В Приэльбрусье зоны катания сосредоточены непосредственно на Эльбрусе и на склонах горы Чегет, находящейся недалеко от Эльбруса и знаменитой своими экстремальными трассами, одними из самых сложных в мире. Расстояние между зонами катания - 4 км. В Приэльбрусье построено 12 км канатных дорог, в т.ч. недавно возведенный подъемник гондольного типа, вмещающий одновременно до 500 человек.

Гора Эльбрус - канатные дороги и трассы Эльбрус-Азау

Гора Эльбрус - высшая точка России и Европы - это две вершины потухшего вулкана. Восточная - высотой 5621 метров над уровнем моря, Западная - 5642 метра. Катание на отдельных участках склонов возможно круглый год. Самая высокая и доступная точка для катания «Приют 11» - 4200 метров. До «Приюта 11» можно добраться от станции «Мир» на ратраке. Есть участки трассы доступные начинающим лыжникам. Для начинающих горнолыжников на выкате трассы работает бугель, длиной 300 метров. Общая протяженность трасс составляет более 35 км.


Канатные дороги комплекса Эльбрус-Азау

Первая очередь: Азау - Кругозор

Горнолыжный комплекс «Эльбрус-Азау» берет свое начало на поляне Азау, расположенной у подножия Эльбруса, здесь находятся пункты общественного питания, есть пункт проката горнолыжной экипировки, автоматы по продаже кофе и чая. На поляне Азау имеются две станции канатных дорог:

  • старая маятниковая;
  • новая гондольная дорога.

Обе канатные дороги идут параллельно друг другу. В настоящее время действуют 2 очереди у каждой канатки, 3-я очередь находится в стадии строительства. На 3-й очереди также имеется однокресельная канатка, которая, однако, работает не всегда. От 2-й очереди (станция Мир) выше все желающие поднимаются на ратраках, время подъема до «Приюта-11» примерно 20 минут.

  • Маятниковая канатная дорога «Эльбрус 1» (2350-3000 м) отходит от станции « Азау» и доходит до станции «Старый кругозор». На обеих станциях имеются кафе и шалычные. Время в пути старой маятниковой дороги - 15 минут.
  • Новая канатная дорога «Эльбрус» гондольного типа была открыта в декабре 2006 года. Она соединяет нижнюю возвратную станцию на поляне Азау с верхней приводной станцией «Старый Кругозор» и установлена параллельно уже существующей маятниковой канатной дороге. Это новейшая модель подвесной канатной дороги гондольного типа с отцепляемыми гондолами. Вместимость одной гондолы - 8 человек. Одновременно работают 58 гондол. Протяжённость трассы составляет 1740 м., перепад дороги - 580 м. Время пути новой гондольной дороги - 5 минут, средняя скорость - 6 м/с. Пропускная способность канатной дороги составляет до 2400 человек в час.

Вторая очередь: Кругозор - Мир

На этой очереди действует старая маятниковая канатная дорога «Эльбрус-2» и новая канатная дорога «Эльбрус» гондольного типа.

  • Маятниковая канатная дорога «Эльбрус - 2»(3000 - 3500 м) начинается от станции «Старый Кругозор» и идет до станции «Мир». Протяженность дороги - 1500 м. На территории станции есть уютное кафе «Мир» и Музей боевой славы защитников Эльбруса и кавказских перевалов в годы Великой Отечественной войны.
  • Новая канатная дорога «Эльбрус» гондольного типа (3000 - 5000 м) была открыта в апреле 2009 года. Она представляет собой новейшую модель подвесной канатной дороги с 8-ми местными гондолами производства французской фирмы РОМА - одного из мировых лидеров в области канатных транспортных систем. Дорога соединяет две горнолыжные станции: «Старый Кругозор» и «Мир». Протяженность дороги - 1800 м., пропускная способность - 2400 чел./час. Время проезда в одном направлении - 5 минут 13 секунд.

Третья очередь: Мир - Гара-Баши

На 3-й очереди действует канатно-кресельная дорога «Эльбрус».

  • Канатно-кресельная дорога «Эльбрус» (3500 - 3850 м) начинается от станции «Мир» и идет до станции « Гара - Баши». Однокресельный подъёмник достаточно старый, работает не стабильно. Отсюда, с высоты 3800 м начинается сертифицированная трасса № 1 до поляны Азау 2300 м.

