Урок № 7. В 7 классе

Тема: « Персональный компьютер как система. Объекты и системы»

Цели:

Образовательная:

    закрепить представления школьников о системах объектов;

    дать представление о пк как о системе;

    проверить знания по теме «объекты и системы»

Развивающая:

    развивать логическое мышление, память, внимание, умение сравнивать и анализировать, умение

применять полученные знания и навыки при выполнении практических упражнений ;

Воспитательная :

    формировать совокупность универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться, т.е

обрабатывать информацию;

    формировать информационную культуру школьников;

    формировать более глубокое представление о системах объектов и их особенностях;

    формировать мировоззренческие позиции;

Оборудование:

    компьютер,

    доска

    проектор

Программное обеспечение

    презентация

    мультимедийный проектор, компьютер

Тип урока:

    объяснительно-демонстрационный

Ход урока

    Организационный момент

Проверка присутствующих на уроке, подготовка учащихся к уроку.

    Проверка домашнего задания

    Учебник: §1.7.

    Рабочая тетрадь: визуальна проверка выполнения заданий: с. 25-26 № 41,42

    Повторение прошлого материала

    Дать понятие «Черный ящик»

    Привести пример взаимодействия системы и среды. Укажите входы и выходы

системы.

    Изучение нового материала

Один из объектов, которые, мы с вами рассматриваем на уроках информатики – это ПК, поэтому сегодня мы рассмотрим ПК как систему.

Вспомним: система - это целое, состоящее из частей, взаимосвязанных между собой. Части, образующие систему, называются её элементами, т.е. ПК состоит из определенных частей, с помощью которых он может выполнять какие – то действия, а именно качественно работать с информацией.

Если мы посмотрим на систему ПК, то мы можем выделить в нем 3 подсистемы: аппаратное обесп., программное обесп., информационные ресурсы. ОС – самая главная программа ПК.

Прикладные программы – создание изображения, текстов, видео.

Инструментальное по – разработка других программ, которые будут выполнять наши требования.

ПК является частью системы «Человек - пк», для того, чтобы человек мог нормально работать за ПК, мог его понимать, должны быть средства, которые обеспечивают взаимосвязь между объектами системы – это объект – человек, объект – ПК. Средства, обеспечивающие взаимосвязь между человеком и компьютером – это интерфейс.

Интерфейс можно разделить на 4 группы.

Если бы ПК показывал нам информацию такую, какую видит сам, т.е.101000, мы бы ничего не поняли. Благодаря тому, что есть ос, которые преобразуют 101100 в вид, привычный нам, мы можем нормально работать за ПК.

    Обобщение нового материала ПК – система – включающая подсистемы аппаратного обеспечения, программного обеспечения и информационных ресурсов.

ПК – подсистема системы «человек - компьютер».

Средства, обеспечивающие взаимосвязь между объектами этой системы, называют интерфейсом.

Пользовательский интерфейс – это взаимодействие человека и компьютера.

    Закрепление нового материала

Рабочая тетрадь: с. 35 № 48

    Контрольная работа

Критерии оценивания:

1-3 –(0-49%) - 2

4 – (50-70%) - 3

5 - (71-85%) - 4

6-7 - (86 – 100%) – 5

Часть 2:

Тест 1

Вариант 1.

1. Закончите предложение: «Любая часть окружающей действительности, воспринимаемая человеком как единое целое, называется …»

    понятием

    объектом

    предметом

    системой

2. Отметьте единичные имена объектов:

    машина

    береза

    Москва

    Байкал

    Пушкин А.С.

    операционная система

    клавиатурный тренажер

    Windows XP

3. Отметьте объекты операционной системы:

    рабочий стол

    окно

    папка

    файл

    компьютер

    свойства

    размеры

    поведение

    состояние

    действия

5. Укажите отношение для пары «процессор и системный блок»:

    является элементом множества

    входит в состав

    является разновидностью

    является причиной

6. Отметьте природные системы:

7. Укажите подсистемы, входящие в систему «Аппаратное обеспечение персонального компьютера»:

    устройства ввода информации

    операционная система

    прикладные программы

Вариант 2.

