В предыдущих публикациях уже затрагивалась тема стоп-сигнала с динамической подсветкой, вернее, был упомянут вариант стоп-сигнала с бегущими огнями. Смотрите статью «Стоп-сигнал бегущие огни». Некоторые удовольствуются обычным миганием стоп-сигналов. В потоке это будет привлекать взгляды других участников движения. И есть даже преимущество такого варианта - сложность схемы будет достаточно невысока. Именно о мигающем сигнале и пойдет речь в этой статье.

Итак, упрощённый мигающий стоп-сигнал очевидно уступает в зрелищности использования своему старшему брату, но и сделать такой вариант заметно проще. Нет худа без добра. Между тем, есть некоторый момент юстировки в данном случае, а именно подстройка частоты мигания светодиодов. Управлять этим можно, используя конденсаторы различной ёмкости. От слов к делу - обратимся к электрической схеме

Мигающий стоп-сигнал своими руками может быть сделан на основе уже известной нам схемы стоп-сигнала с бегающими огнями, о которой рассказывалось в предыдущих выпусках. Схема основана на микросхеме КА561ЛА7, на 2 из ее элементах организован мультивибратор. Для получения более качественного цифрового сигнала на выходе третий элемент микросхемы используется как инвертор, играющий роль сепаратора аналоговой схемы и мультивибратора. Как мы упоминали выше, частота мигания напрямую зависит от ёмкости конденсатора. Зависимость обратная - чем выше ёмкость конденсатора, тем медленнее происходит мигание. С другой стороны, конденсатор с меньшей ёмкостью обеспечит более высокую частоту мигания. Наравне с этим, резистор, находящийся в цепи конденсатора, также имеет некоторое влияние на частоту - через него происходит цикл перезарядки конденсатора.

Теперь расскажем о том, как работает силовая часть схемы. Управляющий сигнал поступает на базу транзистора КТ816Б. В течение положительного полупериода транзистор превращается в проводник, пропуская через себя электрический ток. Благодаря этому, на выходе транзистора получаем гораздо большую мощность, чем мы могли бы получить, используя только микросхемы.

Это значит, что питания будет достаточно для подключения цепи светодиодов. В качестве предохранителя, или стабилизатора напряжения, рекомендована микросхема КР142ЕН 5 Б. Как известно, в таком случае стабилизация напряжения будет осуществлена на уровне 5 В. Подробнее в статье «Как получить 5 вольт из 12 вольт»

Таким образом, при подаче питания на схему подключённые светодиоды будут моргать с частотой, определённой конденсатором и резистором управляющей цепи.

Если ваш штатный стоп-сигнал запитан от 12 В, то схема КР142ЕН 5 Б будет не нужна. Вместо этого для упрощения можно подключиться к эмиттеру транзистора в качестве положительной клеммы, отрицательной клеммой классически может выступать кузов. После подключения в таком режиме можно оставить штатные стоп-сигналы, без подключения дополнительных светодиодов.

Микросхема – рассмотрим сначала ее аналоги. Проще всего обзавестись американским вариантом CD4011A «Texas instruments». Микросхему, произведенную в США, найти будет достаточно сложно, однако китайских вариантов на рынке в избытке.

Конденсатор С1 имеет следующие параметры: ток – переменный, напряжение выше 16 В. Резисторы должны справляться с мощностью 0,25 Вт как минимум. Светодиоды можно ставить любые, которые удовлетворяют требованию по напряжению выше 3,3 В. Также важным их показателем является цвет – стоп-сигналы должны быть красными.

Универсальная монтажная плата отлично справится с ролью основы нашей схемы, нужно лишь организовать соединение элементов гибкими проводниками, что само по себе является самым простым способом реализации. Также не потребуется какой-либо настройки или наладки, важно лишь все собрать верно и желательно протестировать перед пуском в эксплуатацию.

Единственным недостатком можно лишь отметить отсутствие какого-либо управления по принципу моргания. Такая схема обеспечивает моргание стоп-сигнала от момента нажатия на тормоз до полного его отпускания. Логично предположить, что моргать стоило бы 3-4 секунды после нажатия, а далее светить постоянно. В следующей схеме мы рассмотрим реализацию именно такого варианта.

Электрическая схема моргающего стоп-сигнала «вариант 2».

