Запрос котировок

Запрос котировок - это упрощенная форма торгов. В случае с запросом котировок "упрощенность" заключается в том, что не проводится никаких торгов, очень ограниченный объем документации (запроса котировок). Очень простая также форма котировочной заявки.

Извещение о запросе котировок

Документ, который содержит основную информацию о запросе котировок
  • Разумеется, реквизиты заказчика, и прочая информация, требования к которой установлены законодательно.
Запросы котировок применяются заказчиками, когда максимальная (начальная) сумма контракта - менее 500 000 рублей.

Эту сумму можно разбивать: запрос котировок на 50 000 рублей, : запрос котировок на 100 000 рублей: запрос котировок на 150 000 рублей и т.п..

Причем есть ограничение: не более 500 000 рублей (в сумме) в квартал, по данным направлениям (работам, услугам или товарам).

Если в текущем квартале 500 000 "выбраны", то следующие заказы, даже очень маленькие, заказчик обязать размещать как электронные аукционы.

Новый закон, ФЗ-44, заменил 500-тысячный лимит на 10%-1 лимит в отношении общего объема одноименных заказов в год.

Запрос котировок. Запрос предложений.

По своей сути запрос котировок - это ничто иное как запрос предложений о цене (стоимости) выполнения работ.

Запрос котировок. Протокол рассмотрения котировочных заявок.

После рассмотрения котировочных заявок формируется протокол рассмотрения котировочных заявок, где указаны участники, подавшие котировочные заявки, распределенные в соответствии с предложенными ими ценами.

Участник, предложивший в котировочной заявке наименьшую сумму, становиться победителем запроса котировок, о чем также есть отметка в протоколе рассмотрения котировочных заявок. С победителем и заключается государственный (муниципальный) контракт.

Запрос котировок. Форма запроса котировок.

Форма запроса котировок: упрощенно

  • Начальная цена запроса котировок
  • Сроки проведения запроса котировок
  • Инфо о товарах или услугах, которые являются предметом запроса котировок
  • Разумеется, реквизиты заказчика, и прочая информация, требования к которой установлены законодательно.

Запрос котировок. Сроки проведения запроса котировок.

  • Если максимальная цена ниже 250 000 рублей - срок проведения запроса котировок составляет 4 дня.
  • Если максимальная цена выше 250 000 рублей и ниже 500 000 рублей - срок проведения запроса котировок составляет 7 дней.
Ценовое предложение делается 1 раз - в котировочной заявке. Более подробно о котировочных заявках в соответствующем разделе сайта.

Тем, кто только начинает участвовать в государственных закупках, часто не хватает сведений о возможностях и способах участия. Эта статья поможет и новичкам и более продвинутым участникам госзакупок. А поговорим мы о самом простом и потому очень популярном способе – запрос котировок на поставку .

Самая известная и быстрая разновидность тендера, определяющаяся статьями 42-47 главы 4 Федерального закона №94-ФЗ от 21.07.2005 г., — это запрос котировок. Если давать определение, то это размещение государственного или муниципального заказа на товары (работы, услуги), для которых существует сложившийся рынок, без торгов, путем запроса котировок цен. А проще говоря, выигрывает заказ тот, кто предложит минимальную цену. Заявка участника должна соответствовать всем требованиям закупки.

Любое юридическое или физическое лицо, включая индивидуальных предпринимателей, может стать участником закупки, проводимой путем запроса котировок. Цена контракта по такой закупке не должна превышать сумму пятьсот тысяч рублей (кроме случаев, предусмотренных в законе 94-ФЗ) в течение квартала. Поставщик может подать только одну заявку и не имеет права её менять.

Госзаказчиком на официальном портале zakupki.gov.ru публикуется бесплатная информация о проведении запроса котировок. Одновременно с публикацией заявки на сайте, заказчик имеет право запросить котировочную цену у поставщиков, но не менее чем у трех компаний, подходящих под критерии закупки.

Документальное оформление запроса котировок.

Обычно, начиная процедуру размещения заказа в форме запроса котировок на поставку , на официальном портале уполномоченный орган публикует извещение, форму котировочной заявки и проект контракта. Иногда эти документы дополняются общей частью и инструкцией по заполнению заявки.

Каждое извещение о запросе котировок в обязательном порядке включает следующую информацию (для простоты будем говорить о товаре, хотя это относится и к работам или услугам, требующимся заказчику):

1. Название заказчика и его контактные данные;

2. Форма котировочной заявки;

3. Кто будет финансировать заказ (бюджетные или внебюджетные средства);

4. Подробные сведения о требуемом товаре – наименование, количество, технические характеристики, требования к качеству и потребительским свойствам товара, гарантийные обязательства поставщика, любые другие требования к товару, позволяющие конкретизировать заказ;

5. Сведения о расходах, которые включены (или не включены) в цену товара. Например, на доставку, страховку, таможенные пошлины и сборы, налоги и прочие обязательные платежи;

6. Срок поставки;

7. Место доставки;

8. Обоснованная максимальная цена по контракту;

9. Место и срок (дата и срок окончания) подачи котировочных заявок;

10. Сроки и условия оплаты поставки;

11. Срок подписания договора с победителем тендера, исчисленный со дня оценки заявок и подписания протокола рассмотрения;

12. Сведения об отсутствии участника запроса котировок в реестре недобросовестных поставщиков.

