– пакет программ для полуавтоматической интерактивной векторизации цветных и черно-белых растровых изображений. Он предназначен для переноса графической информации с бумажных носителей в компьютер и ориентирован, прежде всего, на обработку картографических материалов.
Easy Trace является мощным средством ввода данных в системы, использующие векторное представление графической информации.
Решаемые задачи:

  • Оцифровка черно-белых растровых изображений.
  • Оцифровка растровых изображений любой цветности в их исходном виде.
  • Оцифровка полноцветных и индексных изображений с разделением на цветовые слои, для чего в пакете имеются встроенные средства цветоделения и цветозамены. Для работы с цветоделенным растровым материалом предусмотрена возможность как совместного открытия, так и быстрого переключения растровых подложек и векторной графики в рамках проекта.
  • Сканирование, непосредственно из оболочки Easy Trace. Возможно использование любых доступных сканеров, в том числе и сканеров малых форматов.
  • Полный цикл подготовки растровых фрагментов к векторизации: повороты, сшивка, фильтрация шума, выравнивание, обрезка и т.д.
  • Трансформация растров с применением кусочно-проективных, аффинных и квадратичных преобразований. Встроенные средства трансформации позволяют уменьшить нелинейные искажения, привносимые процессом сканирования или присутствующие на исходном материале.
  • Автоматическое прослеживание отдельных объектов с полным интерактивным контролем над процессом векторизации. В сочетании с мощным редактором векторных примитивов это дает возможность обрабатывать растровые изображения любого качества и самой высокой степени сложности.
  • Оцифровка линий любого типа: простых, пунктирных, точечных, ортогональных, специальных. Автоматическое оконтуривание залитых и заштрихованных областей.
  • Полуавтоматическая оцифровка 3D-полилиний (линий имеющих свою высоту в каждой точке).
  • Создание сложной иерархической структуры слоев. Распределения векторных объектов по слоям в зависимости от логической принадлежности этих объектов.
  • Учет требований конечной ГИС (САПР) при создании векторной топологической структуры графических данных. Автоматического формирования узлов или вершин в местах пересечения линий. Легкости копирования совпадающих участков векторов со слоя на слой, автоматического замыкания полигонов.
  • Верификация топологии, т.е. проверки на само- и взаимопересечения, висячие и псевдоузлы, на незамкнутость полигонов и т. д.
  • Контроль корректности ввода информации путем поддержки специальных типов линий и библиотеки условных знаков (блоков), облегчающих этот процесс.
  • Полуавтоматическое присвоение полилиниям Z-координаты.
  • Определение структуры баз данных в формате DBF отдельно для точечных и линейных объектов слоя. Установление связи между ними и векторными объектами Easy Trace через пользовательские идентификаторы объектов. Заполнение БД в любой момент процесса векторизации. Автоматический перенос в базу данных Z-координаты полилиний.
  • Контроль целостности векторной и атрибутивной информации в процессе векторизации.
  • Экспорт полученной векторной информации в наиболее распространенные ГИС и САПР - AutoCAD, ArcCAD, Arc/Info, Intergraph, MapInfo, CREDO и др. через специфические и стандартные форматы.
  • Импорт векторной графики из вышеуказанных систем в пакет Easy Trace.
  • Распределение работы на несколько рабочих мест, с последующим интерактивным объединением векторных сегментов.

Easy Trace имеет единую оболочку для модулей обработки растровых и векторных документов. Все поле экрана программы разбито на зоны. Зоны имеют постоянную смысловую нагрузку, неизменную во время всего сеанса работы.

Рабочим окном (1) называется центральная часть экрана, ограниченная двойной рамкой (рамкой скроллинга). Это окно служит для вывода и редактирования растрового изображения и векторных примитивов.
Рамкой скроллинга (2) называется двойная рамка, ограничивающая рабочее окно. Перемещение курсора на рамку (при загруженном проекте или растровом файле) приводит к ее «зажиганию» и замене курсора на стрелку, указывающую ожидаемое направление скроллинга. Нажатие левой клавиши «мыши» приводит к плавному скроллингу, правой - к скоростному, перемещающему экран приблизительно на треть его ширины (и/или высоты). Внутри двойной рамки скроллинга внизу и справа находятся прямоугольники (3) , условно отображающие текущее положение видимой части изображения. Размеры прямоугольников позволяют судить об отношении видимой части ко всей площади поля проекта.
Строка меню (4) расположена непосредственно после заголовка окна программы и содержит списки команд, выпадающие при нажатии левой клавишей «мыши» на имени соответствующего меню. Выбор команды осуществляется так же, как и выбор меню - левой клавишей «мыши». При выборе команды, имя которой оканчивается многоточием, открывается соответствующее диалоговое окно. Содержание строки меню меняется в зависимости от наличия загруженных растровых и векторных файлов, а также в зависимости от используемой модификации программы. Если загруженных файлов нет, Вы увидите только меню Файл, Вид, Сервис и Справка .
Панель Файл (5) , расположена в верхней части левой границы рабочего окна. Она содержит пиктограммы команд Открыть и Создать , а также пиктограмму команды Сохранить . Главную панель команд можно включить или выключить с помощью команды Панель Файл меню Вид .
Панель инструментов (6) расположена ниже панели Файл . Ее содержание меняется в зависимости от типа загруженного в активное окно файла (растрового или векторного). Панель инструментов и режимов редактирования можно включить/выключить с помощью команды Панель Инструменты меню Вид .
Панель вид (7) доступна только при наличии загруженного файла. Она находится в нижней части левой границы экрана и содержит команды перерисовки (регенерации экрана) и различных вариантов масштабирования.
Панель режимов (13) служит для быстрого переключения режимов отображения векторного документа. Эти режимы запоминаются при закрытии программы и снова устанавливаются при ее запуске.
Строка управления (8) расположена сразу за нижней границей рамки скроллинга. Она предназначена для управления параметрами текущего инструмента векторизации. Содержание строки управления для каждого инструмента приведено в его описании. во многих векторных инструментах присутствует также поле образца линии, показывающее цвет и тип линии текущего векторного слоя.
Панель текущего слоя (10) расположена в левом нижнем углу экрана. При нажатии на стрелку спава от поля текущего слоя открывается Окно управления слоями , где можно поменять текущий слой. Двойной щелчок мыши в поле текущего слоя открывает окно Настройка слоев проекта. С помощью команды Панель Слой меню Вид вы можете также включить или вы-
ключить эту панель.
Панель специальная (14). Редко используемые инструмены, такие как 3D-полилиния (см. стр. 7-10) , инструмент простановки высот («Z») (см. стр. 7-26) , создание цветовых наборов («Пипетка») (см. стр. 15-35) , инструмент удаления объектов («Стерка») (см. стр. 15-33) теперь вынесены на специальную панель. Видимость этой панели управляется командой Панель Специальная меню Вид .
Строка состояния (12) расположена в нижней части экрана под строкой управления. Она служит для вывода сообщений о выполняемых командах и возможных вариантах действия оператора. В левом нижнем углу экрана выводятся (а также вводятся) текущие координаты курсора (9) (в единицах координат, указанных при создании проекта). Рядом указан текущий масштаб (11 ). Вы можете включить/выключить эту строку с помощью команды Строка состояния меню Вид .