Такая схема реализует вариант мигания в течение первых мгновений срабатывания стоп-сигналов, а далее светодиоды должны светить ровно, без мерцания. В основу схемы положены 2 таймера на базе микросхем NE 555. Сперва формируемый сигнал управления дискретно поступает на транзистор аналогично первой схеме, а затем на его базе формируется постоянное напряжение. В конце концов реле перестает срабатывать и превращается в проводник.

Отметим, что если необходимо исключить влияние схемы, необходимо перевести выключатель SW1 в положение 1-2. Тем не менее, транзистор и реле будут использоваться после такого переключения.

Для увеличения схемы мигающего стоп-сигнала достаточно щёлкнуть по картинке, там же находится описание и маркировка деталей.

Указанным ниже образом может выглядеть монтажная плата моргающего стоп-сигнала своими руками, при этом схема реализуема и на универсальной монтажной плате.

Здесь показан вариант готовой платы со стороны дорожек.

С верхней стороны – сторона распайки деталей.

Вариантов создания такого прерывистого стоп-сигнала несколько. И то, как схема будет работать, и то, каким будет результат, отличается. При этом любой из вариантов легко реализуем самостоятельно, на руку сыграет как простота электрических схем, так и дешевизна компонентов.

В актив также можно записать отсутствие в необходимости использования программируемых контроллеров.

Теперь дело за вами – выбрать наиболее подходящий вариант и организовать доработку. Желаем вам, чтобы полученная информация окажется для вас полезной, а результат – соответствующим ожиданиям!

Описание и схема самодельного дополнительного стоп-сигнала для авто, который выполнен на светодиодах. Сейчас легковых автомобилях уже на заводе устанавливается дополнительныйстоп-сигнал. Он может быть установлен в крышке багажника, за задним стеклом, в пластмассовой накладке.

Обычно это продолговатый фонарь красного цвета, в котором установлено несколько ламп накаливания или светодиодов, и этот фонарь подключен параллельно основным стоп-сигналам. Включается и гаснет одновременно с ними.

Сделать стоп-сигнал более заметным можно если дополнительный стоп-сигнал будет не просто повторять основной, но и воспроизводить простейшие световые эффекты, сильно привлекающие внимание.

Здесь приводится схема дополнительного стоп-сигнала, на светодиодах, который работает следующим образом: при нажатии на педаль тормоза сразу загорается все шесть светодиодов.

Если педаль тормоза удерживается нажатой более 5-6 секунд, светодиоды начинают мигать двумя группами по три светодиода в каждой. Причем мигание происходит по алгоритму логических нолей двухразрядного параллельного двоичного кода.

Если педаль тормоза все еще удерживается, мигание продолжается 5-6 секунд, после чего следующие 5-6 секунд будут гореть все светодиоды одновременно. При отпускании педали тормоза все гаснет сразу.

Принципиальная схема

Схема состоит из двоичного счетчика -генератора на микросхеме CD4060B, двух выходных ключей и шести светодиодов.

По питанию вся эта схема подключается параллельно лампам основного стоп-сигнала, то есть, проводка вся та же. При нажатии педали тормоза напряжение, поступающее на лампы стоп-сигналов, поступает и на эту схему. Цепь C2-R3 устанавливает счетчик D1 в нулевое положение.

Логический ноль на выводе 6 через диоды VD1 и VD2 и резисторы R5 и R7 подает открывающий ток на базы транзисторов VT1 и VT2. Они открываются и подают ток на все светодиоды HL1-HL6.

Ток на каждый светодиод поступает через отдельный токоограничивающий резистор, это уравнивает яркость свечения светодиодов, даже если значения их прямого напряжения различаются.

Счетчик считает импульсы, которые генерирует его встроенный мультивибратор (RC-цепь C3-R1-R2). Примерно через 5-6 секунд на выводе 6 устанавливается логическая единица.

Детали

Диоды VD1 и VD2 перестают воздействовать на транзисторы VT1 и VT2. И теперь транзисторами управляет уже двоичный код с выводов 7 и 5 микросхемы D1.

Группы светодиодов HL1,HL3,HL5 и HL2,HL4,HL6 переключаются согласно двоичному коду. Длится это еще столько же времени. Затем на выводе 6 опять появляется ноль, и опять 5-6 секунд все светодиоды горят вместе.

Светодиоды - любые сверх яркие красного цвета.