Закончите предложение: «Целое, состоящее из частей, взаимосвязанных между собой, называется …»

    понятием

    объектом

    предметом

    системой

2. Отметьте общие имена объектов:

    машина

    береза

    Москва

    Байкал

    Пушкин А.С.

    операционная система

    клавиатурный тренажер

    Windows XP

3. Отметьте объекты классной комнаты:

    рабочий стол

    окно

    папка

    файл

    компьютер

4. Отметьте признаки, которые могут быть указаны в сообщении об объекте:

    свойства

    поведение

    состояние

    возможности

    действия

5. Укажите отношение для пары «графический редактор и MS Paint »:

    является элементом множества

    входит в состав

    является разновидностью

    является причиной

6. Отметьте технические системы:

    Солнечная система

    футбольная команда

    растение

    компьютер

    автомобиль

    математический язык

7. Укажите подсистемы, входящие в систему «Программное обеспечение персонального компьютера»:

    устройства ввода информации

    устройства хранения информации

    операционная система

    прикладные программы

    Подведение итога урока

Сообщить оценки учащимся, подвести итог урока.

    Домашнее задание Учебник: Читать §1.8.Рабочая тетрадь: с.36 № 50


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА

Предмет :

Информатика

Класс

Тема урока :

Персональный компьютер как система

Цель урока:

1) расширить и обобщить представления школьников о системах объектов;

2) дать представление о персональном компьютере как о системе;

3) освоить новые приемы создания графических объектов.

Тип урока:

Урок изучения нового материала

Средства достижения цели:

Использование на уроке технологии развития критического мышления, использование активного конспекта для навигации действий обучающихся

Планируемые результаты :

Предметные

Метапредметные

Личностные

Обучающиеся научатся:

    Представлять о персональном компьютере как системе, надсистемах и подсистемах ПК;

    называть основные устройства персонального компьютера и их актуальные характеристики;

    Анализировать окружающие объекты с точки зрения системного подхода;

    Понимать назначения основных устройств персонального компьютера;

    Понимать роль компьютера в жизни современного человека,

    Понимать значения навыков работы на компьютере для учебы и жизни;

    Понимать необходимость использования системного подхода в жизни.

Проблема урока:

Обучающиеся испытывают затруднения в

Основная идея урока:

Основные понятия, изучаемые на уроке

Система, надсистема, интерфейс.

Вид используемых на уроке средств ИКТ

ПК, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация

Образовательные интернет-ресурсы

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

1. ЭТАП – ВЫЗОВ Основные задачи этапа:

1. Актуализация имеющихся знаний, способов действия;

2. Пробуждение интереса к получению новой информации;

3. Постановка учеником собственных целей обучения

Деятельность учителя

1. Вступительное слово учителя

1. Так как эта тема завершает раздел «Объекты и системы», в начале урока на 5- 7 минут проводится тестовая работа.

2. Работа по формулированию проблемы урока.

Вопросы:

1. П еречисли основные устройства компьютера.

2. Какие дополнительные (периферийные) устройства можно подключать к компьютеру?

3. Какие данные можно обрабатывать с помощью компьютера и что для этого нужно?

4. В чем проявляется системный эффект при работе ПК?

Вывод:

Компьютер – это сложный объект, состоящий из множества устройств, для его работы требуются программы, значит его можно рассматривать------

Следовательно тема нашего урока:

Назовите цели урока:

Узнать

Научиться

Понять

Деятельность обучающихся

1. Ученики выполняют тест, проверяют, выставляют баллы

2. Формулировка проблемы урока:

Ученики отвечают на вопросы учителя:

1. Системный блок, монитор, клавиатура, мышь, процессор и память;

2. Принтер, видеокамера, проектор, сканер и другие устройства;

3. Можно обрабатывать числовые, графические, текстовые и мультимедийные данные с помощью программ;

4. Каждая деталь или программа в отдельности не имеют того свойства, которое имеет вся система «персональный компьютер», а именно - работать и обрабатывать информацию.

