Выражения в JavaScript представляют собой комбинации операндов и операторов .

Операции в выражениях выполняются последовательно в соответствии со значением приоритета (чем больше значение приоритета, тем он выше). Возвращаемый результат не всегда имеет значение того же типа, что и тип обрабатываемых данных. Например, в операциях сравнения участвуют операнды различных типов, но возвращаемый результат всегда будет логического типа.

Рис. 1. Структура выражения в JavaScript

Операнды — это данные, обрабатываемые сценарием JavaScript. В качестве операндов могут быть как простые типы данных, так и сложные, а также другие выражения.

Операторы — это символы языка, выполняющие различные операции с данными. Операторы могут записываться с помощью символов пунктуации или ключевых слов.

В зависимости от количества операндов различают следующие типы операторов:
унарный — в операции участвует один операнд;
бинарный — в операции участвуют два операнда;
тернарный — комбинирует три операнда.

Простейшая форма выражения — литерал — нечто, вычисляемое само в себя, например, число 100 , строка "Hellow world" . Переменная тоже может быть выражением, так как она вычисляется в присвоенное ей значение.

Выражения и операторы в JavaScript

1. Арифметические операторы

Арифметические операторы предназначены для выполнения математических операций, они работают с числовыми операндами (или переменными, хранящими числовые значения), возвращая в качестве результата числовое значение.

Если один из операндов является строкой, интерпретатор JavaScript попытается преобразовать его в числовой тип, а после выполнить соответствующую операцию. Если преобразование типов окажется невозможным, будет получен результат NaN (не число).

Таблица 1. Арифметические операторы
Оператор/Операция Описание Приоритет
+ Сложение Складывает числовые операнды. Если один из операндов — строка, то результатом выражения будет строка. 12
- Вычитание Выполняет вычитание второго операнда из первого. 12
- Унарный минус Преобразует положительное число в отрицательное, и наоборот. 14
* Умножение Умножает два операнда. 13
/ Деление Делит первый операнд на второй. Результатом деления может являться как целое, так и число с плавающей точкой. 13
% Деление по модулю (остаток от деления) Вычисляет остаток, получаемый при целочисленном делении первого операнда на второй. Применяется как к целым числам, так и числам с плавающей точкой. 13
var x = 5, y = 8, z; z = x + y; // вернет 13 z = x - y; // вернет -3 z = - y; // вернет -8 z = x * y; // вернет 40 z = x / y; // вернет 0.625 z = y % x; // вернет 3

2. Операторы присваивания

Операторы присваивания используются для присваивания значений переменным. Комбинированные операторы позволяют сохранить первоначальное и последующее значение в одной переменной.

var a = 5; // присваиваем переменной a числовое значение 5 var b = "hellow"; // сохраняем в переменной b строку hellow var m = n = z = 10; // присваиваем переменным m, n, z числовое значение 10 x += 10; // равнозначно x = x + 10; x -= 10; // равнозначно x = x - 10; x *= 10; // равнозначно x = x * 10; x /= 10; // равнозначно x = x / 10; x %= 10; // равнозначно x = x % 10;

3. Операторы инкремента и декремента

Операции инкремента и декремента являются унарными и производят увеличение и уменьшение значения операнда на единицу. В качестве операнда может быть переменная, элемент массива, свойство объекта. Чаще всего такие операции используются для увеличения счетчика в цикле.

var x = y = m = n = 5, z, s, k, l; z = ++x * 2; /* в результате вычислений вернет значение z = 12, x = 6, т.е. значение x сначала увеличивается на 1, а после выполняется операция умножения */ s = y++ * 2; /* в результате вычислений вернет значение s = 10, y = 6, т.е. сначала выполняется операция умножения, а после в переменной y сохраняется увеличенное на 1 значение */ k = --m * 2; // вернет значение k = 8, m = 4 l = n-- * 2; // вернет значение l = 10, n = 4

4. Операторы сравнения

Операторы сравнения используются для сопоставления операндов, результатом выражения может быть одно из двух значений — true или false . Операндами могут быть не только числа, но и строки, логические значения и объекты. Однако сравнение может выполняться только для чисел и строк, поэтому операнды, не являющиеся числами или строками, преобразуются.

Если оба операнда не могут быть успешно преобразованы в числа или строки, операторы всегда возвращают false .

Если оба операнда являются строками/числами или могут быть преобразованы в строки/числа, они будут сравниваться как строки/числа.