Заполняя котировочную заявку участник должен руководствоваться инструкцией по заполнению, если она прилагается. Согласно статье 44 Закона № 94-ФЗ от поставщика требуются следующие сведения:

1. Название (для физлица — ФИО), адрес места нахождения и банковские реквизиты;

3. Если запрос котировок цен проводится на товары – наименование и подробные характеристики предлагаемых товаров;

4. Согласие на исполнение условий договора;

5. Предлагаемая цена. Обязательно указать какие расходы были включены или не включены в цену (такие обязательные платежи, как страхование, налоги и сборы, таможенные пошлины, расходы на перевозку и другие).

Для рассмотрения заявок создается котировочная комиссия, которая может не принять заявку. Правда произойти это может лишь в двух случаях:

Котировочная заявка не соответствует требованиям извещения;

Цена, указанная в заявке, больше максимальной цены по закупке.

Все другие причины отклонения котировочных заявок недопустимы и могут быть обжалованы в суде.

Поэтапный процесс участия в запросе котировок показан в таблице.

Несмотря на кажущуюся быстроту и простоту проведения тендера в форме запроса котировок, такая форма имеет ряд недостатков:

  • - так как отсутствуют требования запечатывать заявку в конверт, цены, предложенные участниками, известны организаторам еще до окончания приема заявок. Это дает возможность заинтересованным лицам повлиять на результаты закупки.
  • - заказчик хоть и экономит средства, но зачастую эта экономия очень незначительна.
  • В то же время, положительные аспекты такой формы закупок очень и очень привлекательны:
  • - для подачи заявки не требуется собирать и прилагать большой объем документов. Лицензии, допуски и другая сопутствующая документация не нужна, как и запечатывание заявки в конверт.
  • - проведение запроса котировок в идеале может проводиться за один день. Хотя на практике на прием заявок от участников уходит от 4 до 7 рабочих дней, решение о том, кто победил, выносится уже на следующий день. Это очень быстро по сравнению с другими формами тендеров.
  • - выбор победителя проводится по одному критерию – по предложенной цене. Поэтому все остальные подготовительные работы, такие как разработка конкурсной документации, расписывание показателей, существенных для оценки заявки и другие.

Надеемся, наша статья помогла вам составить представление о том, что же такое запрос котировок и желаем удачи в проведении госзакупок.

Извещение - это документ, которым заказчик фактически приглашает потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) принять участие в процедуре выбора лучшего для заключения контракта с ним.

В извещении о запросе котировок необходимо указать:

  • сведения о заказчике (специализированной организации);
  • краткое изложение условий контракта;
  • срок и условия оплаты поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг);
  • начальную (максимальную) цену контракта (НМЦК) и ее обоснование;
  • форму заявки на участие в запросе котировок и порядок ее подачи;
  • все ограничения, которые устанавливает законодательство , на участие в определении поставщика;
  • преимущества, которые предоставляет заказчик (см. подробнее Как проводить закупки у субъектов малого предпринимательства и некоммерческих организаций и Как проводить закупки у учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы и организаций инвалидов );
  • сведения о возможности заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта согласно частям 8-26 статьи 95 Закона № 44-ФЗ.

Перечень сведений, которые должно содержать извещение, устанавливает часть 1 статьи 73 Закона № 44-ФЗ. При запросе котировок на энергосервис в извещении дополнительно необходимо указать сведения, приведенные в частях 3 и 5 статьи 108 Закона № 44-ФЗ.

Внимание! В извещении нельзя устанавливать требования, которые могут ограничить количество участников закупки. Например, в извещении нельзя указывать наименования организаций - производителей товаров, места происхождения, те или иные знаки обслуживания и т. п. Извещение может упоминать товарные знаки только в одном случае - если нужно указать средства труда при выполнении работ или услуг, но не как предмет контракта. Такие правила устанавливает пункт 1 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ.

См. примерную форму извещения о запросе котировок .

Заказчик может изменить извещение не позднее чем за два дня до момента, когда закончится (ч. 6 ст. 74 Закона № 44-ФЗ). Однако в таком случае участники закупки смогут исправить или отозвать свои заявки. Это они должны будут сделать до окончания срока подачи заявок (ч. 1 ст. 77 Закона № 44-ФЗ).

Может ли ФАС России признать закупку недействительной из-за орфографической ошибки (опечатки) в извещении о проведении запроса котировок?

Нет, орфографическая ошибка (опечатка) в извещении о запросе котировок - не основание для того, чтобы признать закупку недействительной.

Обоснование: Требования к извещению о запросе котировок приведены в части 1 статьи 73 и частях 3 и 5 статьи 108 Закона № 44-ФЗ. Там есть только , которую обязательно нужно указать в извещении, а не требования к ней.

Исходя из буквального толкования Закона № 44-ФЗ орфографическая ошибка (опечатка) - это не нарушение. Значит, оснований признать закупку недействительной нет.