Как систему;

Тема урока « Персональный компьютер как система»

Учащиеся формулируют цели:

- как функционирует система «персональный компьютер»

- определять надсистемы и подсистемы ПК

- что такое интерфейс и какими бывают его виды.

2. ЭТАП Проблемное объяснение нового знания

задача этапа: Активная работа с разнообразными источниками информации: активным конспектом, с учебником, материалами Интернета, направленная на решение проблемы урока.

Деятельность учителя

    Как функционирует персональный компьютер в качестве системы, выясним что в ПК служит надсистемой, а что подсистемой.

    Пообщайся с учебником. Узнай, что такое интерфейс и какими бывают его виды. Выполни упражнение.

    Выполни задание на компьютере:

Деятельность обучающихся

    Видео

    Читают учебник на с. 40-41, выполняют № 71 , объясняют выполнение задание, проводят сверку своих ответов с верным шаблоном заполнения схемы, выставляют баллы .

    Пр. №5 Задание №6

3. ЭТАП Рефлексия

Стадия рефлексии (размышления) позволяет учащимся закрепить новые знания и перестроить свое первичное представление об изучаемом материале. Таким образом, происходит целостное осмысление и “присвоение” нового знания, формирование собственного отношения к изучаемому материалу.

Деятельность учителя

Вам было легко или были трудности?

Что у вас получилось лучше всего и без ошибок?

Какое задание было самым интересным и почему?

Удалось ли вам достичь целей, которые вы поставили себе в начале урока?

Как бы вы оценили свою работу?

Вопросы для закрепления.

Какие устройства входят в состав системного блока?

Какие характеристики процессора вы знаете?

Что такое тактовая частота?

Что такое разрядность процессора?

В чем отличие оперативной и внешней памяти.

Почему жесткие диски называют «винчестерами»?

Оценка – средний балл за все задания на уроке

Деятельность обучающихся

4. ЭТАП Домашнее задание. Учебник: §6 РТ: № 69, 73

  • Одним из объектов, рассматриваемых на уроках информатики, является персональный компьютер. Его можно рассматривать как систему, состоящую из подсистем:

  • «аппаратное обеспечение»,

  • «программное обеспечение»,

  • «информационные ресурсы».



Аппаратное обеспечение

Подсистема аппаратного обеспечения выступает в качестве надсистемы для устройств ввода, обработки, хранения и вывода информации.

Операционная система

Операционная система - подсистема программного обеспечения и надсистема, в состав которой входят системные и служебные программы.

Система информационных ресурсов

Система информационных ресурсов включает в себя системы текстовых и графических файлов, звуковых файлов, файлов с видеоинформацией и т. д.

человек - компьютер интерфейсом .

Персональный компьютер является частью системы «человек - компьютер ». Средства, обеспечивающие взаимосвязь между объектами этой системы, называют интерфейсом .

Различают аппаратный, программный, аппаратно-программный и пользовательский интерфейсы.


  • Аппаратный интерфейс - взаимодействие между устройствами компьютера; обеспечивается производителями этого оборудования.

  • Программный интерфейс - взаимодействие (совместимость) программ между собой, а также программного обеспечения и информационных ресурсов; обеспечивается разработчиками программного обеспечения.

  • Аппаратно-программный и пользовательский интерфейс обеспечиваются операционной системой компьютера.


Аппаратно-программный интерфейс - взаимодействие аппаратного и программного обеспечения компьютера.

Пользовательский интерфейс - взаимодействие человека и компьютера. Пользовательский интерфейс на основе меню предлагает возможность выбора управляющей команды из меню (списка команд). В графическом интерфейсе компьютерные объекты представляются небольшими рисунками (значками). Нужный значок выбирают с помощью мыши. Кроме значков используются также тексты (для подсказок) и меню (для выбора команд).


Трехмерный интерфейс позволяет осуществлять навигацию в трехмерном компьютерном пространстве. Указав мышью на дверь виртуального музея, можно в него войти. В виртуальном зале можно оглядеться, подойти к любой картине и рассмотреть ее более подробно. Такой интерфейс имитирует реальный мир.