Если один операнд является строкой/преобразуется в строку, а другой является числом/преобразуется в число, то оператор попытается преобразовать строку в число и выполнить сравнение чисел. Если строка не является числом, она преобразуется в значение NaN и результатом сравнения будет false .

Чаще всего операции сравнения используются при организации ветвлений в программах.

Таблица 4. Операторы сравнения
Оператор/Операция Описание Приоритет
== Равенство Проверяет две величины на совпадение, допуская преобразование типов. Возвращает true , если операнды совпадают, и false , если они различны. 9
!= Неравенство Возвращает true , если операнды не равны 9
=== Идентичность Проверяет два операнда на «идентичность», руководствуясь строгим определением совпадения. Возвращает true , если операнды равны без преобразования типов. 9
!== Неидентичность Выполняет проверку идентичности. Возвращает true , если операнды не равны без преобразования типов. 9
> Больше Возвращает true , если первый операнд больше второго, в противном случае возвращает false . 10
>= Больше или равно Возвращает true , если первый операнд не меньше второго, в противном случае возвращает false . 10
Возвращает true , если первый операнд меньше второго, в противном случае возвращает false . 10
Возвращает true , если первый операнд не больше второго, в противном случае возвращает false . 10
5 == "5"; // вернет true 5 != -5.0; // вернет true 5 === "5"; // вернет false false === false; // вернет true 1 !== true; // вернет true 1 != true; // вернет false, так как true преобразуется в 1 3 > -3; // вернет true 3 >= "4"; // вернет false

5. Логические операторы

Логические операторы позволяют комбинировать условия, возвращающие логические величины. Чаще всего используются в условном выражении if .

(2 < 3) && (3===3); // вернет true, так как выражения в обеих скобках дают true (x < 10 && x > 0); // вернет true, если значение x принадлежит промежутку от 0 до 10 !false; // вернет true

6. Побитовые операторы

Побитовые операторы работают с операндами как с 32-битной последовательностью нулей и единиц и возвращают числовое значение, означающее результат операции, записанное в десятичной системе счисления. В качестве операндов рассматриваются целые числа, дробная часть операнда отбрасывается. Побитовые операции могут использоваться, например, при шифровании данных, для работы с флагами, разграничения прав доступа.

Таблица 6. Побитовые операторы
Оператор/Операция Описание Приоритет
& Побитовый И Если оба бита равны 1 , то результирующий бит будет равен 1 . В противном случае результат равен 0 . 8
| Побитовый ИЛИ Если один из операндов содержит в позиции 1 , результат тоже будет содержать 1 в этой позиции, в противном случае результат в этой позиции будет равен 0 . 6
^ Исключающее ИЛИ Если одно, и только одно значение содержит 1 в какой-либо позиции, то и результат будет содержать 1 в этой позиции, в противном случае результат в этой позиции будет равен 0 . 7
~ Отрицание Выполняется операция побитового отрицания над двоичным представлением значения выражения. Любая позиция, содержащая 1 в исходном выражении, заменяется на 0 . Любая позиция, содержащая 0 в исходном выражении, становится равной 0 . Положительные числа начинаются с 0 , отрицательные - с -1 , поэтому ~ n == -(n+1) . 14
Оператор сдвигает биты первого операнда влево на число битовых позиций, установленных вторым операндом. Для заполнения позиций справа используются нули. Возвращают результат того же типа, что левый операнд. 11
>> Побитовый сдвиг вправо Оператор сдвигает биты первого операнда вправо на число битовых позиций, установленных вторым операндом. Цифры, сдвинутые за пределы диапазона, удаляются. Самый старший бит (32й) не меняется, чтобы сохранить знак результата. Если первый операнд положителен, старшие биты результата заполняются нулями; если первый операнд отрицателен, старшие биты результата заполняются единицами. Сдвиг значения вправо на одну позицию эквивалентен делению на 2 (с отбрасыванием остатка), а сдвиг вправо на две позиции эквивалентен делению на 4 и т. д. 11
>>> Побитовый сдвиг вправо без учета знака Оператор сдвигает биты первого операнда вправо на число битовых позиций, установленных вторым операндом. Слева добавляются нули независимо от знака первого операнда. Цифры, сдвинутые за пределы диапазона, удаляются. 11
var x = 9, y = 5, z = 2, s = -5, result; // 9 эквивалентно 1001, 5 эквивалентно 0101 result = x & y; // вернет 1 (эквивалентно 0001) result = x | y; // вернет 13 (эквивалентно 1101) result = x ^ y; // вернет 12 (эквивалентно 1100) result = ~ y; // вернет -6 (эквивалентно 1100) result = x << y; // вернет 288 (эквивалентно 100100000) result = x >> z; // вернет 2 (эквивалентно 10) result = s >>> z; // вернет 1073741822 (эквивалентно 111111111111111111111111111110)

7. Строковые операторы

Существует несколько операторов, которые работают со строками особым образом.