Но такая ошибка или опечатка может привести к административной ответственности заказчика по части 4.1 статьи 7.30 КоАП РФ. Размер штрафа составит 1 процент начальной (максимальной) цены контракта, но не менее 10 000 руб. и не более 50 000 руб.

Обоснование: Ошибка или опечатка в извещении (например, в наименовании объекта закупки) затруднит участникам поиск информации в ЕИС. В этом случае ФАС России признает ошибку нарушением законодательства на том основании, что она приводит к ограничению количества участников (ч. 5 ст. 24 Закона № 44-ФЗ). Такой вывод следует из положений письма ФАС России от 4 сентября 2009 г. № АК/3415-ПР и подтверждается арбитражной практикой (см., например, определение ВАС РФ от 29 сентября 2010 г. № ВАС-11085/10, постановления ФАС Московского округа от 15 июня 2010 г. № КА-А40/5663-10, от 3 июня 2010 г. № КА-А40/5388-10).

При этом Арбитражный суд Московской области в решении от 8 декабря 2009 г. № А41-35302/09 отметил, что ФАС России может привлечь организацию к ответственности не всегда. Для этого необходимо доказать, что ошибка или опечатка сделана умышленно с целью ограничения числа участников (т. е. не является технической ошибкой).

Несмотря на то что приведенная арбитражная практика и разъяснения ФАС России относятся к периоду действия Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ (далее - Закон № 94-ФЗ), их можно использовать и сейчас. Сделанные в них выводы актуальны и в условиях действующего законодательства.

При разработке документов для проведения запроса котировок ответственный сотрудник допустил технические ошибки (не исправил «товары» на «услуги», «работы» или «поставку товаров» на «оказание услуг, выполнение работ»). Может ли ФАС России из-за этого признать закупку недействительной?

Такой риск есть, но заказчик сможет оспорить решение ФАС России в суде.

Технические ошибки (не орфографические) в документации и извещениях о закупке - не редкость. Бывает, что при разработке документов ответственный сотрудник копирует документацию из предыдущей закупки или создает шаблоны документов, в которые при новой закупке вносит незначительные изменения. И в таких случаях возникают ситуации, когда в какой-то части документации не замечают и не исправляют «товары» на «услуги», «работы» или «поставка товаров» на «оказание услуг, выполнение работ» и прочие технические ошибки. При проверке контролирующие органы могут признать их нарушением, а закупку - недействительной. Но заказчик может оспорить это в суде.

Так, Седьмой арбитражный апелляционный суд в постановлении от 10 июля 2014 г. № 07АП-5337/2014 пришел к выводу, что решение УФАС России не обосновано. Спор возник из-за того, что заказчик в форме заявки на участие вместо слов «участник размещения заказа согласен оказать услуги в полном объеме» ошибочно указал «участник размещения заказа согласен поставить товар в полном объеме». Но такая техническая ошибка в приложении к извещению не может ввести в заблуждение и не ограничивает число возможных участников запроса котировок. Ведь предмет закупки в извещении был указан правильно.

Этап 3. Публикация извещения и направление запросов о представлении котировок

Контрактный управляющий (сотрудник контрактной службы) должен разместить в Единой информационной системе (далее - ЕИС):

  • извещение о запросе котировок;
  • информацию о нуждах заказчика;
  • проект контракта на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) (ч. 2 ст. 73 Закона № 44-ФЗ).

А вот закупочную документацию размещать не надо. Закон этого не предусматривает. Значит, и участники запроса котировок не могут направлять запросы о ее разъяснении.

Об этом сказано в части 1 статьи 74 Закона № 44-ФЗ и разъяснено в письме Минэкономразвития России от 7 декабря 2015 г. № ОГ-Д28-15203.

Срок для размещения - не позднее чем за семь рабочих дней до . Извещение можно публиковать и за четыре рабочих дня до истечения указанного срока. Но это возможно, если:

  • сумма закупки не превышает 250 000 руб.;
  • закупают продовольствие, лекарственные средства, топливо, необходимые для оказания скорой медицинской помощи или для нормального жизнеобеспечения граждан.

Извещение должно быть в бесплатном доступе в течение всего срока подачи заявок на участие в запросе котировок.

Такой порядок предусматривают части 1 и 2 статьи 74 Закона № 44-ФЗ.

Если из-за технических сбоев в ЕИС невозможно опубликовать информацию о закупке, это необходимо сделать незамедлительно, как только система снова заработает. При этом о возникших трудностях нужно сообщить в службу техподдержки.

Заказчик (уполномоченный орган) также может опубликовать извещение в любых средствах массовой информации, включая электронные. Закон № 44-ФЗ не содержит запрета на это.

Одновременно с публикацией извещения заказчик (уполномоченный орган) может направить запросы о представлении котировок . В таком случае в рассылку включаются не менее трех лиц, которые могут реализовать требуемый предмет закупки (ч. 3 ст. 74 Закона № 44-ФЗ).

Однако есть ситуации, когда без направления запроса заказчику не обойтись. Это касается ситуаций, когда запрос котировок организуют:

  • либо для обеспечения деятельности заказчика на территории иностранного государства;
  • либо для оказания скорой медицинской помощи в экстренной или неотложной форме;
  • либо для нормального жизнеобеспечения граждан (ч. 4 ст. 74 Закона № 44-ФЗ).