Выше, до станции «Приют 11» (4200 м) можно добраться на ратраках. Все ратраки - частные, поэтому их стоимость колеблется. Ориентировочно, расстояние в 18 км можно преодолеть за 1000 рублей.


Очереди Вид дороги Перепад высот (м) Пропускная способность, чел. / час Время в пути (мин) Длина трассы (м)
Бугель на поляне Азау 2300 м-2500м Бугель ВЛ-400, «Швабры» лягушатника в Азау 200 - 5 500
1-я очередь
Азау (2350м)-Старый Кругозор (3000м)
Маятниковая канатная дорога «Эльбрус-1»
(20-ти местн. кабины)
650 100 чел/час 12 1740
Гондольная канатная дорога «POMA-1»
(8-ми местные гондолы)
580 2400 чел/час 5
2-я очередь
Старый Кругозор (3000м)- Мир (3500м)
Маятниковая канатная дорога «Эльбрус-2»
(20-ти местн. кабины)
500 100 чел/час 12 1500
Гондольная канатная дорога «POMA-2»
(8-ми местные гондолы)
514 2400 чел/час 5 1800
3-я очередь
Мир (3500м)-Гара-Баши (3780м)
Канатно-кресельная дорога «Эльбрус», 1-но местная 250 130 чел/час,
на ремонте
12 1500
Гондольная канатная дорога 374 на стадии строительства 5


Характеристика трасс комплекса Эльбрус-Азау

Красная трасса «Старый кругозор»

Трасса находится между станциями «Мир» и «Старый кругозор» канатной дороги Эльбрус. Два варианта спуска, один из которых сливается с трассой «Азау», а другой параллельно канатной дороге проходит по широкому пологому участку до «Слоновых лбов» и затем по узкому карнизу шириной в 4 метра выходит к станции «Старый кругозор». Максимальная ширина трассы - 90 м, перепад высот - 500 м. Протяженность спуска - 1900 м. Средний уклон трассы - 25. Сложный рельеф, грунт каменистый из вулканических пород, ледниковое основание трассы.

Красная трасса «Азау»

Пологий спуск до «Ольгиного поворота», затем крутой - по желобу протяженностью 50 м с уклоном 35, в конце участка трасса поворачивает налево и по карнизу, мимо высокогорного отеля, плавной дугой уходит влево и выходит на прямой финишный участок под канатной дорогой. Здесь необходимо соблюдать осторожность, так как возможно столкновение с лыжниками, стартующими от верхней станции бугельной канатной дороги ВЛ-350. Протяженность трассы - 2 км, перепад высот - 650 м. Угол наклона - 50 .

Синяя трасса «Гара-Баши»

Трасса расположена между станциями «Гара-Баши» и «Мир» канатной дороги «Эльбрус» и имеет выход на площадку, с которой начинается трасса «Старый кругозор». Максимальная ширина трассы - 80 м, а перепад высот - 300 м. Протяженность - 1100 м при максимальном уклоне 50. Рельеф склона сложный, грунт скальный и каменистый из вулканических пород, базальтовые скалы. Обслуживается канатно-кресельной дорогой «Эльбрус» длиной 1130 м со скоростью 1,75 м/с. Поднявшись еще на 20 м от самой верхней станции, можно попасть в тренировочный лагерь альпинистов к восхождению на «Бочку». До Приюта 11 (4200 м) и Скал Пастухова (4800 м) можно добраться на ратраке. До Седловины (5300 м) в результате естественного отбора добираются истинные герои.

Учебный склон «Азау» (зеленая трасса)

Трасса находится справа от бугельной канатной дороги ВЛ-350 по пологому желобу. Трасса длиной 300 м и с перепадом высот 50 м стартует на высоте 2400 м. над уровнем моря. Средний угол наклона - 15 . Рельеф средний, травянистый покров на вулканических породах, по правой стороне трасса граничит с березовым лесом. Подъемник - БКД ВЛ-350 протяженностью 300 м с перепадом высот 50 м. У подножия Эльбруса ежедневно стоит вертолет. Также возможен перелет на Домбай, катание там и возвращение обратно. Освещение отсутствует, большое количество осадков в Приэльбрусье гарантирует глубокий снежный покров в течение всего горнолыжного сезона. Работает хорошо оснащенная служба спасателей. Наиболее опасные места на трассе - камни, скалы, строения огорожены улавливающей сеткой.


