраном имеем две кнопки: левая отвечает за включение и выключение плеера, а так же выполняет роль «меню»; правая - стандартная клавиша «возврат».
На первый взгляд может показаться, что дизайнер F.Audio взял от FiiO буквально всё. Однако то, что внешне так сильно напоминает механическое колесо, на самом деле 4 позиционный переключатель, с кнопкой OK посередине. Левый и правый торцы устройства абсолютно пусты.
Сверху имеем, совмещенный с линейным, 3.5 мм. выход под наушники и отдельный 3.5 мм. балансный выход. Распайка у балансного выхода точно такая же, как в разъемах на 2.5 мм., поэтому применить мой кабель от Trinity Icarus III оказалось невозможным. Гарнитура, при подключении к основному выходу, работает отлично, однако её кнопки не поддерживаются. Что же касается программного переключения между LO и PO режимами, то, в случае переключения на линейник, громкость автоматически сбрасывается на 50 единиц. Других отличий этих двух режимов я не обнаружил, хотя, по правилам, в режиме LO звук должен идти в обход оконечной усилительной части.
Снизу нас встречает MicroUSB порт, который отвечает за зарядку и использование в качестве картридера. Функции USB DAC у F.Audio FA1 нет. Рядом находится кнопка сброса, ИК порт и слот MicroSD до 256 гигабайт. Своей памяти у плеера - 32 гигабайта. Рекомендуемая файловая система для карт памяти - FAT32 и именно в неё происходит форматирование средствами самого аппарата. О форматировании я заговорил неслучайно, так как первое время мне приходилось мириться с довольно внушительными задержками при переключении треков. Все оказалось очень просто: если ваш плеер притормаживает, то нужно отформатировать карту памяти средствами самого плеера. После указанных манипуляций, вопросов к быстродействию девайса у меня не было и даже внушительный DSD128 аппарат тянул без малейшей задумчивости.
Задняя часть F.Audio FA1 кажется, что выполнена из пластика, но это не совсем так. На самом деле - это всего лишь пластиковая вклейка, под которой находится металлическая основа с 4 винтами для разбора устройства. Это наверно первая и основная моя претензия к F.Audio FA1: он совершенно не предназначен для модификаций и по сути не является DIY, так как разобрать его, не повредив заднюю стенку, чрезвычайно сложно.
Пластиковая часть содержит точечную текстуру, логотип компании и указание на параметры зарядного устройства: 5 вольт 2 ампера. Это также не совсем правда. В реальности аппарат заряжается током 5 вольт 1 ампер, а процесс зарядки длится около 7 часов. Общая емкость аккумулятора составляет 4200mAh и позволяет воспроизводить аудио до 12 часов. Для экономии энергии в основном меню имеется функция автовыключения при простое. В случае перехода из режима в режим, реле плеера может издавать кратковременные щелчки - это нормально.
Железо
Работает F.Audio FA1 на проверенном временем двухядерном процессоре Rockchip Nano D, мощности которого вполне достаточно, чтобы ворочать тяжелые Hi-Res и DSD форматы. Кроме того, производитель выгодно обыграл и мультимедиа возможности процессора. Так, в FA1 появился довольно добротный 5 полосный эквалайзер с 1 пользовательским пресетом. Громкость при использовании EQ заметно снижается, поэтому лично я не рекомендую его использовать. А сам режим отключения эквалайзера разработчик грамотно обозвал Hi-Fi.В качестве ЦАП используется Asahi Kasei AK4497EQ, поддерживающий частоту дискретизации до 32 бит / 768 кГц. За воспроизведение частот кратных 44.1 и 48 КГц отвечают разные кристаллы на 45.1584 и 49.152 МГц.
Усилительную часть обеспечивают 2 чипа AD8610 и 4 - AD797. Рекомендуемое сопротивление наушников - до 600 Ом. Для меня максимальной громкости было вполне достаточно и на большинстве наушников я слушал примерно на 50 единицах из 100. Только «тяжелые» HiFiMan HE-400I потребовали поднять громкость до 78 пунктов.