В одной из наших статей мы уже начинали разговор на тему стоп-сигнала с динамической подсветкой, а если быть точнее, то мы рассматривался стоп-сигнал у которого индикация была в виде бегущих огней. Смотрите статью «Стоп-сигнал бегущие огни ». Все ничего, но кому-то достаточно и того, что стоп - сигнал просто будет мигать. Это также привлечет внимание водителей, при этом схема будет в чем-то даже несколько более простая. Итак, в этой статье мы как раз и хотели поговорить о втором варианте, о мигающем стоп-сигнале и не более того!

Еще раз повторимся, когда скажем о том, что такой стоп-сигнал может будет смотрится при работе более просто нежели его "собрат", но при этом и принципиальная схема будет более простая. Как говорится не бывает минусов без плюсов. Также надо заметить, что данное мигание светодиодов в стоп - сигнале может подстраиваться по частоте. Это обеспечивается подбором соответствующего конденсатора, вернее изменением его емкости. Чтобы не быть голословным, давайте рассмотрим схему и перейдем к ее описанию.

Электрическая схема стоп-сигнала мигающего своими руками (Вариант 1)

За основу электрической схемы мигающего стоп-сигнала взята часть уже рассмотренного нами варианта - это стоп-сигнал с бегущими огнями. Об этой схеме мы упоминали чуть ранее. Сердцем схемы является микросхема КА561ЛА7. На ней реализован мультивибратор, вернее на 2 ее элементах. На третьем логическом элементе реализован инвертор, который отделяет мультивибратор от аналоговой схемы, что позволяет получить более четкий (цифровой) сигнал на выходе. При этом частоту для мультивибратора задает конденсатор. Чем меньше емкость, тем чаще будет происходить мигание, чем больше емкость конденсатора, тем соответственно наоборот, реже будут мигать светодиоды стоп-сигнала. На частоту мерцания также влияет и резистор, так как именно через него происходит зарядка разрядка конденсатора.
После получения импульсов от микросхемы, переходим от управляющей части к силовой. Так, управляющий сигнал приходит на базу транзистора КТ816Б. При каждой положительной полуволне транзистор будет открываться, тем самым пропуская через себя ток. Таким образом транзистор будет управлять уже значительно большим током, чем могла бы выдать микросхема. А значит, позволит подключить цепочку светодиодов. Но для того, чтобы светодиоды не сгорели от высокого напряжения, необходимо применить микросхему КР142ЕН 5 Б. По факту это стабилизатор напряжения на 5 вольт, о нем мы рассказывали в другой нашей статье "Как получить 5 вольт из 12 вольт".

(Принципиальная электрическая схема мигающего стоп-сигнала)

Именно так и замыкается логическая цепочка, когда все элементы стоп-сигнала работают на одно дело, на то, чтобы светодиоды мигали при подаче напряжения на схему.

Если у вас будет применяться штатный стоп-сигнал, который уже установлен на машине и работает от 12 вольт, то соотвественно применение микросхемы КР142 ЕН 5 Б вам не потребуется. Вы сразу можете подключиться к эмитеру транзитора, как к плюсовому потенциалу, а минус взять с кузова. В этом случае схема мигающего стоп-сигнала будет выглядеть несколько проще, чем представлена на рисунке. Вместо группы светодиодов с резисторами, соответственно будет установлен штатный стоп-сигнал.

Теперь давайте разберем, какие радиодетали можно применить или на какие можно заменить штатные элементы, если таковых нет в наличии.

Радиодетали и их возможные аналоги применяемые в схеме мигающего стоп-сигнала своими руками

Начнем с микросхемы. В качестве аналога можно применить разработку американских инженеров, а именно CD4011A (Texas instruments). На самом деле чисто американскую микросхему вы вряд ли достанете, а вот ее китайских собратьев встретите наверняка.

Конденсатор C1 для перменного тока, напряжением от 16 вольт и выше. Резисторы мощность от 0,25 Вт и выше. Микросхему КР142ЕН 5 Б лучше установить на радиатор. В качестве светодиодов подойдут любые светодиоды напряжение 3,3 вольта. Единственное, не забывайте что у вас все же стоп-сигнал, а значит их цвет должен быть красным!
Весь монтаж можно произвести на универсальной монтажной плате, обеспечив соединения гибкими проводниками. Это будет самым простым вариантом. При сборке схема не потребует наладки и настройки, так что просто все соберите внимательно и проверьте перед "запуском".
Единственным минусом такого стоп-сигнала является то, что он мигает от начала до конца, то есть с момента нажатия на педаль и до момента ее отпускания. Более правильно было бы обеспечить мигание в первые секунды, а затем сделать так, чтобы стоп-сигнал стал гореть постоянно. Эту возможность обеспечивает вторая схема, которую мы также приведем далее.