Это официальная инструкция для Bravis X500 Trace Pro на русском языке, которая подходит под Android 6.0 Marshmallow. В случае, если Вы обновили свой смартфон Bravis до более "свежей" версии или "откатились" до более ранней, то Вам стоит попробовать другие подробные инструкции по эксплуатации, которые будут представлены ниже. Также мы предлагаем ознакомиться с быстрой инструкцией пользователя в формате вопрос - ответ.

Официальный сайт Bravis?

Вы попали в точку, поскольку здесь собрана вся информация с официального сайта компании Bravis, а также масса другого полезного контента.

Настройки-> О телефоне:: Версия Android (несколько нажатий по пункту запустят "Пасхальное яйцо") ["Из коробки" версия ОС Андроид - 6.0].

Продолжаем настраивать смартфон

Как обновить драйверы на Bravis


Нужно зайти в "Настройки -> О телефоне -> Версия ядра"

Как включить русскую раскладку клавиатуры

Перейдите в арздел "Настройки-> Язык и ввод-> Выбрать язык"

Как подключить 4g или переключиться на 2G, 3G

"Настройки-> Ещё-> Мобильная сеть-> Передача данных"

Что делать, если включил детский режим и забыл пароль

Заходим в "Настройки-> Язык и клавиатура-> раздел (клавиатура и способы ввода)-> ставим галочку напротив "голосовй ввод Google"


Настройки-> Экран:: Автоповорот экрана (снять галочку)

Как установить мелодию на будильник?


Настройки-> Экран-> Яркость-> вправо (увеличение); влево (уменьшение); АВТО (автоматическая регулировка).


Настройки-> Батарея-> Энергосбережение (поставить галочку)

Включить отображение состояния заряда аккумулятора в процентах

Настройки-> Батарея-> Заряд батареи

Как перенести номера телефонов с SIM-карты в память телефона? Импорт номеров из симки

  1. Зайдите в приложение "Контакты"
  2. Нажмите на кнопку "Опции" -> выберите «Импорт/Экспорт»
  3. Выберите откуда нужно импортировать контакты -> «Импорт с SIM-карты»

Как добавить контакт в черный список или заблокировать номер телефона?

Как настроить Интернет, если интернет не работает (например, МТС, Билайн, Теле2, Life)

  1. Можно обратиться к оператору
  2. Либо ознакомьтесь с инструкцией по

Как установить рингтон на абонента, чтобы на каждый номер была своя мелодия


Зайдите в приложение "Контакты" -> Выберите нужный контакт -> нажмите по нему -> откройте меню (3 вертикальных точки) -> Задать рингтон

Как отключить или включить виброотклик клавиш?

Зайдите в Настройки-> Язык и ввод -> Клавиатура Android или клавиатура Google -> Виброотклик клавиш (снимаем или ставим галочку)

Как установить мелодию на СМС-сообщение или изменить звуки оповещений?

Ознакомьтесь с инструкцией по

Как узнать, какой процессор на X500 Trace Pro?

Нужно посмотреть характеристики X500 Trace Pro (выше указана ссылка). Нам известно, что в данной модификации девайса чипсет - MediaTek MT6580A, 1.3 ГГц, 4 x Cortex-A7, Mali-400 MP2.


Настройки-> Для разработчиков-> Отладка по USB

Если нет пункта "Для разработчиков"?

Выполните действия из инструкции


Настройки-> Передача данных-> Моб.трафик.
Настройки-> Еще-> Мобильная сеть-> Службы 3G/4G (если оператор не поддерживает, выбрать только 2G)

Как изменить или добавить язык ввода на клавиатуре?

Настройки-> Язык и ввод-> Клавиатура Android-> иконка настроек-> Языки ввода (ставит галочку напротив нужных)

Easy Trace от ООО "ИнтерВек" (Easy Trace Group)

Дата: 2010-02-06

Easy Trace от ООО "ИнтерВек" (Easy Trace Group)

http://www.easytrace.com/video/old-samples_ru - здесь видео и примеры работы с программой.