Интерфейс и настройки
Основное меню плеера так же очень сильно напоминает FiiO.CUE файлы поддерживаются исключительно в режиме медиатеки. Что лично для меня - минус, так как обычно слушаю музыку из файлового менеджера.
В режиме файлового менеджера есть возможность удаления треков, а операций с папками, увы, не предусмотрено.
Система поддерживает вменяемый русский, а так же имеет вполне адекватный шрифт для отображения русскоязычных тегов.
И хотя сортировка основной папки производится по времени, однако все вложенные папки и файлы внутри них корректно сортируются по имени.
В особенности вынесу то, что плеер запоминает место при выключении. Это делает девайс удобным не только для музыки, но и при прослушивании аудиокниг. Вторым плюсом отмечу наличие режима блокировки кнопок при помощи зажатия средней клавиши, а так же автоматический переход сквозь папки.
В настройках, по сути, ничего интересного нет. Для работы с картой памяти происходит ее автоматическое сканирование. Режим в автомобиле - включает и выключает плеер в зависимости от состояния двигателя. А обновление прошивки происходит путем копирования файла в корень внутренней памяти и последовательного включения плеера.
На экране воспроизведения все также без излишеств. Обложки отображает - и это уже хорошо.
Если же на этом экране нажать меню, то мы попадем в список дополнительных настроек, где и находится описанный выше эквалайзер.
Звук
Звук у F.Audio FA1 имеет хорошее плотное «тело», что очень роднит его с другим не менее интересным представителем: ColorFly C10. Однако, в отличии от ColorFly, звучание F.Audio FA1 я бы отметил как более музыкальное: с хорошей передачей эмоций, яркой подачей и чуть ли не магнетической вовлеченностью. Ширина сцены естественная, с хорошей проработкой в глубину. А вот к выбору материала стоит подойти с особым вниманием, поскольку аппарат весьма придирчив к качеству фонотеки. Если альбом сведен спустя рукава, то плеер его ровно так и отыграет. Поэтому, не удивляйтесь, если вдруг «русский рок» будет звучать как-то вяло и разрозненно. На самом деле он такой и есть. В то же время на качественных записях звучание будет буквально медом сочиться в ваши уши.- За саб бас хочется выразить отдельную благодарность, пробирает буквально до мурашек. Низкие частоты также порадовали, такого контрабаса на плеере я еще не слышал: быстрый, напористый и очень рельефный.
- Высокие подаются ярко и детально. Причем здесь производителю удалось выдержать некоторую золотую середину: звучат они без особой агрессии и при этом не гламурно сглажено. Собственно, именно такой подход и позволяет нам ценить ВЧ диапазон.
- Середина представлена высокой детализацией и хорошим разделением инструментов. Приятная, в меру мягкая подача мужского вокала и яркие динамические модуляции женского. Отдельно хочется выделить глубину и проработку живых инструментов. Как и в ColorFly C10, поддержка формата DSD тут явно не для галочки. Да и будем откровенными, все тембры на F.Audio FA1 звучат весьма текстурно и натурально.
При тестировании устройства использовались наушники: Trinity Vyrus, Trinity Icarus III, HiFiMan HE-400I, Sony MDR-7510. Референс: E-MU 0204.