Гора Чегет: канатные дороги и трассы

Именно на Чегете (2100 - 3050 м) в 1963 году была построена первая в стране канатная дорога. Высота горы Чегет - 3700 метров. Максимальная высота подъема - 3050 метров. Перепад высот катания - 1140 метров. Трассы Чегета считаются одними из самых сложных на мировых горнолыжных курортах. В России Чегет служит эталоном сложности трасс. На горе Чегет действует 2 очереди канатно-кресельной дороги «Чегет», очередь парно-кресельной канатной дороги "Парная" и сеть бугельно-буксеровочных дорог. Общая длина подъемников - 4300 метров, суммарная протяженность горнолыжных трасс - 20 км, а если учитывать возможность целинного катания, то общая площадь катания составит около 100 км. Гора Чегет расположена в 1 км от поселка Терскол и в 4 км от комплекса канатных дорог Эльбрус.


Первая очередь (2100-2750)

  • Канатно-кресельная дорога «Чегет-1» отходит от нижней станции Поляны Чегет и продолжается до станции кафе «Ай» (2750 м). Станция кафе «Ай» располагает смотровой площадкой, откуда открывается великолепный вид на горы. Перепад высот - 650 м.
  • Парно-кресельная дорога «Парная» дублирует ККД «Чегет-1» и также идет от нижней станции поляны Чегет и доходит до станции кафе «Ай».

Вторая очередь (2750-3000)

  • Канатно-кресельная дорога «Чегет-2» отходит от кафе «Ай» и идет до станции Чегет. В пути открывается картина: справа белоснежные шапки Эльбруса, слева - сверкающие вечными снегами вершины Донгузоруна, Когутая и Накры.

Бугельно-буксировочные дороги

  • буксировочная дорога ВЛ-650 - (2750 м - 3000 м) протяженностью 650 метров, время в пути 5 мин;
  • буксировочная дорога ВЛ-300 - (3000 м - 3070 м) протяженностью 300 метров, время в пути 3 мин.

Соглашение об обработке персональных данных

Правила сайта

Текст соглашения

Настоящим я предоставляю согласие на обработку ООО «Медиа Трэвел эдвертайзинг» (ИНН 7705523242, ОГРН 1127747058450, юридический адрес: 115093, г. Москва, 1-ый Щипковский пер., д. 1) моих персональных данных и подтверждаю, что давая такое согласие, я действую своей волей и в своем интересе. В соответствии с ФЗ от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» я согласен предоставить информацию, относящуюся к моей личности: мои фамилия, имя, отчество, адрес проживания, должность, контактный телефон, электронный адрес. Либо, если я являюсь законным представителем юридического лица, я согласен предоставить информацию, относящуюся к реквизитам юридического лица: наименование, юридический адрес, виды деятельности, наименование и ФИО исполнительного органа. В случае предоставления персональных данных третьих лиц, я подтверждаю, что мною получено согласие третьих лиц, в интересах которых я действую, на обработку их персональных данных, в том числе: сбор, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление или изменение), использование, распространение (в том числе, передача), обезличивание, блокирование, уничтожение, а также осуществление любых иных действий с персональными данными в соответствии с действующим законодательством.

Согласие на обработку персональных данных дается мною в целях получения услуг, оказываемых ООО «Медиа Трэвел эдвертайзинг».

Я выражаю свое согласие на осуществление со всеми указанными персональными данными следующих действий: сбор, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление или изменение), использование, распространение (в том числе, передача), обезличивание, блокирование, уничтожение, а также осуществление любых иных действий с персональными данными в соответствии с действующим законодательством. Обработка данных может осуществляться с использованием средств автоматизации, так и без их использования (при неавтоматической обработке).

При обработке персональных данных компания ООО «Медиа Трэвел эдвертайзинг» не ограничена в применении способов их обработки.

Настоящим я признаю и подтверждаю, что в случае необходимости компания ООО «Медиа Трэвел эдвертайзинг» вправе предоставлять мои персональные данные для достижения указанных выше целей третьему лицу, в том числе и при привлечении третьих лиц к оказанию услуг в указанных целях. Такие третьи лица имеют право на обработку персональных данных на основании настоящего согласия и на оповещение меня о тарифах услуг, специальных акциях и предложениях сайта. Информирование осуществляется по средствам телефонной связи и/или по электронной почте. Я осознаю, что проставление знака «V» или «X» в поле слева и нажатие кнопки «Продолжить», либо кнопки «Согласен» ниже текста настоящего соглашения, означает мое письменное согласие с условиями, описанными ранее.