ООО ИнтерВек было основано более двадцати лет назад двумя сотрудниками НПО "Южморгеологии". Причиной тому стал маленький ручной сканер и, ну очень большой электронный планшет. Какое-то время на планшете мы пытались "скалывать" карты...
Начиная как "компания одного продукта" - векторизатора Easy Trace, мы прошли путь от двух человек до фирмы из 30 сотрудников. От наивных романтиков перестройки - до лидеров отечественного рынка векторизаторов и исполнителей крупных зарубежных IT проектов.
Сегодня свыше 3200 рабочих мест в 24 странах мира оснащены векторизаторами Easy Trace. Каждые полгода, а иногда и чаще, выпускалась новая версия продукта. Сейчас мы работаем над очередной версией ПО.
Есть Бесплатная полнофункциональная версия Easy Trace Pro 8.65.1595 Easy Trace Pro v7.99.1051
Версия 8.65 является полным аналогом версии 8.6, а 7.99 версии 7.95 в которой исправлены несколько ошибок. Программа не содержит каких-либо ограничений и распространяется бесплатно.

Easy Trace Pro. Версии выше 8.65.

Пакет Easy Trace Pro позволяет быстро и качественно векторизовать самые разнообразные картографические материалы. Это целый арсенал утилит и инструментов нацеленный как на извлечение данных из растров, так и на коррекцию уже существующих векторных данных. И даже в том случае, когда возможна только ручная оцифровка, оператор получит 2-3 кратный выигрыш в скорости работы.
Это пакет, способный работать с реальными материалами: ксерокопиями, выцветшей цветной печатью, потертостями и т. д. Не менее эффективно применение пакета и для дешифрирования космоснимков.
Начиная работу над пакетом Easy Trace более двадцати лет назад, мы создавали программу-векторизатор. Причём векторизатор для AutoCad’а. Первая же демонстрация пакета на выставке КОМТЕК показала, что средства перевода бумаги в «цифру» нужны как воздух не только для CAD-, но и для GIS-технологий.
Особенности данных, используемых в GIS, мгновенно провели черту между "чертёжными" и "картографическими" векторизаторами.
В области CAD буквально на глазах появились и заматерели свои векторизаторы-фавориты. В сфере GIS-технологий, напротив, большинство участников быстро сошли с дистанции.
Несколько лет ушло на оснащение Easy Trace базовым набором функциональности. В то время его основными преимуществами были низкая цена, простота и высокая скорость работы с растрами. Затем пакет из роли догоняющего ушел в отрыв, предложив свой, оригинальный, подход к извлечению векторных данных из растров.
Опираясь на интерактивное взаимодействие с оператором, пакет развивался от набора специальных инструментов, собранных "под одной крышей", к набору интерактивных утилит, работающих с тысячами объектов одновременно.
Достаточно быстро стало очевидным, что подготовка полноценных данных нуждается в мощных средствах их топологического контроля и коррекции. Обычно эту задачу относят скорее к епархии ГИС, нежели к инструментам векторизации. Мы же посчитали иначе, поэтому векторизатор был дополнен не только механизмами обнаружения топологических ошибок, но и средствами их массового исправления.
Векторизация карт крупных проектов с помощью Easy Trace Pro
Ещё одним шагом, повышающим степень готовности и ценность извлекаемых данных, стало введение в пакет эффективных средств атрибутирования и контроля достоверности присвоенных атрибутов. К этому добавились специальные утилиты для работы с рельефом, полигональными покрытиями, мощные средства модификации согласованных многослойных структур, оптимизации и трансформации векторных данных.
Такое расширение функциональности позволило отнести пакет к профессиональным инструментам, изменив его название на Easy Trace PRO. Пакет перерос возможности программы-векторизатора и начал позиционироваться как комплекс подготовки и модификации значительных объёмов векторных данных.
Слово "значительных" упомянуто не случайно. Жёсткий контроль над внутренним представлением и изощрённые алгоритмы контроля и модификации векторных данных позволяют "держать" на обычном ноутбуке покрытие крупного предприятия или топографическую карту целой области.
Специальная предварительная обработка исходных растров дала мощный толчок к "освоению ранее недоступных территорий". Самые разные растровые данные, оцифровка которых повсеместно велась вручную, стали доступны для эффективных автоматизированных способов векторизации.
Ещё один резерв повышения эффективности кроется в эргономике управления интерактивными инструментами. Тщательная "подгонка" таких инструментов "под руку оператора" может в несколько раз сократить общее время векторизации.
Мы непрерывно шлифуем наши инструменты уже третье десятилетие. Причём постоянно проверяем их «остроту» на «собственной шкуре». Ведь Easy Trace Group - не только разработчик и поставщик одноимённого пакета, но и компания, постоянно выполняющая реальные картографические проекты. Так что Easy Trace PRO мы делаем, прежде всего, для себя. Поэтому в эффективности нашего пакета вы можете не сомневаться!