Видеоверсия обзора
Итоги
Подводя итоги, F.Audio FA1 имеет серьезное «взрослое» звучание, после которого практически невозможно вернутся на встроенный кодек смартфона или довольствоваться какой-либо бюджетной моделью. К хорошему привыкаешь быстро, а приятный внешний вид, дружелюбный интерфейс и несомненно потрясающий звук - никого не оставят равнодушными и практически с первых мгновений заставляют почувствовать себя ценителем хорошего звука. При этом плеер не лишен и некоторых описанных выше недочетов. Однако, производитель и разработчик софта легко идут на контакт, что позволяет надеяться не только на решение имеющихся вопросов, но и на выполнение части дополнительных пожеланий конечных пользователей. Естественно, плеер стоит недешево, но тут надо понимать, что у нас в руках аппарат на премиум ЦАП Asahi Kasei AK4497EQ , который сам по себе стоит около 70 долларов. Из других аудиоплееров на этой платформе, мне вспоминается только Astell&Kern A&ultima SP1000 за $3500. В сухом остатке, аудиоплеером F.Audio FA1 я остался более чем доволен. Не могу сказать, что он звучит ровно на свои деньги. Если бы производитель остановился на ЦАП AK4490EQ, то за меньшую цену мы бы скорее всего получили очень близкий результат. Однако для тех, кто хочет от звука максимум - это наверно единственный вменяемый выбор.Подтверждение покупки
Планирую купить +7 Добавить в избранное Обзор понравился +20 +41Продолжаем обзор актуальных производителей цифроаналоговых конверторов. Кто-то сходит с дистанции и уступает молодым да зубастым. Сегодня на арене Analog Devices, Sabre и Asahi Kasei.
Analog Devices
Некогда производитель изысканной AD1862 - отличной 20-битной модели R-2R, сейчас Analog Devices перепрофилировался на более доступные мультимедийные решения "все в одном". В частности, чипы AD можно было встретить в предыдущем поколении B&W Zeppelin Air (AD1936 + DSP ADAU1445). Считается, что компоненты на Analog Devices играют сообразно своему названию - более тепло и гладко, и не так резко по сравнению с конкурентами.
Esoteric X-01D2 использует AD1955
В роли хайфайного чипа в номенклатуре компании сегодня присутствует лишь одна модель AD1955 с поддержкой DSD. Из дорогих аппаратов ее можно было встретить в Esoteric X-01D2, а из дешевых – в ЦАПах Emotiva XDA-1 и Asus Essense 3.
Цена из партии в 1000 шт.: 6,86$. Динамический диапазон 123 дБ, коэффициент искажений 110 дБ.
Sabre
Поговорим о самом молодом и дерзком потомстве среди ЦАПов. Хотя на самом деле эта компания существует с 1984 года, но раньше больше была известна на рынке компьютерного мультимедиа. Повальный аудиохайп случился на переломе 2010-х. На рынок выкатились невиданные 8-канальные чипы с 32-битным исчислением, DSD-поддержкой и чумовыми характеристиками. Сейчас «камни» Sabre можно встретить практически везде - начиная от портатива и китайских DIY-китов до профессионального хай-энда.
Однако заслуги «Сябров» перед аудиофильским человечеством не абсолютны. Ряд взыскательных слушателей, включая недобитых, которые еще помнят разные R-2R мультибиты, высказывают претензии. Главная из них - при зашкаливающем разрешении и скорости нарастания импульса, фонограмма на Sabre может терять в слитности и распадаться на яркие паттерны. Так что при не очень удачной интеграции Sabre, «просто слушать музыку» будет утомительно. Видимо, не все звуковые богатства могут быть описаны стандартной спецификацией.
Флагманский чип Sabre ES9038PRO
Актуальных моделей в высшей аудиолинейке Sabre сейчас три. ES9038PRO - флагманский чип с программируемым фильтром и рекордным значением динамического диапазона 140 дБ. Младшие ES9028PRO и ES9026PRO умеют то же самое, но с диапазоном 128/124 дБ и 120/110 дБ уровнем искажений соответственно. Как и прародители, все это 8-канальные процессоры, которые можно гибко настраивать. Компоненты с данными тремя ЦАПами на момент написания статьи еще не анонсированы, ведь обновление номенклатуры Sabre пришлось на начало 2016 года.
Для портативного аудио Sabre предлагает ЦАПы в которых можно узнать черты предыдущего поколения – ES9601C/K, 9602С/Q и 9018Q2C с поддержкой DSD256 с частотой 11,2 МГц. В данном случае они получили апгрейд в виде встроенных усилителей для наушников. Динамический диапазон вполне приличный 122 и 121 дБ при -102 дБ искажений на нагрузке наушниками 32 Ом.