Согласен

Что такое персональные данные

Персональные данные - контактная информация, а также информация идентифицирующая физическое лицо, оставленная пользователем на проекте.

Для чего необходимо согласие на обработку персональных данных?

152-ФЗ «О персональных данных» в ст.9 п.4 указывает на необходимость получения «письменного согласия субъекта персональных данных на обработку своих персональных данных». В том же законе разъясняется, что предоставленная информация является конфиденциальной. Деятельность организаций, осуществляющих регистрацию пользователей без получения такого согласия является незаконной.

Ознакомиться с законом на официальном сайте Президента РФ

Приэльбрусье – это удивительная часть с потрясающей горной природой, которая растянулась от западной части Эльбруса до реки Чегем на востоке. Именно здесь находятся самые высокие горы Большого Кавказа.

Часть всего этого мы обязательно увидим сегодня, правда только после того, как решим вопрос с ночлегом. Последний водитель предупредил нас о том, что за установку палатки в непредусмотренном для этого месте могут предъявить штраф около 2000 руб. Поэтому я стоял перед одной из баз отдыха в раздумьях, то ли спрашивать у них место подешевле, то ли спросить, где можно переночевать бесплатно. Потом махнул рукой и пошел “на абордаж”.

Бесплатное место для палатки.

В холле администратора меня встретила женщина в возрасте, глаза которой тут же загорелись при виде туриста (да еще не в сезон). У нее я выяснил, что поставить палатку на территории базы обойдется нам по 150-200 руб. с человека. Признаться совершенно не хотелось платить за то, от чего можно ночью продрогнуть до костей. А насчет бесплатных вариантов она отказалась меня просвещать, поэтому мы решили с Милой попытать счастья на других базах.

Следующая выглядела совсем уж заброшенной с полу советским грустно-серым зданием, и маленькими деревянными домиками на задней площадке. Из памяти всплыли воспоминания о детских лагерях при взгляде на рисунки которые были на стенах.

Побродив в округе, мы приметили неплохое место позади домиков. Только у кого спрашивать? Я обошел большое здание вокруг, пока не увидел на первом этаже свет. И тут же постучал в ближайшую дверь. Оттуда вышла пожилая женщина с довольно своеобразным чувством юмора. Я не стал уточнять у нее насчет платности места для палатки, а сразу спросил о возможности бесплатного ночлега.

Бабуля подумала, улыбнулась, да и разрешила воткнуть палатку как раз там, куда мы и хотели. Я даже удивился, что так все легко получилось. А оказалось, бабули (их было две в комнате) до выхода на пенсию работали здесь же в детском горнолыжном лагере. Сейчас чисто “по блату” на лето приезжают по старой памяти здоровье горным воздухом подлечить, да в тишине лесной отдохнуть, а заодно и присматривают за местностью. В общем, повезло нам, чего тут еще рассуждать:).

Долина и гора Чегет.

Спалось до безумия холодно, утром вылезать из “мини-домика” даже не хотелось. Разве что дождаться, пока солнце до нас дойдет и погреться. С бабулями я еще вчера договорился, что мы тут на пару дней останемся, заодно про маршруты уточнил и про подъемник.

Приэльбрусье имеет три долины: Азау, Терскол и Чегет. Нас заинтересовала последняя, да и баба Света о нем больше всего рассказывала. Чегет зовется не только долина, но и поселок рядом и гора, близ Эльбруса, славящаяся среди лыжных фрирайдеров по всему миру.

Баба Света сразу раскусила, что мы за путешественники такие, поэтому рассказала пару секретов, как можно пользоваться подъемником бесплатно. На горе Чегет есть три очереди (три уровня или три площадки). Первая очередь самая длинная и самая популярная. Внизу на площадке берут деньги за весь подъемник сразу, неважно сколько вверх ехать, а заплатить придется не меньше 500 руб. даже в летний сезон.

Так вот, на первую очередь можно подняться пешком, а вот на вторую и третью, в том числе и обратный спуск уже билет спрашивать не будут, то есть можно использовать подъемник бесплатно. Этим мы и решили воспользоваться, когда автостопом поехали сначала в небольшой поселок Чегет.