Этап 4. Прием заявок

При приеме заявок нужно учитывать следующее.

1. Срок. Срок подачи заявок (ч. 1 ст. 77 Закона № 44-ФЗ). И даже если этот , участник, чью , подать повторную уже не сможет. Об этом сказано в письме Минэкономразвития России от 25 июня 2015 г. № Д28и-1916 (доведено письмом ФАС России от 29 июля 2015 г. № АЦ/38364/15).

Прием заявок прекращается в момент, когда:

  • начинается вскрытие конвертов с заявками участников и
  • происходит открытие доступа к заявкам, поданным в электронном виде (ч. 7 ст. 74 Закона № 44-ФЗ).

Заявки, полученные после, не рассматривают и в тот же день возвращают отправителям с уведомлением об этом (ч. 5 ст. 77 Закона № 44-ФЗ).

2. Форма. Участники могут подать заявку на участие в запросе котировок:

  • либо в письменной форме. При этом конверт с заявкой должен быть запечатан;
  • либо в электронной форме через ЕИС. При этом доступ к электронному документу должен быть закрыт до срока вскрытия конвертов, указанного в извещении (ч. 2 ст. 77 Закона № 44-ФЗ), а заявка - содержать усиленную электронную подпись (ч. 1 ст. 5 Закона № 44-ФЗ).

3. Количество. Любой претендент на заключение контракта может подать только одну заявку на участие в запросе котировок.

Но может случиться так, что:

  • один участник подаст две и более заявки. В таком случае их рассматривают и в тот же день возвращают отправителю с уведомлением об этом (ч. 4 ст. 78 Закона № 44-ФЗ);
  • до момента вскрытия конвертов не будет подано ни одной заявки. В таком случае запрос предложений признается несостоявшимся.

4. Подтверждение. Так, заказчик должен:

  • зарегистрировать каждую котировочную заявку в журнале ;
  • по требованию участника выдать расписку , в которой указать дату и время получения заявки;
  • отправить участнику подтверждение (в письменном или электронном виде) о получении заявки в форме электронного документа в день ее поступления.

Такой порядок устанавливает часть 3 статьи 77 Закона № 44-ФЗ.

Этап 5. Вскрытие конвертов с заявками (открытие доступа)

На этом этапе члены комиссии по проведению запроса котировок:

  • вскрывают конверты с заявками и
  • открывают доступ к заявкам, поступившим в электронной форме.

При вскрытии конвертов нужно объявить:

  • информацию о месте, дате, времени вскрытия конвертов;
  • наименование (фамилию, имя, отчество), почтовый адрес каждого участника, конверт которого вскрывается, его предложение цены контракта.

При этом нужно соблюсти следующие требования:

1. Процедуру вскрытия конвертов (открытия доступа к электронным заявкам) нужно проводить в том месте и в то время , которые указаны в извещении.

2. Участникам нужно обеспечить возможность присутствовать лично или через своих представителей при вскрытии конвертов с заявками (или при открытии доступа к электронным заявкам).

3. В ходе процедуры вскрытия конвертов и открытия доступа заказчик обязан обеспечить аудиозапись . Участники также могут вести аудио- и видеозапись вскрытия конвертов.

Об этом сказано в частях 1, 2, 5 статьи 78 Закона № 44-ФЗ.

Этап 6. Рассмотрение и оценка заявок

Все поступившие заявки нужно рассмотреть и оценить в (ч. 1 ст. 78 Закона № 44-ФЗ).

В процессе заседания комиссия рассматривает и обсуждает каждую заявку в отдельности. Результаты рассмотрения заявок необходимо отразить в .

Заявки должны содержать информацию об участнике (наименование организации или Ф. И. О. гражданина, место нахождения, банковские реквизиты и т. д.), а также:

  • предложение о цене контракта;
  • согласие исполнить условия контракта, которые указаны в извещении о проведении запроса котировок;
  • наименование и характеристики поставляемого товара;
  • документы, которые подтверждают право на получение преимуществ при участии в закупке;
  • ИНН учредителя (при наличии);
  • декларацию о принадлежности участника к СМП или СОНКО , если закупка проводится только среди таких участников;
  • документы (заверенные копии), которые подтверждают, что предлагаемый товар, работа или услуга соответствует условиям допуска, запретам на допуск, ограничениям допуска - если такие требования установлены.

Такой перечень указан в части 3 статьи 73 Закона № 44-ФЗ. Если же участник претендует на заключение энергосервисного контракта, он должен дополнительно указать сведения, приведенные в части 6 статьи 108 Закона № 44-ФЗ.

А вот указывать то, что участник - не офшорная компания, не нужно. Подтверждением этого будет сам факт подачи заявки на участие (ч. 3.1 ст. 73 Закона № 44-ФЗ). Ведь офшорным компаниям участвовать в закупках запрещено .

Комиссия отклоняет заявку в следующих случаях.

1. Заявка не соответствует требованиям, которые указаны в (в т. ч. единым требованиям или некоторым требованиям технического задания ).