Цены на новейшие линейки Sabre пока неизвестны рядовым заказчикам, но например 9018Q2C предлагается за 22 доллара, причем объем заказа не должен быть менее 4-х или более 10 единиц.
Asahi Kasei
Вообще-то это большая японская корпорация с химическим прошлым, у которой нас интересует подразделение Asahi Kasei Microdevises. ЦАПы AKM нельзя назвать прямо уж новичками, но в среде аудиофилов долгое время они находились в тени Burr-Brown и Cirrus Logic. И это не было справедливым. Ведь не только ЦАПы, но и аналого-цифровые преобразователи у Asahi Kasei были вполне приличными и активно применялись в Pro технике высокого класса. В 90-х чипы АКМ стояли даже в Sony Playstation, который, к слову сказать, .
Сохранить и прочитать потом -
Продолжаем обзор актуальных производителей цифроаналоговых конверторов. Кто-то сходит с дистанции и уступает молодым да зубастым. Сегодня на арене Analog Devices, Sabre и Asahi Kasei.
Analog Devices Некогда производитель изысканной AD1862 - отличной 20-битной модели R-2R, сейчас Analog Devices перепрофилировался на более доступные мультимедийные решения "все в одном". В частности, чипы AD можно было встретить в предыдущем поколении B&W Zeppelin Air (AD1936 + DSP ADAU1445). Считается, что компоненты на Analog Devices играют сообразно своему названию - более тепло и гладко, и не так резко по сравнению с конкурентами.
Esoteric X-01D2 использует AD1955
В роли хайфайного чипа в номенклатуре компании сегодня присутствует лишь одна модель AD1955 с поддержкой DSD. Из дорогих аппаратов ее можно было встретить в Esoteric X-01D2, а из дешевых – в ЦАПах Emotiva XDA-1 и Asus Essense 3. Цена из партии в 1000 шт.: 6,86$. Динамический диапазон 123 дБ, коэффициент искажений 110 дБ.
Поговорим о самом молодом и дерзком потомстве среди ЦАПов. Хотя на самом деле эта компания существует с 1984 года, но раньше больше была известна на рынке компьютерного мультимедиа. Повальный аудиохайп случился на переломе 2010-х. На рынок выкатились невиданные 8-канальные чипы с 32-битным исчислением, DSD-поддержкой и чумовыми характеристиками. Сейчас «камни» Sabre можно встретить практически везде - начиная от портатива и китайских DIY-китов до профессионального хай-энда.
Однако заслуги «Сябров» перед аудиофильским человечеством не абсолютны. Ряд взыскательных слушателей, включая недобитых, которые еще помнят разные R-2R мультибиты, высказывают претензии. Главная из них - при зашкаливающем разрешении и скорости нарастания импульса, фонограмма на Sabre может терять в слитности и распадаться на яркие паттерны. Так что при не очень удачной интеграции Sabre, «просто слушать музыку» будет утомительно. Видимо, не все звуковые богатства могут быть описаны стандартной спецификацией.
Флагманский чип Sabre ES9038PRO
Актуальных моделей в высшей аудиолинейке Sabre сейчас три. ES9038PRO - флагманский чип с программируемым фильтром и рекордным значением динамического диапазона 140 дБ. Младшие ES9028PRO и ES9026PRO умеют то же самое, но с диапазоном 128/124 дБ и 120/110 дБ уровнем искажений соответственно. Как и прародители, все это 8-канальные процессоры, которые можно гибко настраивать. Компоненты с данными тремя ЦАПами на момент написания статьи еще не анонсированы, ведь обновление номенклатуры Sabre пришлось на начало 2016 года.