Подкинули нас местные молодые ребята, которые сами высадились на нижней площадке, подходящей к горе Чегет. Здесь, конечно, через каждые 5 метров то отель, то кафе, то сувенирная лавка. Даже не сезон никого не пугает, туристов здесь предостаточно. Я рад, что в то утро нам к тому же повезло с погодой и периодически даже солнце показывалось.

Зимой Чегет имеет несколько спусков, среди которых каждый может выбрать себе то, что по силам. А сейчас, летом, вместо лыжников здесь можно увидеть множество велосипедистов-смертников. Они с таких крутых высот на огромной скорости спускаются, что по другому просто их не назвать.

Вот так поднимаешься себе неспешно по горе, малину пощипываешь, любуешься горными пейзажами, а тут тебе из-за какой-нибудь сосны это чудо на колесах вылетает. И не боятся ведь.

Пешком подниматься на гору из туристов смельчаков не было. За время нашего подъема нам встретилось всего два человека. Первыми были отец с сыном, которые купили билет на подъемник, но мальчишка настолько испугался высоты, что дальше первой очереди они не забрались, а обратно вообще пешком пошли.

А вторая была женщина, которая судя по обмундированию и трекинговым палкам очень любила горные пешеходные тропы. Кстати, именно она посоветовала прежде, чем мы доберемся до первой площадки, пройти по тропинке влево за голубой знак и полюбоваться горным озером.

Правда она же предупредила, что для русских достаточно паспорта, а вот иностранцам нужно иметь при себе специальное (и явно не бесплатное) разрешение, которое будут проверять пограничники по пути.

Горное озеро и ливень.

Говорят, в Приэльбрусье более 300 солнечных дней в году. Видимо в тот день, мы попали в оставшиеся 65:). Потому что утренняя ясность постепенно стала сменяться серыми облаками и пронизывающим ветром.

Тропинка к озеру оказалась совсем не короткой, да и обещанных пограничников нам так и не попалось на пути, хотя я и видел вдали на холме сторожевую башню. В голове стали появляться мысли о том, что мы заблудились, когда впереди, наконец, появились первые очертания зеленого горного озера.

Чем ближе мы подходили, тем больше подробностей открывалось.

К примеру отсюда сверху я начал различать какие-то белые надписи рядом с озером. Подойдя еще ближе, я понял, что туда вниз можно спуститься и выложить большими камнями какую-нибудь надпись типа “здесь был Вася”, сверху это будет смотреться очень эффектно.

К тому же между кустов я различил несколько цветных точек, значит туристы действительно туда спускаются. Мы с Милой застыли в нерешительности, последовать ли их примеру, когда неожиданно за нас все решил ливень, начавшийся совершенно внезапно.

Это вам не лес, где можно хотя бы под кроной дерева укрыться. Здесь на полуголой горе ближайшая крыша была только на первой площадке или вон в той военной будке. Мы с Милой и все туристы, которые сейчас были у озера (в тот момент я им не завидовал), поспешили обратной дорогой, постепенно промокая насквозь в совокупности с пронизывающим холодным ветром.

Мы даже догнали еще каких-то туристов, которые тоже решили спуститься к озеру, а теперь спешно возвращались на первую очередь. Признаться, я думал они сразу попробуют дернуть ручку сторожевой башни, ведь до следующего укрытия очень далеко, но ребята пробежали мимо даже не попробовав. А я сразу направился к двери, дернув за ручку со всей силы. На удивление дверь оказалась не запертой, а внутри никого не было.

Здесь, конечно, было не сильно тепло, но по крайней мере не сыро. Из всех последующих “промокших” только еще две девочки догадались сделать так же, остальные просто проходили мимо даже не пытаясь что-то поменять в их сложившейся ситуации.

Бесплатный подъемник и возвращение.

Мы же с Милой переждали основной дождь, а потом остаток пути преодолели в более комфортных условиях. Погода, правда, испортилась окончательно. Я думал, что не смогу из-за скопившихся серых туч даже с первой площадки пофотографировать, но пока облака закрыли для меня обзор только на Эльбрус. Поэтому друзья, простите, сегодня без фото этой легенды.

На самую вершину я решил не подниматься, да это было бессмысленно из за затянутого неба. А вот на вторую очередь таки решился. Правда подъемник туда был с одним сидением, поэтому Мила отказалась составить мне компанию. Как и рассказывала нам баба Света, дальше первой очереди можно пользоваться подъемником бесплатно. Чем я и воспользовался, естественно.