Преимущества платной версии

Изменилась сама парадигма оцифровки. Мы отказались от полуавтоматического и ручного прослеживания линий. Нет, конечно, сами инструменты остались. Вот только работу они делают автоматы. А оператор управляет " конвейером" и снимает "заусенцы". Увы, без человека пока не обойтись, по крайней мере, до тех пор, пока машины не начнут думать.
Сегодня мы предлагаем не просто векторизатор, но Технологии Векторизации (или, следуя моде - решения). Сам пакет Easy Trace - всего лишь набор утилит и инструментов, открывающий доступ к таким технологиям. Этим он и ценен. Не глухой "чёрный ящик", как многие "автоматы", а гибкий конструктор. Конструктор, позволяющий собрать СВОЮ технологию, под СВОЙ материал и СВОЮ задачу.
Что лежит в основе наших технологий? Прежде всего, это:
Утилиты подготовки растров
Утилиты автоматической оцифровки и распознавания объектов
Инструменты редактирования объектов
Утилиты для поддержки топологической структуры данных

Это далеко не всё. Но этого достаточно, чтобы почувствовать разницу...
Утилиты подготовки растров
Блажен тот, в чьих руках лежат издательские оригиналы. Те самые безусадочные плёнки, с которых идёт печать каждого из цветных слоёв карты. Но нам, простым смертным, об этом можно только мечтать...
Обычное дело, когда растр получен с потёртой, покоробленной и выцветшей бумажной карты. Именно здесь лежат истоки суждений о том, что карты не точны, и всё надо снимать заново. Да и откуда взяться точности, если коробленую бумагу "привязать" по десяти точкам рамки...
Но стоит применить коррекцию по всем ячейкам сетки - как всё резко меняется. И это можно себе позволить, если на четыреста с лишним ячеек уйдет десяток минут. А почему бы и нет? Ведь работу делают автоматы.
Итак, растр скорректирован. Можно векторизовать? Нет. Точнее, можно, но не нужно.
Эффективная трассировка требует чёрно-белых растров с чёткими линиями и резкими границами заливок. А где их взять? На цветном растре целыми выглядят разве что чёрные линии, да и те порезаны на дольки линиями сетки. На планшете из архива линии выцвели, на "синьке" - склеились друг с другом...
Поэтому векторизации ВСЕГДА предшествует подготовка растров. Конечно, если вам надо снять больше чем пару линий. Даже чёрно-белый растр можно разложить на два - толстый и тонкий. Тонкий для линий, толстый для заливок и... точек! Easy Trace легко "вытаскивает" символы-точки, окружности и точечные линии.
В процессе подготовки растров мы не ограничиваемся растровыми инструментами. Очень часто используется векторные данные. Например, распознав сетку, её можно убрать с растра. После этого чёрные линии векторизуются влёт. Цветные - избавляются от массы "левых" склеек, а зачастую и разрывов. Полигональные объекты можно стереть с растра, и они перестанут мешать оцифровке линейных...
Самое интересное в сказанном то, что вам не надо "изобретать велосипед". Мы прошли этот путь - вы можете просто использовать наши находки.
Утилиты автоматической оцифровки
Робкие попытки применения автоматической векторизации в "семёрке" к версии 8.7 вылились в крепкий комплекс утилит. Их задачи чётко разграничены. Процесс оцифровки структурирован и превращён в конвейер. Иначе нельзя. Ведь входной материал - это обрывки линий, приправленные изрядной долей шума.
Комплекс состоит из утилит:
векторизации
фильтрации дефектов векторных линий
сшивки разрывов
распознавания объектов
восстановление топологических связей
оптимизации формы линий
Особняком стоит группа утилит, ориентированных на оцифровку рельефа.
Если в утилитах векторизации нет ничего необычного, то утилита фильтрация "сырых" линий - это просто конфетка! Обычно, чтобы сшить из обрывков линий что-то пристойное, приходилось изрядно поработать редакторами. Теперь тысячи дефектов исчезают за считанные секунды.
После такой подготовки эффективность сшивки фрагментов линий возрастает на порядок. Впрочем, и сама фильтрация сшивает не менее половины всех разрывов. Конечно, при сборке объектов без оператора не обойтись. Но об инструментах и приёмах ручной доводки поговорим чуть позже.
За сшивкой следует распознавание объектов. Это может быть сетка, полигоны болот, изображённые штрихами, озёра, здания, круглые объекты... Причём, полигоны озер могут собираться из десятков линий, а здания и сооружения могут быть сопряжены друг с другом.
Круглые объекты - это отдельная песня. Например, вам не приходило в голову, что мелкие точки можно оцифровать по границе и распознать как окружности? А затем автоматически восстановить до 95% всех точечных линий? Или автоматически распознать львиную долю всех отметок высот на топокарте и практически все фонарные столбы на двухтысячнике?
Заключительные шаги автовекторизации - это восстановление топологических связей и оптимизация формы линий. После "облагораживания" формы извлечённых полигонов (озёр, зданий...) нарушаются связи с примыкающими к ним линейными объектами. Это могут быть реки, границы, коммуникации... Эти связи восстанавливаются утилитой Коррекция топологии. И только потом линейные объекты оптимизируются.
Разбиение процесса векторизации на простые и понятные стадии избавляет вас от неприятных сюрпризов, свойственных применению "автоматов". Вам не придётся "перелопачивать" груды красивых, но бессмысленных векторных линий. Наш результат - аккуратная, топологически корректная и достоверно атрибутированная векторная структура данных.
Инструменты редактирования
Изношенные, цветные или снятые с малым разрешением растры не могут похвастаться корректной формой линий. Часто самих линий просто нет. Есть лишь их следы пока ещё остающиеся на бумаге. Так что форма "сырых" линий обычно далека от идеала.