Для портативного аудио Sabre предлагает ЦАПы в которых можно узнать черты предыдущего поколения – ES9601C/K, 9602С/Q и 9018Q2C с поддержкой DSD256 с частотой 11,2 МГц. В данном случае они получили апгрейд в виде встроенных усилителей для наушников. Динамический диапазон вполне приличный 122 и 121 дБ при -102 дБ искажений на нагрузке наушниками 32 Ом.
Цены на новейшие линейки Sabre пока неизвестны рядовым заказчикам, но например 9018Q2C предлагается за 22 доллара, причем объем заказа не должен быть менее 4-х или более 10 единиц.
Asahi Kasei
Вообще-то это большая японская корпорация с химическим прошлым, у которой нас интересует подразделение Asahi Kasei Microdevises. ЦАПы AKM нельзя назвать прямо уж новичками, но в среде аудиофилов долгое время они находились в тени Burr-Brown и Cirrus Logic. И это не было справедливым. Ведь не только ЦАПы, но и аналого-цифровые преобразователи у Asahi Kasei были вполне приличными и активно применялись в Pro технике высокого класса. В 90-х чипы АКМ стояли даже в Sony Playstation, который, к слову сказать, оказался весьма удачным аудиоисточником.
Разработчики утверждают, что начиная с модели AK4396, используется демодулятор, принципиально отличающийся от остальных дельта-сигм конкурентов. В его работе практически отсутствует высокочастотный шум квантования, - неизбежное зло дельта-сигмы, которое раньше приходилось задабривать набором фильтров. В общем, с тех пор как уважаемые имена сбавили обороты, а некоторые и вовсе вышли из этого бизнеса, Asahi Kasei вместе с Sabre делят рынок самых современных моделей.
Флагманский чип Asahi Kasei AK4497EQ
Сегодня флагманской моделью в семействе Vertita у Asahi Kasei является AK4497EQ с поддержкой PCM потока с разрядностью 32 бит/768 кГц, это уже даже выше чем суперформат DXD. Динамический диапазон 128 дБ, коэффициент искажений -116 дБ. Что касается поддержки DSD, то там верхний потолок составляет чудовищные 22,4 МГц.
Ниже по рангу стоит AK4490EQ, который умеет принимать «всего лишь» DSD256 с 11,2 МГц. Цифровых фильтров меньше на один (было шесть, стало пять), динамический диапазон уменьшился до 123 Дб, а искажения подросли до -112 дБ.
Самыми дешевыми и приемлемыми по соотношению качество/цена будут AK4495EQ/SEQ, так как при тех же характеристиках динамического диапазона что и у 4490, его искажения составили -101 дБ, а поддержка DSD приняла значения обычных коммерческих 5,6 МГц. Да, и не забываем, что большинство SACD вообще закодированы под 2,8 МГц.
Для ресиверов, сетевых устройств и другой подобной техники предлагается линейка New Generation – с аналогичной поддержкой 32 бит/768 кГц и DSD256. Динамический диапазон и искажения там пониже чем у топовых Verita – «всего» 115 дБ и -107 дБ соответственно. Но вообще надо сказать, что в величинах аналоговых цепей остальных компонентов, все это исчезающе малые величины. На текущий момент в линейке представлены четыре модели с одинаковыми характеристиками: AK4452VN, AK4454VN, AK4456VN и AK4458VN.
В самых амбициозных плеерах Astell&Kern AK380 стоит чип AK4490
Для портативной техники предназначен AK4376, у которого тоже очень неплохо: динамический диапазон составляет 125 дБ, искажения -106 дБ. Усилитель работает в классе G и отдает 25 мВ на 32-омную нагрузку. Чип поддерживает параметры 32 бит / 384 кГц, DSD нет, но для портатива его присутствие – скорее красивая вывеска, чем реальное преимущество. Младшая модель AK4375 имеет меньший потолок в 192 кГц и 110 дБ диапазона и 99 дБ искажений. При той же мощности усилителя оба чипа имеют 0,1% искажений при работе с наушниками.
Другие материалы цикла:
Подготовлено по материалам журнала "Stereo & Video", февраль 2016 г.