На самом деле Мила ничего не потеряла, обычная площадка с еще одной кафешкой и вот такими горными пейзажами.

Так что я только поднялся, сделал пару фотографий и сразу вниз. А дальше уже с Милой мы совсем спустились с горы Чегет.

За время нашего спуска снова солнышко выглянуло. По этому поводу мы решили еще попробовать доехать до горы Эльбрус. Но, дойдя до поворота, мы простояли около часа, так и не смогли поймать попутку. Поэтому немного уставшие мы таки вернулись на базу и остаток дня прогулялись по окрестностям.

Еще одна холодная ночь.

Главное было пережить еще одну холодную ночь. Однако, кроме холода нас ожидал еще один сюрприз, где-то около полуночи зарядил такой ливень, что наша палатка просто “поплыла”. Кое-как мы додремали до раннего утра, а потом под все еще непрекращающимся дождем перенесли вещи в комнату бабы Светы и Татьяны.

Нас напоили горячим чаем, обогрели (насколько это было возможно). И баба Света сказала волшебные слова: “Если бы я знала про дождь, мы бы выделили вам комнату в здании, все равно там сейчас никого нет”. Замечательно, то есть она могла нас поселить в одной из пустующих комнат старого здания, а мы все два дня мерзли на улице и слушали вой шакалов неподалеку.

И снова я не в обиде, ведь если бы не эти бабули, то мы могли вообще не найти бесплатный ночлег в Приэльбрусье. К тому же нам досталось по горячей кружке чая с пряниками.

Вторая более тихая старушка, помолившись на дорожку, отправилась навестить родственников, которые жили в этой местности. А мы дождались, когда окончательно стихнет дождь, натянули свои рюкзаки и открыли дверь навстречу первым лучам солнца.

Куда мы направимся дальше? Пусть это будет очередной маленькой тайной, которую я раскрою в . Вы же знаете, что можно стать первым, кто будет знать обо всех новостях сайта первым, если подписаться на рассылку . Увидимся, друзья.

Гора Чегет находится в Кабардино-Балкарской республике, в горной системе Кавказа, неподалеку от Эльбруса. Высота горы составляет 3650 м. Гора Чегет известна всем любителям горнолыжного спорта и горного туризма. Горнолыжники считают местные трассы одними из наиболее сложных в мире. Всего здесь насчитывается пятнадцать горнолыжных трасс с перепадом высот от 2100 м до 3050 м. Все они доступны для спусков с глубокой осени до конца весны. Трассы оборудованы как для тренировочной езды, так и для горнолыжных соревнований.

В настоящее время на горе Чегет работают четыре не скоростных подъемника, поэтому очередь к ним образовывается постоянно. В 1963 г. на Чегете была введена в эксплуатацию канатно-кресельная дорога (протяженность - 1600 м, перепад высот - 650 м). Открытие канатно-подвесной дороги состоялось в 1969 г.

Горнолыжные трассы горы очень зависят от погодных условий, так как они не оборудованы снежными пушками. Помимо сложностей нельзя недооценивать и потенциальную опасность каждой из трасс горы Чегет. Трассы этой горы обозначены на схемах, как сложная, средняя и легкая. Но со слов самих горнолыжников, сложность эта достаточно условна. Зачастую, легкая трасса оказывается намного трудней для прохождения, чем ожидалось.

На склоне горы Чегет расположена обзорная площадка и уютное кафе (на высоте 2719 м). Туристы, посещающие гору Чегет, также могут полюбоваться удивительной панорамой с горы: с одной стороны - посёлок Терскол, двуглавый Эльбрус и Баксанское ущелье, а с другой - Когутаи, Накру и Донгуз-Орун.

Чистый горный воздух, сочетание альпийских лугов, хвойных лесов, древесно-кустарниковых редколесий, живописных долин и ущелий придают Приэльбрусью неповторимый образ. Гора Чегет - настоящий рай для любителей активного отдыха и экстремальных видов спорта.

В Кабардино-Балкарии расположен чудесный уголок природы, который привлекает как любителей пейзажей, так и спортсменов – альпинистов и горнолыжников. Этот уголок – гора Эльбрус и её окрестности. Приэльбрусье – это одно из тех мест, куда возвращаются снова и снова, потому что красота горной природы завораживает навсегда. Приэльбрусье находится в самом центре Кавказского региона и имеет много неповторимых и неописуемых по красоте достопримечательностей.