Очень многие дефекты исправит утилита фильтрации. Многие, но не все. Часть работы останется за оператором. И от того, какие инструменты будут у него в руках, во многом зависит общее время векторизации. Запуск утилит - это минуты и секунды. Основное время - это коррекция и контроль "вектора" оператором.
Сейчас за окном зима. Много снега. И его приходится убирать. Велика ли разница между самой продвинутой лопатой и простейшим снегоуборщиком для дачи? Обычно разница даёт знать о себе на десятой, двадцатой лопате. Где-то в области поясницы...
То же и с инструментами редактирования. Вместо охоты за отдельными вершинами сегодня мы управляем формой объектов.
Инструментов немного. Чем проще - тем быстрее. Легко и быстро освоить. Быстро и легко применять.
Давняя знакомая Векторная стерка научилась рассекать линии или удалять их "в одно касание". Просто нажмите Shift или Ctrl.
Как раньше мы обходились без Редактора прогиба, сегодня представить невозможно. То, что делается парой движений мыши, ранее требовало десятков секунд кропотливой работы. И что интересно - инструмент может править даже общие границы сопряжённых объектов.
В связке с редактором прогиба работает инструмент Сжатия/Расширения контуров. Он особенно эффективен при "вытаскивании" полигонов из снимков.
Топологический редактор научился "стягивать" вершины, одним щелчком формируя точное положение узлов и общих вершин. Групповые ножницы используют полигональные объекты в качестве контуров обрезки. А групповой редактор не просто отбирает объекты, но и "ставит их на конвейер" для быстрого контроля и коррекции.
В дополнение к трассировщикам (сегодня они используются редко) появился инструмент прослеживания линий. Из сырого векторного материала он извлекает даже протяжённые пунктирные линии.
Утилиты поддержки топологической структуры
Прежде всего, эти утилиты стали работать быстрее. Не просто быстро, а радикально быстро. Только в проекте из нескольких сотен тысяч объектов вам удастся запустить утилиту и уйти пить кофе.
При разборе линий после автотрассировки утилиты используются наравне с инструментами редактирования.
Дотянуть концы линий, стянуть узлы, согласовать границы - всё, как в обычных редакторах. Вот только в результате - несколько тысяч коррекций за один запуск утилиты. На проекте размером в планшет это занимает десяток секунд.
Поверх утилит выросла оболочка, позволяющая создавать группы тестов или заданий на коррекцию. Сами утилиты стали гораздо умнее, а их возможности шире.
Например, операция "Согласование участков" корректирует как общие границы полигонов, так и более сложные случаи, такие как общие границы по реке или дороге. Причём результатом не будет линия, "нашпигованная" вершинами, взятыми со всех согласуемых объектов. Напротив, граница строго повторит исходную линию опорного слоя.
В версии возможен контроль как сплошных, так и произвольных полигональных покрытий. Исчезли ложные ошибки. Сам процесс занимает секунды. Доступна операция вычитания полигональных покрытий.
Венчает комплект утилит утилита Оптимизации топологии. Из типичного ГИСовского проекта она может "вытрясти" до тридцати процентов мусора. И ни на йоту не затронуть топологическую связность.
Средства организации и поддержки работы оператора
"Правильное" рабочее место помимо навороченного компьютера включает удобное кресло, комфортный свет, тишину и кондиционированный воздух. Правильный векторизатор - это не только инструменты и утилиты. Это ещё и целый комплекс возможностей, образующих оболочку векторизатора.
Что мы относим к оболочке?
Видеорежимы. Это возможность увидеть материал под самыми разными углами зрения. Контроль структуры, покрытия, атрибутирование, высотная модель, карта плюс космоснимок - всё это требует оптимальных способов подачи информации. Здесь и полупрозрачное наложение растров, и мозаичныё покрытия и синхронное отображение снимков за разные периоды в нескольких окнах.
Навигация по проекту. Это возможность методично "пройти" поле проекта без пропусков и повторных просмотров. Это возможность "поставить объекты на конвейер" вместо изматывающей беготни по экрану.
Наследование. Всё, что было настроено в одном проекте, можно использовать в следующем. Настройки инструментов и утилит хранятся как стратегии обработки. Проекты имеют "генетическую память", передаваемую через проекты-прототипы. Прототипы для карт разного масштаба поставляются вместе с пакетом.
Ускорители. Это пользовательские инструменты, настроенные на свои типы объектов. Они сами поместят объект на правильный векторный слой и оптимизируют его должным образом. Это кнопки-акселераторы ввода атрибутов по заданным шаблонам. Это "память" атрибутивных полей, хранящая все введённые строки. Это пиктограммы вместо сотен названий топографических символов.
Помощь. Прежде всего, это мощный HELP. Документацию у нас читают только тогда, когда уже ничего не помогает. Это развёрнутые подсказки в "подвалах" утилит к каждой из их опции. Это видеоролики технологий и проекты-примеры, на которых они выполнены.
Учет. Это встроенная система учёта времени и подсчёта числа и характеристик оцифрованных объектов. Учет производительности операторов и оценка затрат на оцифровку конкретного материала - всё в ваших руках.
Совместимость. Результаты оцифровки должны без проблем попасть в ГИС. Это аксиома. Но важно и другое. Векторизатор должен извлечь из ГИС всё, что нужно для оцифровки. Слоевой состав, включая цвета слоёв и структуры заливок. Атрибутивные таблицы слоёв. Домены значений всех атрибутивных полей. Только так можно гарантировать совместимость по данным.

Лабораторная работа № 4. Изучение интерфейса и основ работы векторизатора Easy Trace 1

Цель работы

    Знакомство с векторизатором Easy Trace.

    Приобретение навыков работы в Easy Trace.