Если в заявке нет данных о том, соответствует ли участник единым требованиям, то комиссия может проверить их любым доступным способом. Например, она может использовать общедоступные базы данных органов власти, реестры и другие официальные источники информации (письма Минэкономразвития России от 12 декабря 2014 г. № Д28и-2703, от 10 декабря 2014 г. № Д28и-2788).

Пример рассмотрения котировочной заявки

Объект закупки относится к лицензируемым видам деятельности. Участники должны иметь соответствующую лицензию.

Заказчик должен отклонить заявку, если необходимой лицензии нет. Но при этом он не может в извещении установить требование к участникам о представлении копии лицензии, поскольку она в состав заявки не включена (ч. 3 ст. 73 Закона № 44-ФЗ). Нельзя отклонить заявку из-за того, что такой копии нет.

Но заказчик может проверить наличие либо отсутствие лицензии другими способами. Например, он может направить запросы в лицензирующие органы, изучить реестры лицензий на официальных сайтах лицензирующих органов.

Совет: Если в итоге после проверки заявку отклонили из-за несоответствия конкретным критериям, то это целесообразно обосновать - на тот случай, если участник обратится с жалобой в ФАС России. То есть нужно быть готовым объяснить, почему принципиально наличие именно таких свойств товара.

2. Предложенная цена товаров (работ, услуг) превышает максимальную цену, которая указана в извещении о проведении запроса котировок.

3. Участник не представил:

  • документы на получение преимуществ при проведении закупки,
  • информацию о цене товара (работы, услуги) и
  • согласие исполнить условия контракта.

Отклонять котировочные заявки по другим основаниям нельзя.

Нужно ли отклонить заявку на участие в запросе котировок, если участник допустил арифметическую ошибку в итоговой сумме? Цены, предложенные по позициям товаров (работ, услуг), ниже, чем у других участников.

Нет, не нужно.

Закон № 44-ФЗ содержит . Отклонять котировочные заявки по другим основаниям нельзя (ч. 7 ст. 78 Закона № 44-ФЗ).

В рассматриваемой ситуации цена, которую предложил участник в котировочной заявке, не превышает цену в запросе котировок. Поэтому если она соответствует всем другим требованиям, которые содержит извещение о проведении запроса котировок, то оснований для ее отклонения нет.

Внимание! Если заказчик необоснованно отклонит заявку, которая содержит лучшее предложение, то результат закупки признают недействительным.

Также отклоненный участник сможет обратиться в суд за получением упущенной выгоды.

Так, Арбитражный суд Липецкой области удовлетворил подобный иск участника и взыскал с заказчика сумму неполученной участником прибыли (решение от 27 мая 2015 г. по делу № А36-6879/2014).

Такой порядок приведен в части 7 статьи 78 Закона № 44-ФЗ и разъяснен в пункте 5 письма Минэкономразвития России от 19 августа 2014 г. № Д28и-1616.

Победителем признается участник закупки, чья заявка:

  • отвечает всем требованиям, которые установлены в извещении о проведении запроса котировок;
  • содержит наиболее низкую цену товаров (работ, услуг).

Особые правила установлены для следующих случаев.

Ситуация 1. Несколько участников предложили одну и ту же (самую низкую) цену. В таком случае победителем признают того, чья котировочная заявка поступила раньше (ч. 6 ст. 78 Закона № 44-ФЗ).

Ситуация 2. Подана только одна заявка, которая соответствует всем требованиям. В таком случае запрос котировок признается несостоявшимся, и заказчик заключает контракт с участником, который подал эту заявку, как с единственным поставщиком (ч. 1 ст. 79, п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Ситуация 3. Котировочная комиссия признала только одну заявку соответствующей всем требованиям. В таком случае также запрос котировок признается несостоявшимся, и заказчик заключает контракт с участником, который подал эту заявку, как с единственным поставщиком (ч. 1 ст. 79, п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Ситуация 4. Котировочная комиссия отклонила все заявки. В этом случае необходимо продлить на четыре рабочих дня. Для этого нужно:

  • в течение одного рабочего дня после первоначального срока подачи разместить в ЕИС извещение о продлении срока;
  • направить запрос о подаче заявок на участие трем (или более) участникам, которые могут выполнить контракт.

Если после этого ни один участник не подаст заявку, закупку нужно провести снова. Но если есть одна заявка, которая соответствует всем требованиям, то нужно заключить контракт с ее автором.

Об этом сказано в частях 2, 3, 4 статьи 79 Закона № 44-ФЗ.

Протокол

В протоколе необходимо указать сведения:

  • о заказчике;
  • о существенных условиях контракта;
  • обо всех участниках, которые подали заявки на участие в запросе котировок;
  • о наиболее низкой предложенной цене товаров (работ, услуг);
  • об участнике, который предложил такую же цену, как и победитель, или об участнике, который предложил лучшие после победителя условия.

Такой перечень приводит часть 8 статьи 78 Закона № 44-ФЗ.

Протокол составляют в двух экземплярах и подписывают все члены комиссии. Один экземпляр остается у заказчика, второй - в течение двух дней необходимо передать победителю (ч. 8 ст. 78 Закона № 44-ФЗ).

Этап 7. Публикация протокола рассмотрения и оценки заявок. Разъяснение результатов

Подписанный необходимо разместить в ЕИС. Сделать это нужно в день подписания.