Отдыхающих наверняка заинтересуют прогулки по канатным дорогам, общая протяжённость которых составляет около двенадцати километров, и наблюдение за великолепными горными пейзажами. Возможно, это удивит Вас, но, съездив на отдых в Приэльбрусье, Вы вполне можете вернуться домой с загаром, не уступающим южному. Загорать на снегу – это, одновременно и приятное развлечение, и удовольствие, и экстрим!

Туристам, предпочитающим активный отдых, будут интересны горнолыжные спуски (общая длина – около тридцати пяти километров) и альпинистские маршруты. Начало горнолыжного сезона приходится, обычно, на ноябрь, а продолжается до мая и даже июня. Лыжные трассы разного уровня сложности дают шанс покататься без травм и прочих негативных эмоций не только опытным спортсменам, но и начинающим горнолыжникам. В Приэльбрусье новичкам помогут научиться кататься на горных лыжах опытные и доброжелательные инструкторы.

Главными вершинами региона являются горы Эльбрус и Чегет. Они очень живописны и величавы, кроме того, они являются популярными объектами альпинистского восхождения. Расскажем вкратце об этих горах.
Высота горы Чегет составляет 3 650 метров, несколько канатно-кресельных дорог, как парных, так и однокресельных, поднимут Вас на высоту. Подъём состоит из двух поворотов: длина канатной дороги первого составляет 1 600 метров, второго – 900 метров. Максимально возможная высота подъёма по канатной дороге – три тысячи пятьдесят метров. Различие высот на первом повороте – 650, на втором – 300 метров. На Чегете есть пара мест, которые будут интересны сноубордистам – это южные склоны и линия «Доллар» на северном склоне. Спуски для горнолыжников, преимущественно, характеризуются средней и высокой степенью сложности, новичкам лучше попробовать кататься на склонах Эльбруса. Всего на горе Чегет расположено полтора десятка горнолыжных трасс. Для того, чтобы покататься на склонах Чегета, профессиональные горнолыжники приезжают со всех уголков мира. Здесь регулярно проводятся международные соревнования по горнолыжному спорту. В Приэльбрусье находится много разнообразных по ценовым категориям гостиниц.

Эльбрус – главная вершина района – имеет высоту в 5 642 метра. Это самая высокая вершина не только Кавказа и России, но и всей Европы в целом. Подъём на Эльбрус состоит из следующих участков и станций:

  • нижняя станция – гостиница Азау;
  • канатная маятниковая дорога Эльбрус-1 длиной в полторы тысячи метров и с разницей между высотами около 650 метров;
  • станция Старая перспектива;
  • канатная маятниковая дорога Эльбрус-2 протяжённостью в 1 750 метров и с разницей между высотами в 550 метров;
  • станция Мир, на которой расположен музей боевой славы защитников Приэльбрусья и кафе;
  • канатная кресельная дорога длиной в две тысячи метров с различием между высотами в 280 метров;
  • станция Гара-Баши, с которой альпинисты начинают восхождение на Эльбрус.

На склонах Эльбруса есть горнолыжные спуски любой сложности, поэтому найти подходящую линию сможет любой лыжник – от начинающего до профи. Основная зона катания находится между высотами в 2 280 и 3 800 метров. Сноубордистам можем посоветовать обратить внимание на спуски за вторым от станции Мир поворотом маятниковой дороги. Склоны Эльбруса будут интересны также фрирайдерам и поклонникам бэккантри, они могут кататься поодиночке или в составе групп. Те, кто устал, катаясь на спусках, могут восстановить свои силы, сделав несколько глотков нарзана из местных, никогда не замерзающих, источников.

В Приэльбрусьи активно развивается туристическая инфраструктура: строятся и модернизируются гостиницы, канатные дороги, места отдыха и развлечений – кафе, бары, дома отдыха. Туристы могут посетить источник Маленькие Нарзаны, а также музей Владимира Высоцкого.

Думаем, Вы уже наполнены решимостью посетить это замечательное место – окрестности горы Эльбрус. В таком случае необходимо задуматься о том, как добраться до Приэльбрусья. Это очень просто: самолётом или поездом необходимо долететь или доехать до города Минводы или Нальчика, а там взять такси, которое привезёт Вас в одну из гостиниц Приэльбрусского района.

Представляем Вам краткую справочную информацию о канатных дорогах гор Эльбрус и Чегет. Вы узнаете об их истории, протяжённости и пунктах остановки.