4.1. Предварительное знакомство с векторизатором Easy Trace

При оцифровке карт перед пользователем рано или поздно возникает вопрос – каким образом можно автоматизировать работу по созданию объектов? Самым простым решением вопроса является применение какого-либо векторизатора.Сразу можно отметить, что "автоматизировать" процесс полностью в данном случае не получится, т.е. загрузив растровое изображение карты, нажать кнопку "Старт" и получить готовый вектор. Однако значительно ускорить процесс векторизации действительно можно. В этом поможет программа Easy Trace . Несомненно, операция векторизации карт требует творческого подхода и определенного количества знаний по предмету. Рассмотрим пример векторизации одного тематического слоя, полученного из участка растровой карты. Описание этого процесса будет построено в виде пошаговых инструкций, повторив которые, Вы должны получить аналогичный результат. Но вначале немного о программе.

Easy Trace Group является российской компанией. В первую очередь наиболее очевидным преимуществом, которое можно оценить сразу же после первого опыта по векторизации, является степень "интеллектуальности" Easy Trace по сравнению с конкурентами. Следует отметить русский интерфейс программы и справочную систему, активную работу по усовершенствованию программы и небольшую, по отношению к ближайшим аналогам, стоимость.

Не менее важным является очевидная ориентированность программы на самодостаточность. Это выражается в том, что в ней изначально присутствуют все необходимые функции и инструменты. Весь процесс – сканирование, коррекция растра, цветоделение, привязка, векторизация и экспорт, происходят в одной программе. То есть для полноценной работы достаточно всего двух программ – векторизатора Easy Trace и той программы, куда планируется перенести готовые векторные объекты. В нашем случае это ArcView.

Скачать программу можно с сайта разработчика .

Задание 1:

1. Найти в меню Пуск \ Программы каталог Easy Trace 7.99 Pro.

2. Ознакомиться с презентацией возможностей программы, открыв файл «Демонстрация Easy Trace 8.7».

4.2. Автоматическая векторизация в Easy Trace

При любой векторизации недостаточно просто скопировать весь набор линий и символов, имеющихся на карте. Векторизация предполагает более существенную работу.

Задачи векторизации:

Восстановление геометрических характеристик объектов – если это изоли­нии, то они непрерывные, гладкие и не могут пересекаться. Если это области, то корректные полигоны, а не просто наборы фрагментов, составляющие их границы. Объекты могут подчиняться дополнительным требованиям. Напри­мер, контуры зданий, как правило, имеют прямые углы и выровнены вдоль осевых линий улиц.

Разнесение объектов по слоям – это нечто большее, чем разбиение по формаль­ным признакам, таким как толщина линий или длина пунктира.

Тополологическая связность объектов – это корректные общие границы, об­щие вершины или узлы. Согласованные связи между точечными, линейными и полигональными объектами. В общем, соблюдение всех тех требований, которые и обеспечивают корректную топологию модели данных, принятой в вашей ГИС.

Создание производных объектов и характеристик – сборка полигонов, фор­мирование границ населенных пунктов, буферных зон, расшифровка и при­своение атрибутивных значений и т. д.

Удаление посторонних объектов - дефектов, шумов, штриховок, фрагментов надписей и топографических символов.

Вряд ли можно представить набор параметров автовекторизатора, который мог бы формализовать все эти требования...

Как это реализовано в Easy Trace?

Сразу оставим надежду ограничиться вводом параметров и нажатием одной кноп­ки. Цель – формирование законченной цифровой модели местности. Именно полноценной модели, а не рисунка, очень похожего на исходный растр.

Для этого процесс векторизации разбит на ряд шагов. Каждый шаг поддерживается сво­ей утилитой или группой утилит. Причем порядок их применения не является догмой - все зависит от решаемой задачи и опыта оператора. Некоторые шаги - это ручная работа оператора.

В целом, подход к векторизации в Easy Trace лучше всего определяется следующей схемой (рис. 4.1.).

Рисунок 4.1. Схема векторизации данных с помощью Easy Trace

4.3. Пошаговая инструкция по работе в Easy Trace

Теперь рассмотрим все основные этапы работы на конкретном примере.

Начнем с подготовки исходного растра. Воспользуемся любым редактором растровых изображений, чтобы обрезать исходный растр до необходимых нам размеров.

Задание 2:

1. Обрезать карту в соответствии с выбранными Вами областями (5-6 квадратов вокруг объекта, определяемого вариантом Вашего задания).

2. Разрешение изображения достаточно установить равным 300-400 точек на дюйм.

Качество изображения имеет огромное значение для всей дальнейшей работы, что особенно важно учитывать при сканировании. Здесь следует помнить, что изначально на топографических картах имеется довольно ограниченное количество цветов. Обычно, в зависимости от количества топографических данных, их количество колеблется от пяти до восьми. Обратите внимание, как из одного цвета на карте получают два, перемежая этот цвет с белым фоном. В результате, кажется, что появился более светлый оттенок. В процессе эксплуатации и сканировании число цветов увеличивается за счет естественных факторов – старение, воздействие света, сгибы, настройка оптики сканера и т.п. Поэтому всегда следует сканировать как можно лучше передавая исходные цвета карты и исключая приобретенные. Рекомендуется преобразовать цветовую схему изображения. Наиболее подходящим будет преобразование в формат индексированных цветов. Это позволит значительно ограничить их количество и сократить размер памяти, занимаемой картой в памяти компьютера. Обычно хватает 8 цветов. Впрочем, каждое изображение достаточно индивидуально и требует такого же подхода. В результате у нас получится изображение, состоящее из нескольких цветов. Эта операция и называется цветоделением .