После этого участники могут обратиться с запросом о разъяснении результатов запроса котировок. Ответ на указанный запрос нужно дать в течение двух рабочих дней со дня его поступления. Такое правило содержит часть 10 статьи 78 Закона № 44-ФЗ.

Внимание! Если заказчик составит протокол с нарушением установленных требований или не разместит его вовремя в ЕИС, то есть риск административной ответственности.

Так, часть 2.1 статьи 7.30 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение требований к содержанию протокола, составленного в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя). На контрактного управляющего (сотрудников контрактной службы) могут наложить штраф в размере 10 000 руб.

Об этом заказчикам напоминает и Минэкономразвития России в своем письме от 18 февраля 2015 г. № ОГ-Д28-2117.

Этап 8. Заключение контракта

По итогам запроса котировок заказчик заключает с победителем контракт. Это нужно сделать не ранее чем через семь и не позднее чем через 20 дней с даты подписания (ч. 13 ст. 78 Закона № 44-ФЗ). Течение срока определяется в календарных днях.

Обоснование: Закон № 44-ФЗ в части 13 статьи 78 не уточняет, в каких днях (рабочих или календарных) нужно исчислять установленный срок. Однако об этом свидетельствует следующее.

1. В ряде случаев Закон № 44-ФЗ четко указывает, что для определения срока нужно учитывать рабочие дни (ч. 6 ст. 44, ч. 3 ст. 45, ч. 4 ст. 49, ч. 21 ст. 68 Закона № 44-ФЗ). То есть если срок не установлен в рабочих днях специально, то его нужно исчислять в календарных днях. Поэтому при определении даты, не ранее которой заказчик должен заключить контракт, нужно учитывать выходные дни.

2. В общих положениях Гражданского кодекса РФ о порядке определения срока указано: «Течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало» (ст. 191 ГК РФ). Если последний день срока приходится на нерабочий (выходной) день, днем окончания срока считается следующий за ним рабочий день (ст. 193 ГК РФ).

В ситуации, когда Закон № 44-ФЗ не указывает порядок определения срока, надо применять положения Гражданского кодекса РФ (ст. 2 Закона № 44-ФЗ). То есть при определении даты, не ранее которой заказчик должен заключить контракт, нужно учитывать выходные дни. Этот вывод подтверждает арбитражная практика - см., например, постановления ФАС Московского округа от 31 августа 2010 г. № КГ-А40/9259-10, ФАС Западно-Сибирского округа от 6 декабря 2007 г. № Ф04-8394/2007(40728-А45-31). Несмотря на то что приведенные постановления относятся к периоду действия Закона № 94-ФЗ, эту практику можно использовать и сейчас. Сделанные в ней выводы не противоречат действующему законодательству.

Победитель вместе с подписанным контрактом должен передать заказчику:

  • заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации (для иностранных организаций).

Если победитель не представит эти документы в срок, указанный в извещении, то его необходимо признать уклонившимся от заключения контракта.

В таком случае заказчик заключает контракт с участником, который предложил:

  • либо такую же цену, как и победитель;
  • либо лучшую цену после победителя (если она не превышает НМЦК и такую цену, как победитель, больше никто не предложил).

Если такой участник откажется от заключения контракта, то его также признают уклонившимся от заключения контракта.

Об этом сказано в частях 11, 12 статьи 78 Закона № 44-ФЗ.

На запрос котировок подана всего 1 заявка. Как заключить контракт с участником-автором, который подал единственную заявку на запрос котировок, и в какие сроки, узнайте из нашего материала.

На запрос котировок подана 1 заявка

Запрос котировок – один из конкурентных методов определения поставщика в рамках осуществления государственных закупок по 44-ФЗ. Запрос котировок - это довольно популярная процедура, так как позволяет быстро найти исполнителя по контракту, затратив на это минимум материальных и временных ресурсов. Запрос котировок проводится без осуществления тендерного отбора и возможен только для контрактов на сумму не более 500 тысяч рублей.

Запрос котировок является удобной процедурой как для заказчиков, так и для исполнителей, однако и здесь не исключены сложности. Многие заказчики сталкиваются с трудностями, когда при проведении запроса котировок на конкурс была подана всего 1 заявка. Нужно ли в таком случае заключать контракт с участником, подавшим единственную заявку, или необходимо признавать тендер несостоявшимся? Закон 44-ФЗ содержит четкий механизм действий для заказчика на случай, когда при запросе котировок была подана всего 1 заявка.

Отсутствие заявок или единственная заявка в запросе котировок

В обоих случаях (поступила единственная заявка или только 1 заявка соответствует требованиям) перед тем, как начать процедуру заключения контракта с единственным поставщиком, необходимо признать тендер несостоявшимся ().

Важно

Согласование контракта с единственным поставщиком по результатам несостоявшегося запроса котировок не требуется. После признания тендера несостоявшимся можно приступать к процедуре заключения контракта в оговоренные сроки без получения разрешения от контролирующего органа.

Порядок заключения контракта с автором единственной заявки

Заключение контракта с участником, подавшим заявку, соответствующую требованиям, по процедуре работы с единственным поставщиком является обязанностью заказчика. Это значит, что заказчик не имеет права отказать автору единственной заявки в заключении государственного контракта.