Электрическая схема стоп-сигнала мигающего своими руками (Вариант 2)

Настоящий вариант будет обеспечивать мигание на первых секундах, а затем лампы станут гореть постоянно. Схема выполнена на двух микросхемах NE 555 - это два таймера. Вначале сигнал приходящий на транзистор приходит как и в первом случае импульсно, а затем на базе присутствует постоянный потенциал. В итоге, реле перестает переключаться и замыкает свои контакты.
Здесь необходимо сказать об особенностях схемы. Если вы захотите исключить ее влияние, то достаточно будет переключить выключатель SW1 в положение 1-2. Однако здесь все же будет задействован транзистор и реле.

Для увеличения схемы мигающего стоп - сигнала кликните по изображению. Все остальные применяемые детали вы можете узнать если раскроете схему, и прочитаете маркировку под ней.

Вот так будет выглядеть монтажгая плата, хотя опять все можно сделать и на универсальной монтажной плате.

Это вид уже готового стоп-сигнала со стороны дорожек...

Со стороны монтажа радиодеталей...

Подводя итог о мигающем стоп-сигнале своими руками

Как видите, реализовать мигающий стоп-сигнал можно как минимум несколькими способами. При этом его функциональность будет незначительно различаться. Самое главное, что хотелось бы отметить, так это то, что все вышеприведенные варианты вполне можно реализовать самому. При этом детали вполне доступные, а схемы не такие уж сложные. Также отмечаем и то обстоятельство, что в схемах не задействованы программируемые контроллеры, а значит о их программировании речи тоже не идет.
Нам осталось пожелать, чтобы вы определились с вашим вариантом, и реализовали его. При этом чтобы мигающий стоп-сигнал служил вам исправно и долго, помогая тем самым на дороге!

Дополнительный мигающий стоп сигнал на примере Ford Transit. На днях заметил, что не работает дополнительный стоп-сигнал, который я летом делал из светодиодной ленты. Решил, если уж переделывать, то сделать сразу нормально. Тем более, давно хотел, что бы при нажатии на тормоз, дополнительный стоп еще несколько раз мигал, прежде чем начнет гореть постоянно.

Данное устройство служит для повышения безопасности возникновения аварии. Оно управляет лампами стоп-сигналов следующим образом: при нажатии на педаль тормоза, лампы работают в импульсном режиме, (происходит несколько вспышек ламп в течении нескольких секунд), а затем лампы переходят в обычный режим непрерывного свечения. Таким образом, при срабатывании фонари стоп-сигналов значительно эффективнее привлекают к себе внимание водителей других автомобилей.

Итак, план действий таков:

1. Схема на «мигалку»
2. Схема на подключение светодиодов
3. Стабилизация питания.
4. Изготовление готовых плат.

Ну, начнем по порядку.
Вот схема, которая будет отвечать за мигание стопа.

В основе лежит микросхема CD9043, я использовал в корпусе DIP14, т.е. имеет 14 ножек, по 7 с каждой стороны.
На 14 и 7 подается питание (в схеме этого не видно).

  • 7 масса

Меняя R1 и R4 можем менять количество времени, которое наш источник будет моргать до того, как будет просто гореть (т.е. подали питание, диоды начали моргать какое-то определенное время, секунду-две-три-десять, как мы настроим), за это отвечает резистор R1 и частоту вспышек (от очень медленного моргания до очень быстрого), за это отвечает резистор R4.
В качестве подстроечных резисторов я использовал 3296W

Так же в схеме используется мощный полевой транзистор IRF540N, который способен справиться с нагрузкой в 33 Ампера!, но, будет конечно греться, поэтому ОБЯЗАТЕЛЬНО необходимо будет использовать радиатор.

Стабилизировать напряжение решил при помощи LM7812CV с выходным током до 1,5А.
Почему не LM317? А что было под рукой, то и использовал

Вот эта часть схемы отображает стабилизацию и подключение светодиодов:

После выхода 12 вольт поставил резистор на 5,3 Ома, а перед каждым светодиодом по 1 ому. В итоге, имеем 19мА тока на каждый светодиод.

Светодиоды использовал smd 5050, 3х кристальные.
Напряжение открытия кристалла - 3,3 Вольта, ток - 20мА.