"1" + "10"; // вернет "110" "1" + 10; // вернет "110" 2 + 5 + " цветных карандашей"; // вернет "7 цветных карандашей" "Цветных карандашей " + 2 + 5; // вернет "Цветных карандашей 25" "1" > "10"; // вернет false "10" <= 10; // вернет true "СССР" == "ссср"; // вернет false x = "micro"; x+= "soft"; // вернет "microsoft"

8. Специальные операторы

Таблица 8. Специальные операторы
Оператор/Операция Описание Приоритет
. Обращение к свойству Осуществляет доступ к свойству объекта. 15
, Множественное вычисление Вычисляет несколько независимых выражений, записанных в одну строку. 1
Индексация массива Осуществляет доступ к элементам массива или свойствам объекта. 15
() Вызов функции, группировка Группирует операции или вызывает функцию. 15
typeof Определение типа данных Унарный оператор, возвращает тип данных операнда. 14
instanceof Проверка типа объекта Оператор проверяет, является ли объект экземпляром определенного класса. Левый операнд должен быть объектом, правый - должен содержать имя класса объектов. Результат будет true , если объект, указанный слева, представляет собой экземпляр класса, указанного справа, в противном случае - false . 10
in Проверка наличия свойства В качестве левого операнда должна быть строка, а правым - массив или объект. Если левое значение является свойством объекта, вернется результат true . 10
new Создание объекта Оператор создает новый объект с неопределенными свойствами, затем вызывает функцию-конструктор для его инициализации (передачи параметров). Также может применяться для создания массива. 1
delete Удаление Оператор позволяет удалять свойство из объекта или элемент из массива. Возвращает true , если удаление прошло успешно, в противном случае false . При удалении элемента массива его длина не меняется. 14
void Определение выражения без возвращаемого значения Унарный оператор, отбрасывает значение операнда и возвращает underfined . 14
?: Операция условного выражения Тернарный оператор, позволяет организовать простое ветвление. В выражении участвуют три операнда, первый должен быть логическим значением или преобразовываться в него, а второй и третий - любыми значениями. Если первый операнд равен true , то условное выражение примет значение второго операнда; если false - то третьего. 3
document.write("hello world"); // выводит на экран строку hello world i = 0, j = 1; // сохраняет значения в переменных function1(10, 5); // вызов функции function1 с параметрами 10 и 5 var year = ; // создает массив с элементами typeof {a:1}; // вернет "object" var d = new Date(); // создаем новый объект с помощью конструктора Date() d instanceof Date; // вернет true var mycar = {make: "Honda", model: "Accord", year: 2005}; "make" in mycar; // вернет true var obj = new Object(); // создает пустой объект var food = ["milk", "bread", "meat", "olive oil", "cheese"]; delete food; // удаляет четвертый элемент из массива food x > 10 ? x * 2: x / 2; // возвращает значение x * 2, если x > 10, в противном случае x / 2

9. Комментарии в JavaScript

Однострочный комментарий: перед текстом комментария нужно поставить символы // .

Статья, в которой рассмотрим ещё один способ создания функции - посредством выражения определения. Кроме этого разберём отличие этого способа объявления функции от традиционного.

Создание функции посредством выражения определения

В JavaScript создать функцию можно не только с помощью традиционного способа (объявления - Traditional Declarations), но и посредством выражения определения (Definition Expressions). Этот способ определения функции в некоторых источниках носит названия функционального литерала.

Основная идея Definition Expressions заключается в том, что описание функции используют в качестве значения некоторой переменной или выражения.

Например, переменная sum будет содержать описание функции, которая будет выводить в консоль сумму 2 чисел, указанных в качестве параметра.

Var sum = function(num1,num2) { return console.log(num1+num2); };

Вызов функции, созданной на основании выражения определения, осуществляется по имени переменной.

//например, вызовем функцию, которая содержится в переменной sum и передадим ей 2 аргумента. sum(7,4);

Внимание: В выражении определения имя функции не указывается. Функция, которая описана без имени, называется анонимной.