Порядок действий заказчика, если на запрос котировок подана единственная заявка:

  1. Сбор заявок (включая период возможного продления срока тендера);
  2. Проверка единственной заявки котировочной комиссией;
  3. Составление протокола проверки и размещение его в единой информационной системе;

Контракт по статье 93 Закона 44-ФЗ должен быть заключен в сроки:

  • не ранее, чем спустя 7 дней с момента размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения заявок запроса котировок
  • не позднее 20 дней с момента подписания протокола.

Закон предусматривает для заказчика возможность отменить процедуру запроса котировок, однако это не может быть сделано в том случае, если уже было принято решение о допуске одной или нескольких заявок. В случае, когда заказчик пытается уйти от заключения контракта, потенциальный поставщик может обратиться в Федеральную антимонопольную службу или суд для признания действий заказчика незаконными.

Самые актуальные новости и разъяснения экспертов по острым темам в сфере госзакупок в журнале «Госзакупки.ру»

Запрос котировок – конкурентный способ выбора поставщика для госзакупок, предусмотренный федеральным законом 44-ФЗ. Простой, и потому популярный. В этой статье рассмотрим особенности его процедуры, разберем пошагово, как участвовать поставщику, и как сделать так, чтобы заявку не отклонили. Материал будет полезен тем, кто ни разу не участвовал в данном способе закупки.


Запрос котировок – самый подходящий вариант для начала тендерной деятельности. Он применяется для некрупных закупок, до 500 тысяч рублей, процедура его проста, понятна и четко регламентирована: поставщик находит интересную ему закупку на сайте ЕИС, рассматривает извещение с условиями контракта и присылает заказчику письмо со своим ценовым предложением. Данный вид тендеров относится к "бумажным" – проходит не в электронной форме на ЭТП, а путем заполнения бумажной заявки и физической передачи ее заказчику. Все полученные конверты вскрываются в один день, и победителем выбирается тот, кто предложил самую низкую цену, без дальнейших торгов.

Почему запрос котировок удобнее других методов выбора поставщика

Участвовать в запросе котировок проще, чем в более крупных торгах, по ряду причин:

  • Не нужна цифровая подпись.
  • Нет платы за участие – обеспечения заявки.
  • Заявки можно подавать, пока комиссия не начала вскрывать конверты.
  • Нужно готовить меньше документов.
  • Нет наказания за демпинг даже при снижении цены больше чем на 25%.

Единственный минус запроса котировок для поставщика – нельзя узнать, что было в других заявках, даже когда они уже вскрыты. Это оставляет заказчику возможность выбрать победителем “своего”. Чтобы такого не случилось, лучше лично присутствовать при вскрытии конвертов.


Заказчики предпочитают запрос котировок, потому что это быстро: всю процедуру от публикации извещения до подписания контракта можно провести примерно за 3 рабочих недели. Однако на объем закупок, проводимых таким способом, накладываются ограничения: за год они должны составлять не более 10% всех закупок заказчика, на сумму не выше 100 миллионов рублей.

Шаг 1. Ищем подходящие тендеры

Самостоятельный поиск любых государственных закупок осуществляется через единую информационную систему. Заказчики обязаны публиковать в ней все тендеры: и “электронные”, и “бумажные”.


Чтобы отфильтровать интересные закупки, на главной странице сайта нажимаем на лупу в конце строки поиска, затем выбираем “расширенный поиск”.

рис.1 Поисковая строка ЕИС в сфере закупок



рис.2 Выбор расширенного поиска


Вбиваем нужные параметры. Например, 44-ФЗ, способ закупки, указываем регион, свою сферу деятельности и выбираем этап “Подача заявок”.



рис.3 Выбор параметров

Как поставщику оценить эффективность участия в запросе котировок?

Очевидно, что в закупке целесообразно участвовать тогда, когда возможная прибыль превышает предполагаемые расходы. Как это спрогнозировать и просчитать?

  • Само участие в любой закупке, проводимой запросом котировок, бесплатное. Однако заказчик может потребовать предоставить обеспечение исполнения контракта. Наличие какого условия нужно искать в извещении. К этой сумме добавляем затраты на подготовку заявки и консультационные услуги, если необходимы.
  • Противовесом этих расходов будет оплата по контракту – сумма, которую вы сами укажете в заявке. Стоит учитывать, что в запросе котировок побеждает тот, кто предложил наименьшую цену. Поэтому сумма контракта состоит из себестоимости товаров (работ/услуг) и размера минимальной чистой прибыли, при которой вы готовы взяться за заказ.

Шаг 2. Изучаем котировочную документацию

В нее должно входить:

  • Извещение о проведении закупочной процедуры. В нем есть идентификационный код закупки, информация о заказчике, указано, требуется ли обеспечение контракта, где и когда пройдет подведение итогов, требования к поставщику и список документов, которые ему нужно предоставить.
  • Описание объекта закупки.
  • Обоснование начальной максимальной цены (нельзя предлагать цену выше этой).
  • Форма для заполнения заявки.
  • Проект контракта.