Компьютер как надсистема Персональный компьютер Аппаратное обеспечение Устройства ввода Устройства обработки Устройства хранения Устройства вывода Информационные ресурсы Текстовые файлы Графические файлы Звуковые файлы Файлы с видеоинформацией Программное обеспечение Операционна я система Системные программы Служебные программы Прикладные программы Операционная система




Программное обеспечение Операционная система Пакет программ, управляющих работой компьютера и обеспечивающих взаимодействие между человеком и ПК Прикладные программы программы, предназначенные для решения задач в различных сферах деятельности человека (бухгалтерские программы, текстовые и графические редакторы, базы данных, экспертные системы, переводчики, энциклопедии, обучающие, тестовые и игровые программы и т. д.) Инструментальные среды Языки программирования Файл Информация в долговременной памяти, воспринимаемая как единое целое и имеющая имя.




Информационные ресурсы Система информационных ресурсов включает в себя подсистемы текстовых и графических файлов, звуковых файлов, файлов с видеоинформацией и т.п. Информационные ресурсы Текстовые файлы Графические файлы Звуковые файлы Файлы с видеоинформацией


«Человек + компьютер» как система Интерфейс (от англ. interface поверхность раздела, перегородка) совокупность средств, методов и правил взаимодействия (управления, контроля и т. д.) между элементами системы. Аппаратный интерфейс - взаимодействие между устройствами ПК Программный интерфейс - взаимодействие (совместимость) программ между собой, программного обеспечения и информационных ресурсов. Аппаратно-программный интерфейс - взаимодействие аппаратного и программного обеспечения Пользовательский интерфейс - взаимодействие человека (пользователя ПК) и компьютера. (ОС)










Самое главное Пользовательский интерфейс - взаимодействие человека (пользователя ПК) и компьютера (окна, меню, элементы управления) ПК – система, включающая подсистемы аппаратного обеспечения, программного обеспечения и информационного ресурса Интерфейс – совокупность средств, обеспечивающих взаимодействие между объектами этой системы (между человеком и компьютером) Пользователь ПК- человек, работающий с ПК ПК – подсистема системы «Человек – Компьютер». !!


Работа 5 (задания 4-6) стр Файлы для работы: Prog\6 класс\Практикум 5 Сохранение: Личная сетевая папка\ Практикумы\Практикум 5\ 3 файла Практическая работа
Вопросы и задания 1.В состав каких систем входит подсистема «компьютер»? Для каких систем компьютер является надсистемой? 2.Назовите надсистему для объекта «принтер». В каком отношении находятся объекты «принтер» и «струйный принтер»? 3.Что такое интерфейс? 4.Что вы знаете о пользовательском интерфейсе? 5.Укажите входы и выходы для системы «компьютер». ??

Конспект урока по информатике и ИКТ Персональный компьютер как система (7 класс, учебник Босова Л.Л.). На данном уроке ученикам предлагается с иной точки зрения взглянуть на объект компьютер.

Цели урока:
— закрепить представления школьников о системах объектов;
— дать представление о персональном компьютере как о системе;
— проверить знания по теме «Объекты и системы».

Основные понятия:
— аппаратное обеспечение;
— программное обеспечение;
— информационные ресурсы;
— интерфейс.

Используемые на уроке средства ИКТ:
— персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;
— ПК учащихся.

ЦОР
— презентация «Персональный компьютер как система»

Особенности изложения содержания темы урока

1. Организационный момент (1 минута)
Приветствие учащихся, сообщение темы и целей урока.

2. Повторение (7 минут)
1) проверка изученного материала по вопросу 4 к.
2) проверка выполнения домашнего задания в РТ № 41-42,43,45 на стр. 25-33
3) рассмотрение заданий, вызвавших затруднения при выполнении домашнего задания.