После подготовки растра перед векторизацией или как еще говорят – трассировкой перейдем к следующему этапу. Этим этапом будет создание проекта в Easy Trace. Проект содержит всю информацию о состоянии Вашей работы. В нем, в виде слоев, будут храниться все данные. Проект содержит векторные слои и исходные растровые данные. Они хранятся тоже в виде слоев, только растровых.

Существует несколько вариантов создания нового проекта. Мы рассмотрим всего одну схему работы. Создание проекта сопровождается очень удобным мастером. В нашем случае наиболее подходящим вариантом, будет создание проекта на основе растрового файла. Для этого вызываем мастер создания нового проекта - "Файл/Новый проект... " После чего появляется следующее окно (рис. 4.2.).

Рисунок 4.2. Создание проекта

Отмечаем галочкой пункт "Создать проект на основе растрового файла ". Нажимаем "Далее ".

Рисунок 4.3. Задание координат растра

А на втором шаге немного остановимся. Для удобства дальнейшего ввода координат для точек привязки, будет лучше использовать показанную на рисунке 4.3. ориентацию осей координат. Масштаб можно поставить исходя из масштаба, указанного в бумажной карте. Единицы измерения – пикселы. Разрешение изображения нужно поставить в соответствии с теми параметрами, которые Вы устанавливали при предобработке растра. Координаты углов остаются как есть. Они соответствуют размеру нашей растровой карты. На этом процесс создания проекта заканчивается. После этого должно появиться окно проекта. Сохраним наш проект, присвоив ему любое имя - "Файл/Сохранить как... "

Задание 3:

1. Создать проект в соответствии с приведенным выше способом.

2. Самостоятельно изучить другие варианты создания проекта.

В окне проекта сразу будет виден растр. Давайте посмотрим, что у нас еще имеется на данный момент. Для этого вызовем окно настройки слоев - "Проект/Слои проекта... " Появится окно, показанное ниже (рис. 4.4.).

Рисунок 4.4. Слои проекта

Здесь всегда можно увидеть все имеющиеся слои. Как видно, они разбиты на две группы – растровые и векторные. По умолчанию мы имеем по одному слою в каждой группе. Но, помимо информационной, основная функция этого окна, это управление слоями. Именно тут можно добавлять, удалять, переименовывать, настраивать, скрывать слои и т.д.

Кратко опишем возможные настройки в этом окне. Текущие настройки можно наблюдать и изменять с помощью специального поля с символами, расположенными слева от каждого слоя в окнах растровых и векторных слоев.

Для растровых слоев можно задать видимость или невидимость слоя – галочка поставлена или отсутствует, активность или неактивность данного растра при трассировке – карандаш или снежинка, и задать имя слоя. Так же здесь указан текущий цвет для бинаризованных слоев. Его можно менять, исходя из собственных предпочтений.

Для векторных слоев настроек немного больше. Функции и обозначения видимости и активности для этих слоев остались такими же, как и для растровых слоев. Далее мы видим маленький ромбик на фоне квадрата. Это установка типа объекта. В программе Easy Trace возможно создание объектов следующих типов – линии и полигоны. Соответственно, для первого типа ромбик будет пустым, а для полигонов – закрашенным. Далее мы можем задать имя слоя. А затем идет поле, определяющее способ отображения объектов обоего типа в окне проекта. Вариантов достаточно, чтобы достаточно комфортно работать со всеми данными. Как Вы понимаете, для линий возможно изменять только цвет, а вот для полигонов настроек больше. Помимо выбора цвета, можно применять несколько вариантов заливки.

Мы сейчас рассмотрели окно настройки слоев проекта. Но есть еще один вариант оперативного управления видимостью и активностью слоев. Это, появившееся рядом с панелями инструментов, небольшое окно с указанием текущего слоя. Если нажать на раскрывающееся поле, то можно видеть все существующие в данное время слои. Но, в отличие от окна настройки слоев, здесь мы можем только включать или выключать видимость слоя. Это делается простым снятием или постановкой галочки в нужном слое. Или делать нужный слой активным. Для этого нужно просто выбрать пункт нужного слоя.

Теперь посмотрите на доступные инструменты. Они совершенно разные для двух групп слоев. Для векторных слоев набор выглядит так:

Мы сейчас должны работать с растровым слоем. Он у нас пока один. Выберем его, как было описано выше.

Приступим к практической работе. Определим цель. Целью будет получение векторных горизонталей, озер и рек, изображенных на Вашем растре, а также отображение облесенных участков. Сначала займемся горизонталями. Горизонтали несут достаточно важную информацию о высотах и рельефе. Поэтому сначала отработаем технологию векторизации именно на них. Перейдем на растровый слой. Свидетельством этого будут инструменты для обработки растра – см. выше. Допустим, наше изображение выглядит так (рис. 4.5.).

Рисунок 4.5. Пример растра

Здесь можно заметить, что в процессе обработки количество цветов уменьшено до минимально возможного количества. Теперь давайте посмотрим поближе, как выглядят наши горизонтали (рис. 4.6.).

Рисунок 4.6. Увеличенный фрагмент растра

Здесь гораздо яснее видно ограниченное количество цветов. Теперь следует подготовить этот растр к трассировке. Залогом успешной трассировки всегда является максимально возможная чистка растра от лишних данных. В нашем случае лишним является все, что не является горизонталями. Соответственно, нам надо удалить ненужные и оставить все цвета, которые относятся к горизонталям. Это коричневые оттенки. Для этого существует специальный инструмент. Он называется "Бинаризация ". Вызвать его можно или через меню - "Редактирование/Бинаризация... " или выбрав в поле инструментов соответствующую иконку. В панели инструментов для растров она вторая слева.