Шаг 3. Заполняем и подаем заявку

В запросе котировок, как и в других тендерах, любая неточность в заявке грозит ее отклонением. Поэтому следует внимательно изучить извещение о закупке, проект контракта и требования из части 3 статьи 73 44-ФЗ.


Что интересно, закон разрешает подавать заявку на запрос котировок в электронной форме. Но предусмотрено это только через систему ЕИС, в которой такой функционал пока отсутствует. Хотя некоторые заказчики допускают подачу через электронную почту, но только если заявка подписана усиленной неквалифицированной электронной подписью.


Форма заявки содержится в извещении о закупке. Ее нужно скачать, заполнить, распечатать и упаковать в конверт. Пройдемся по пунктам, которые могут вызвать вопросы:

  • Наименование и характеристики товара. Должны быть сформулированы максимально конкретно, без перечислений и диапазонов значений: никаких “стол из пластика или дерева, или ПВХ шириной 70-80 см”. Исключением является случай, когда диапазон и является конкретным значением. Например, указать “гравий фракцией 20 см” – ошибка. Элементы гравия не могут все быть одинакового размера, поэтому указывается характеристика из ГОСТа – “фракцией 20-30 см”. При этом параметры товаров в заявке должны оставаться в рамках диапазонов, указанных заказчиком.
  • Документы, подтверждающие право на получение преимуществ. Для этого необходимо приложить требование о предоставлении преимуществ и копию устава.
  • Реквизиты с ИНН учредителей и директоров. Прикладывать свидетельства не нужно – можно просто написать номера.

Заявку распечатывают на фирменном бланке, подписывают у руководителя, ставят печать. Остальные документы, предусмотренные извещением, оформляются приложениями.



рис.4 Образец заполнения котировочной заявки


Листы заявки упаковывают в конверт, на нем указывают номер извещения, наименование и адрес заказчика. Указывать отправителя не нужно, это информация должна оставаться конфиденциальной до момента определения победителя. Также желательно прямо на конверте написать дату процедуры вскрытия, чтобы секретарь заказчика, занимающийся корреспонденцией, случайно не вскрыл его раньше.

Шаг 3. Отправляем заявку заказчику

Как уже упоминалось, на сегодняшний момент котировочную заявку нельзя отправить онлайн – только по почте, курьером или с уполномоченным представителем. Последний должен не забыть взять паспорт и доверенность, проследить, чтобы заказчик зарегистрировал заявку в журнале, и затребовать расписку о получении с указанием даты и времени.


Учитывая, что заявки на запрос котировок принимаются пока комиссия не приступила к вскрытию конвертов, а непосредственно перед этим предоставляется дополнительная возможность, есть смысл приезжать к заказчику незадолго до подведения итогов и заодно оставаться на процедуру.

Как изменить или отозвать заявку на запрос котировок?

По закону изменить или отозвать котировочную заявку можно только если заказчик решил поменять условия закупки. Если же ничего не менялось, а у вас такая необходимость все-таки возникла, подайте еще одну заявку на тот же запрос. Заказчик обязан вернуть без рассмотрения все поданные участником заявки, если их поступило больше одной.

Шаг 4. Определение победителя

Вскрытие конвертов с заявками от всех участников и выбор победителя закупки проводятся в один день. Заказчик обязан вести аудиозапись процедуры, а комиссия громко и четко озвучивать:

  • где, когда и во сколько проходит вскрытие;
  • наименование и адрес участника;
  • предложенную им цену.

Побеждает участник, который предложил самую низкую цену, если его заявка соответствует всем требованиям. Если таких участников несколько, победителем признается тот из них, кто подал заявку раньше.


По итогам процедуры заказчик составляет протокол рассмотрения и оценки заявок и выкладывает его в ЕИС. Соответственно, если вы не присутствовали на вскрытии конвертов, то сможете узнать, кто выиграл тендер, после публикации. Если итоги закупки вызывают вопросы, можно обратиться к заказчику за разъяснением результатов – письменно или по электронной почте.

Шаг 5. Заключаем договор

Если вы победили в запросе котировок, заказчик направляет вам проект контракта, заполненный условиями из извещения и предложенной вами ценой, в течение 2 рабочих дней. Подписать его можно не раньше, чем через 7 дней. Однако если прошло 20 дней с даты подписания протокола, а контракт еще не подписан, участник считается уклонившимся. В этом случае тендер отдается поставщику, занявшему второе место. Если уклонился и этот, заказчик проводит запрос котировок повторно.

Что значит «несостоявшийся запрос котировок»?

Если в ЕИС у тендера выставлен статус «несостоявшийся запрос котировок», это вовсе не значит, что закупка не осуществлена. Несостоявшимся он признается в двух случаях:

  • всего одна заявка соответствует требованиям;
  • все заявки отклонены.

В первом случае заказчик заключает контракт с единственным поставщиком. В последнем срок подачи заявок продлевается еще на 4 дня, а заказчик приглашает к участию не менее 3 потенциальных поставщиков.


Надеемся, что эта статья поможет вам справиться с котировочной документацией и получить выгодный госзаказ. Поиск и анализ тендеров с нами быстрей и проще , присоединяйтесь.