Канатная дорога на Эльбрус начинается около гостиницы Азау и проходит до пункта Старый кругозор (высота – 2 950 метров), после пересадки можно добраться до пункта Мир. Высота, на которой расположена эта станция – 3,5 тысячи метров, здесь Вас ждёт, наверное, самое высокое в мире кафе, называющееся точно так же – «Мир», в котором Вам предложат отведать традиционные блюда кавказской кухни. На станции Мир стоит задержаться не только для того, чтобы перекусить – посетите музей боевой славы, почтите память тех, кто защищал окрестности Эльбруса в годы Великой Отечественной войны.

Для того, чтобы подняться выше, Вам необходимо проследовать кресельной канатной дорогой до пункта Гара-Баши, расположенного на высоте 4 200 метров. Именно с этой станции начинается альпинистский маршрут восхождения на Эльбрус. От каждой станции – Старого кругозора, Мира, Гара-Баши – вниз идут горнолыжные спуски, общая протяжённость этих трасс составляет около 35 километров. Расстояние между станциями Гара-Баши и Мир, Мир и Старый кругозор – по две тысячи метров, а от Старого кругозора до гостиницы Азау - почти две с половиной тысячи метров. Перечислим вкратце характеристики канатных дорог, ведущих на Эльбрус:

  • дорога IV «Эльбрус-1», маятниково-канатная, протяжённость – 1 900 метров, время в пути – 12 минут;
  • дорога V «Эльбрус-2», маятниково-канатная, протяжённость – 1 800 метров, время в пути – 12 минут;
  • дорога VI «Эльбрус», канатно-кресельная, протяжённость – 1 000 метров, время в пути – 12 минут;
  • дорога №2 «ВЛ-500», буксировочная, протяжённость – 500 метров, время в пути – 5 минут.

Выше мы не упомянули про самую новую канатную дорогу Эльбруса, но сделали это не по забывчивости, а потому, что она заслуживает отдельного внимания. Итак, канатная дорога Ariana-8 (Ариана-8) была спроектирована в 2003 году, а запущена в эксплуатацию 17 декабря 2006 года, с двухгодичным отставанием от первоначальных планов. Эта канатная дорога ведёт от станции около гостиницы Азау (рядом с нижней станцией дороги от Азау до станции Мир) до пункта Старый кругозор. Протяжённость дороги составляет 1 760 метров, а разница между высотами – почти 580 метров. Дорога включает в себя 58 кабин вместимостью по восемь человек, а её пропускная способность немногим менее 2,5 тысяч человек в час. Средний уклон канатной дороги составляет около 35%.

Здание нижней станции выглядит достаточно современно и надёжно – в его архитектуре прослеживается высокотехнологичность, поэтому тем, кто вначале сомневается в надёжности канатной дороги фактически приходится поверить в неё. Верхняя станция выдержана в том же стиле, что и Азау, поэтому у туристов не возникает диссонанса между началом и окончанием пути.

Теперь – о канатных дорогах, ведущих на гору Чегет. Первая кресельная канатная дорога заработала здесь более сорока лет назад – в 1963 году, её длина составляла более полутора километров, а разница в высотах – около 650 метров. Вторая очередь канатной дороги – «Чегет-2» – была запущена в 1966 году. В 1969 году была введена в строй парная канатно-кресельная дорога, а в 1974 году начала свою работу гостиница Чегет. Слева от канатной дороги на Чегет находятся горные вершины Донгузорун, Когутай и Накра, справа – знаменитая двуглавая гора Эльбрус. Туристов поразит своей красотой поляна Чегет с органично вписывающимися в неё объектами туристической инфраструктуры – гостиницами и туристическими базами. На высоте 2 750 метров расположена станция Ай, на которой можно вкусно пообедать в кафе. Завершением канатной дороги выступает пункт Чегет-3, находящийся на высоте 3 083 метра. Всего на Чегете действуют в настоящее время четыре канатные дороги:

  • дорога I «Чегет-1», канатно-кресельная, протяжённость – 1 600 метров, время в пути – 13 минут;
  • дорога II «Чегет-2», канатно-кресельная, протяжённость – 900 метров, время в пути – 11 минут;
  • дорога III «Парная», протяжённость – 1 600 метров, время в пути – 13 минут;
  • дорога №1 «ВЛ-300», буксировочная, протяжённость – 300 метров, время в пути – 3 минуты.