3. Изучение нового материала (20 минут)
На данном уроке ученикам предлагается с иной точки зрения взглянуть на объект компьютер. Объяснение материала осуществляется с использованием презентации «Персональный компьютер как система», в форме беседы.
1 слайд - Название презентации;
2 слайд - Компьютер как система;
3 слайд - Подсистемы персонального компьютера;
4 слайд - Аппаратное обеспечение;
5 слайд - Программное обеспечение;
6 слайд - Информационные ресурсы;
7 слайд - Интерфейс;
8 слайд - Аппаратный интерфейс;
9 слайд - Программный интерфейс;
10 слайд - Аппаратно-программный интерфейс;
11 слайд - Пользовательский интерфейс;
12 слайд - Самое главное;
13 слайд - Давайте обсудим (вопросы);
14 слайд - Завершите изображение структуры системы «персональный компьютер» (РТ №47);
15 слайд - Внесите необходимые дополнения в схему (РТ №48);

4. Проверочная работа (тестирование) (15 минут)
Для проведения тестирования по теме «Объекты и системы» в письменном виде нужно заранее распечатать готовые тесты.
При выставление оценок придерживайтесь следующих соотношений:
50-70% — 3;
71-85% — 4;
86-100% — 5.
На усмотрение учителя требования можно снизить.

Тесты

Вариант 1
1. Закончите предложение: «Любая часть окружающей действительности, воспринимаемая человеком как единое целое, называется …»
o понятием
o объектом
o предметом
o системой
2. Отметьте единичные имена объектов:
 машина
 береза
 Москва
 Байкал
 Пушкин А.С.
 операционная система
 клавиатурный тренажер
 Windows XP
3. Отметьте объекты операционной системы:
 рабочий стол
 окно
 папка
 файл
 компьютер

 свойства
 размеры
 поведение
 состояние
 действия
5. Укажите отношение для пары «процессор и системный блок»:

o входит в состав
o является разновидностью
o является причиной
6. Отметьте природные системы:
 Солнечная система
 футбольная команда
 растение
 компьютер
 автомобиль
 математический язык
7. Укажите подсистемы, входящие в систему «Аппаратное обеспечение персонального компьютера»:


 операционная система
 прикладные программы

Вариант 2
Закончите предложение: «Целое, состоящее из частей, взаимосвязанных между собой, называется …»
o понятием
o объектом
o предметом
o системой
2. Отметьте общие имена объектов:
 машина
 береза
 Москва
 Байкал
 Пушкин А.С.
 операционная система
 клавиатурный тренажер
 Windows XP
3. Отметьте объекты классной комнаты:
 рабочий стол
 окно
 папка
 файл
 компьютер
4. Отметьте признаки, которые могут быть указаны в сообщении об объекте:
 свойства
 поведение
 состояние
 возможности
 действия
5. Укажите отношение для пары «графический редактор и MS Paint»:
o является элементом множества
o входит в состав
o является разновидностью
o является причиной
6. Отметьте технические системы:
 Солнечная система
 футбольная команда
 растение
 компьютер
 автомобиль
 математический язык
7. Укажите подсистемы, входящие в систему «Программное обеспечение персонального компьютера»:
 устройства ввода информации
 устройства хранения информации
 операционная система
 прикладные программы

5. Подведение итогов урока. Сообщение домашнего задания. Выставление оценок (2 минуты)
Домашнее задание. § 1.7, РТ: № 50 (стр. 36).

Указания, комментарии, ответы и решения
Задания в рабочей тетради
№ 47 (стр. 34) – аппаратное обеспечение, информационные ресурсы, программное обеспечение.
№ 48 (стр. 35) – аппаратный, программный, аппаратно-программный; меню, графический, трехмерный.

Ответы на тесты
Вариант 1
1. Объектом.
2. Москва, Байкал, Пушкин А.С., Windows XP.
3. Рабочий стол, окно, папка, файл.

5. Входит в состав.
6. Солнечная система, растение.
7. Устройства ввода информации, устройства хранения информации.
Вариант 2
1. Системой.
2. Машина, береза, операционная система, клавиатурный тренажер.
3. Рабочий стол, окно, папка, компьютер.
4. Свойства, поведение, состояние, действия.
5. Является разновидностью.
6. Компьютер, автомобиль.
7. Операционная система, прикладные программы.

Весь материал находится в архиве.

Архив включает в себя:
— конспект,
— презентация,
— тесты.