Обратите внимание на то, что JavaScript позволяет использовать в синтаксисе функции, которая создана как выражение определения, имя. Но, это имеет смысл только тогда, когда к ней необходимо обратиться внутри её же тела. Например, при написании рекурсивных функций. Другого применения данная возможность не даёт, так как обратиться к функции, определённой таким образом, за её пределами, по имени нельзя.

Например, создадим функцию для вычисления факториала, указанного в качестве параметра числа:

Var factorial = function fact(num) { if (num

Этот код определяет функцию и сохраняет ссылку на неё в переменную factorial . Для вызова функции внутри этой функции используем имя fact . Обратите внимание, что обратиться к функции вне её тела по имени fact нельзя, для этого необходимо использовать переменную factorial .

Но и в этом случае можно обойтись без имени, т.к. JavaScript позволяет вызвать функцию внутри своего тела с помощью свойства callee объекта arguments .

Var factorial = function(num) { if (num

JavaScript - Самовызывающаяся функция

Функцию, определённую посредством выражения определения, можно вызвать немедленно. Для этого после тела функции необходимо поставить круглые скобки и указать в них при необходимости аргументы.

Например, вызовем функцию sum немедленно со значениями параметров 7 и 4.

Var sum = function(num1,num2) { return console.log(num1+num2); }(7,4);

Процесс немедленного вызова функции иногда называют инициализацией или инстанциацией функции.

Выражение определения функции очень часто используют, если необходимо её выполнить один раз и немедленно. Для этого даже можно не использовать переменную, а сразу написать вычисляемое выражение, т.е. обернуть определение анонимной функции в круглые скобки.

(function(num1,num2) { return console.log(num1+num2); }(7,4));

Отличия Function Declaration и Function Expression

Основные различия между функциями Function Declaration и Function Expression представим в следующей таблице:

Function Declaration Function Expression
Браузер (интерпретатор JavaScript) считает функцию - Function Declaration, если она расположена в основном потоке кода (не является частью какого-либо выражения). Браузер находит функцию как Function Expression, если она размещена в составе некоторого выражения.
При объявлении функции этим способом, переменная, по которой происходит обращение к ней, создаётся автоматически. function square(a) { return a*a; } // обращение к функции console.log(square(5)); Для обращения к функции необходимо создать переменную и сохранить в неё ссылку на эту функцию. var square = function(a) { return a*a; } // обращение к функции console.log(square(5));
Инициализируется до выполнения кода (в соотвествующей области видимости). Данное действие ещё называют поднятием или hoisting (хойстингом). Такие функции можно вызывать до объявления. // вызываем функцию до её объявления console.log(square(7)); function square(a) { return a*a; } Функции Function Expression нельзя использовать до объявления. Поднимается только сама переменная. // ошибка при вызове функции console.log(square(7)); var square = function(a) { return a*a; }

В этом случае происходит следующее:

Var square; console.log(square(7)); // но на этом этапе переменная square имеет значение undefined square = function(a) { return a*a; }

При использовании use strict функция, объявленная как Function Declaration, будет видна только внутри блока, в котором она объявлена. "use strict"; if (true) { function sum(a,b,c) { return a+b+c; } console.log(sum(10,20,10)); } // ошибка доступа к функции sum console.log(sum(4,5,4)); В отличие от Function Declaration, доступ к функции можно получить вне блока, в котором она создана: "use strict"; if (true) { var sum = function (a,b,c) { return a+b+c; } console.log(sum(10,20,10)); } // имеем доступ к функции sum console.log(sum(4,5,4));
Функцию, объявленную как Function Declaration вызвать немедленно нельзя.
Для того чтобы это осуществить необходимо функцию сделать частью выражения, например, обернуть её в круглые скобки. После этого функция будет считаться частью выражения (Function Expression) и её можно вызвать немедленно.
Например: var sum = (function sum(a,b,c) { return a+b+c; })(5,6,7); console.log(typeof sum); // number console.log(sum); // number
Функцию, объявленную как Function Expression можно вызвать немедленно. var sum = function (a,b,c) { return a+b+c; }(5,6,7); console.log(typeof sum); // number console.log(sum); // number При этом переменная sum (в данном случае) содержит уже не ссылку на функцию, а её результат (в этом примере число).

Вывод: Способ объявления функции с помощью выражения определения позволяет использовать функцию как переменную. Данная возможность языка JavaScript является очень интересной и позволяет создавать более гибкие сценарии.