Итак, с принципиальными схемами в общих чертах познакомились, теперь перейдем к созданию печатной платы. Я обычно использую программу Sprint Layout 6,0. Мне в ней удобно и комфортно работать. Сперва набрасываем элементы на плату и начинаем «колдовать», что бы разместить все это воедино наиболее компактно. У меня получилось вот что:

А это расположение самих элементов

Резисторы R1 и R4 я взял в корпусе 3692W, они имеют по 25 оборотов регулировки, что для нас более чем достаточно для точной подстройки работы нашей схемы. D5 - «контрольный» светодиод, что бы можно было настроить схему без подключения к ней внешнего источника света.

  • IN - вход 12-30 Вольт (если используется напряжение больше 15 вольт - лучше использовать радиатор для охлаждения LM7812.
  • OUT1 - выход «чистых» 12 вольт без всяких «мигалок»
  • OUT2 - выход 12 вольт «мигающих».

С разводкой тоже разобрались, переходим непосредственно к изготовлению всего этого дела.

Переносить схемы на текстолит я обычно предпочитаю при помощи уже весьма известной технологии ЛУТ (лазерно-утюжная). А для этого схему необходимо напечатать на какой-нибудь глянцевой бумаге. Я много разных перепробовал, больше всего по-душе страницы из журнала Avon:))).

Итак, подготавливаем бумагу и распечатываем нашу схемку. Затем, берем кусок текстолита, хорошенько-хорошенько зачищаем его куском наждачки. Я обычно использую где-то 1000 зерно.

Берем утюг, при помощи него сначала просто разогреваем текстолит через лист-два обычной бумаги. Затем прикладываем уже нашу схемку, накрываем листом бумаги и хорошенько приглаживаем все это дело. Фотографий не делал, ибо весьма не удобно делать оба дела одновременно.

Затем ждем минут 10 пока вся эта конструкция остынет естественным способом. помогать ей не стоит.
Когда остыла, идем в ванную и при помощи воды размачиваем бумага. При этом на текстолите останется только тонер. Проверяем, что бы все дорожки нормально перевелись, нигде не было лишнего.

Затем готовим раствор для травки нашей платы. И травлю при помощи перекиси водорода 3%, лимонной кислоты и соли Весьма отличный растворчик, должен вам сказать. Бросаем нашу заготовку в раствор, ставим на теплый радиатор (необходимо поддерживать 40-50 градусов для ускорения травления). и ждем с пол часика. Вуаля, наша плата протравилась)))

Теперь снимаем тонер при помощи ацетона, промываем плату под струей воды и сушим. Обрабатываем дорожки флюсом и лудим их. Затем начинается нудный процесс пайки смд компонентов. Напоминаю, светики у нас 5050 размера, резисторы 1206. После получаса работы паяльником все припаяно

Приступаем к изготовлению платы-стабилизатора-блымалки по той же технологии. И вот она уже в готовом виде:

Становится отлично, плотно, не болтается. Закрепляем эффект термоклеем. Тестируем) . Вот так светит. Фотоаппаратом яркость передать тяжело. Но светит очень ярко)



Как то на досуге задумался о повышении информативности дополнительного стопсигнала. В последнее время многие ставят такое как альтернативу или даже замену штатному стоп сигналу. Конструктивно новое устройство выполнено на печатной плате из фольгированного стеклотекстолита. Конструкция предусматривает установку платы в корпус.
Эффективность мигающих стопов была доказана очень давно. На основе тестов большой группы водителей автомобилей установлено, что информативность такой системы в разы превосходит классическую. Из за более быстрой реакции человеческого мозга на динамичный раздражитель, чем на статичный. Поэтому смело взялся за сборку.
Алгоритм работы схемы таков:

1.Придавил педаль тормоза - дополнительный стопсигнал сначала мигает 3 сек, а дальше горит постоянно.

2.При повторном нажатии педали тормоза всё повторяется.


Вариант схемы собранной мной считаю наиболее простым для повторения и стабильным в работе (чем проще тем надёжнее), Здесь не нужен микроконтроллер. Длительность мигания зависит от подбора R1 C1, частота мигания (период) от R2 C2. Ёмкости C1 и С2 лучше использовать танталовые.


И самое главное - запрета на подобную вещь не нашёл в ПДД. Да, в схеме использован триггер Шмидта CD4093B, наш дешевый аналог к1561ТЛ1 что я и использовал. Схему я спаял из за простоты, на макетной плате. Материал прислал Я. Эдуард