Суть этого инструмента очень проста - с его помощью можно выделять нужные цвета. Увеличим изображение так, чтобы были видны отдельные пикселы. Примерно так, как показано на рисунке выше. И последовательно выделяем только те цвета, из которых состоит наша линия изобат. Те цвета, которые были выделены меняют цвет. Последовательное выделение нескольких оттенков коричневого должно дать в результате примерно следующее (рис. 4.7.).

Рисунок 4.7. Процесс применения инструмента Бинаризация

Теперь нам надо перенести выделенные цвета, как растровую подложку в наш проект. Но перед этим необходимо выполнить последнюю операцию для растра. Это команда "Бинаризовать ". Вызывается она в окне настроек инструмента. После этого мы увидим, что все, что было выделено, осталось в виде белых областей на черном фоне, а прочее исчезло. После этого нам надо избавится от небольшой "грязи" на нашем изображении. Она выражается в наличии одно- двухпиксельных точек хаотично разбросанных по полю. Для их удаления есть особый инструмент. Он вызывается командой "Редактирование/Чистка растра... ". Посмотрите окно настройки инструмента, и Вы сами поймете принцип его действия. Однако в нашем случае лучше применить другой способ редактирования полученного растра. Не подумайте, что сейчас начнется сложнейший процесс, состоящий из десятка операций. Вернее операций будет много, но они будут выполняться в автоматическом режиме. Выберем инструмент - "Редактирование/Фильтрация растра... ". В появившемся окне выберем пункт "Thin isolines " и начнем обработку. Если в результате получится не совсем то, что хотелось, то всегда можно отменить это действие. Сохраним полученный файл - "Файл/Сохранить как... ".

На самом деле отдельные точки обычно не мешают трассировке. Но в дальнейшем эти инструменты могут очень пригодиться. Важно то, что Вы теперь о них знаете.

Теперь нажмем правой кнопкой мыши на полученном изображении и выберем пункт "Редактирование/Добавить к проекту... ". После этого возникнет окно с вариантами привязки растра. Но в нашем случае ничего привязывать пока не надо. Поэтому выберем "Без коррекции (в заданную точку проекта) ". В следующем окне укажем, что данный растр будет использовать параметры нашего основного растра. После этого мы снова попадем в окно проекта.

Однако где же наш новый слой? Его почти не видно. Оказывается, он отображается вместе с нашим первым слоем и не очень хорошо заметен на его фоне. Это легко исправить. Раскроем меню текущего слоя и снимем видимость нашего первого слоя. После закрытия этого окна, останется видимым только новый слой с изобатами. Правда можно и не убирать основной растр. Однако необходимо исключить его из процесса векторизации. Для этого вызовем окно настройки слоев и нужном растре вместо карандашика поставим снежинку. Это "заморозит" данный растр.

Рисунок 4.7. Результат применения инструмента Бинаризация

Только теперь и наступает черед автоматики. И хотя в выборе вариантов трассировки есть полностью автоматическая трассировка - "Утилиты/Автоматическая трассировка/Трассировка линий... или Оконтуривание... ". Зато работа в полуавтоматическом режиме позволяет контролировать и управлять всем процессом. Именно такой способ и будет показан далее.

Выбираем нужный инструмент трассировки. Чаще всего, как и в этом случае, будет необходим инструмент "Кривая ". Он стоит самым крайним слева на меню инструментов для векторных слоев (см. меню инструментов для векторных слоев). Выбрав его, нужно указать курсором на произвольное место нужной изобаты. От этого места сразу пойдет линия. Это уже наш вектор. В местах, вызывающих затруднения для распознавания направления движения, прокладка будет останавливаться и ждать Ваших подсказок. Помогайте ей, переводя курсор к месту продолжения кривой. Если вдруг что-то пошло не так, можно остановить процесс автоматической трассировки, щелкнув правой кнопкой мыши. После этого все действия прекращаются, и появляется дополнительное меню инструмента.

В этом окне выберите режим "Откат ". Он позволяет, щелкая левой кнопкой мыши, последовательно убирать ненужные участки кривой. Уберите все необходимое и, выбрав в этом же меню режим "Автоматическая трассировка ", продолжите создание кривой. Если линия замкнутая, как, например, в левом верхнем углу моего примера, то трассировщик сам замкнет ее. Если линия не закончена, то дойдя до ее конца, надо просто два раза нажать правой кнопкой мыши, и процесс трассировки продолжится уже с другой стороны. Окончить создание можно также дважды щелкнув правой кнопкой мыши или нажав кнопку Esc. Здесь не описаны все операции, доступные в показанном меню работы с инструментом, но все подсказки на русском языке и достаточно понятны. В результате должно получиться примерно следующее (рис. 4.8.).

Рисунок 4.8. Слой горизонталей

Обратите внимание, что задан стандартный цвет для линий горизонталей – коричневый. Это делается перед началом трассировки в окне менеджера слоев проекта. Можно изменить цвет и позже.

Задание 4:

1. Создать векторный слой горизонталей.

2. Сгладить линии, полученные в автоматическом или полуавтоматическом режиме, с помощью инструмента «Утилиты/Автоматическая трассировка/Оптимизация формы линий …».

3. Скорректировать горизонтали в соответствии с исходным растровым слоем.

4. Самостоятельно создать векторный слой для рек.

1По материалам учебного курса "Создание и редактирование векторных карт для навигационно-информационной системы ГИС Русса".