Всем привет! В этой статье я хочу рассказать про то, что такое function declaration и function expression в языке программирования JavaScript .

На сайте уже была статья про то, что такое функция, как ее создавать и использовать. Если вы вдруг ее еще не читали, то можете почитать

В той статье рассказывалось про function declaration .

Если вы хотите задать function expression , то вам нужно написать так:

Var func = function(a, b) { return a + b; };

Т.е. мы присваиваем функцию переменной. Обратите внимание, что в конце стоит точка с запятой и это нужно делать всегда, т.к. это уже просто значение переменной, в function declaration точки с запятой ставить не нужно. По сути, если вы не поставите точку с запятой, то, скорее всего, ничего страшного не случится, однако есть такие ситуации, где это может сыграть с вами злую шутку и потом найти эту ошибку будет достаточно сложно.

Теперь поговорим об различиях этих двух объявлений функции.

Function Declaration

sum();

Function sum() {
alert("Сработало!");
}

Итак, если вы подумали, то вот правильный ответ: ДА , сработает.

Как же такое возможно?

Ответ очень прост. Дело в том, что прежде, чем выполнять код, интерпретатор проходится по нему и собирает в специальное место все объявления переменных и функций. Получается, что он, интепретатор, уже знает весь исходный код функции и может ее вызвать, даже если она написана ниже по коду.

Function Expression

Здесь все в точности, да наоборот.

Var func = function() {
alert("Сработало!");
};

Про такие функции интепретатор узнает лишь тогда, когда дойдет до нее в коде, поэтому пример выше не сработает. Однако, если написать вызов функции ниже, то все будет работать.

Зачем нужны function expression?

На самом деле они много где применяются, но я приведу здесь банальнейший до безобразия пример.

If(age >= 18) {
var func = function() {
alert("Добро пожаловать!");
};
} else {
var func = function() {
alert("Вам еще рановато!");
};
}

Теперь, в зависимости от условия, в переменную func будет записан разный исходный код и, следовательно, функции будут вести себя по-разному.

С function declaration такой фокус не пройдет.

If(age >= 18) {
function func() {
alert("Добро пожаловать!");
}
} else {
function func() {
alert("Вам еще рановато!");
}
}

Вот вам еще одна задачка. Подумайте, что будет делать код выше и какой alert (какая функция) сработает в итоге.

Интерпретатор смотрит код сверху вниз, следовательно, он запишет значение последней функции и ее и будет вызывать.

Итак, надеюсь, вы поняли различия между этими 2-мя объявлениями функций.

Как объект языка Си, функцию необходимо объявить. Объявление функции пользователя, т.е. ее декларация, выполняется в двух формах – в форме описания и в форме определения.

Описание функции заключается в приведении вначале программного файла ее прототипа. Прототип функции сообщает компилятору о том, что далее в тексте программы будет приведено ее полное определение (полный ее текст): в текущем или другом файле исходного текста либо находится в библиотеке.

В стандарте языка используется следующий способ декларации функций:

тип_результата ID_функции(тип переменной1, …, тип переменной N);

Заметим, что идентификаторы переменных в круглых скобках прототипа указывать не обязательно, так как компилятор языка их не обрабатывает.

Описание прототипа дает возможность компилятору проверить соответствие типов и количества параметров при фактическом вызове этой функции.

Пример описания функции fun со списком параметров:

float fun(int, float, int, int);

Полное определение функции имеет следующий вид:

тип_результата ID_функции(список параметров)

код функции

Тип результата определяет тип выражения, значение которого возвращается в точку ее вызова при помощи оператора return <выражение> .

Если тип функции не указан, то по умолчанию предполагается тип int .

Список параметров состоит из перечня типов и идентификаторов параметров, разделенных запятыми.

Функция может не иметь параметров, но круглые скобки необходимы в любом случае.

Если функция не возвращает никакого значения, она должна быть описана как функция типа void (пустая).

В данном случае оператор return можно не ставить.

В функции может быть несколько операторов return , но может и не быть ни одного. В таких случаях возврат в вызывающую программу происходит после выполнения последнего оператора в функции.

Пример функции, определяющей наименьшее значение из двух целочи­слен­ных переменных:

int min (int x, int y)

return (x

Все функции, возвращающие значение, должны использоваться в правой части выражений языка С, иначе возвращаемый результат будет утерян.

Если у функции отсутствует список параметров, то при декларации такой функции желательно в круглых скобках также указать ключевое слово void. Например, void main(void) .