Дворец Цецилиенхоф - место проведения Потсдамской конференции

Берлинская (Потсдамская) конференция руководителей трех союзных держав - СССР, США и Великобритании, состоявшаяся 17 июля - 2 августа 1945 г., занимает в мировой истории особое место. Конференция в Потсдаме (кодовое название «Терминал») была встречей победителей над фашистской Германией и ее союзниками. Лидеры антигитлеровской коалиции - И.В. Сталин, Г. Трумэн, У. Черчилль и сменивший британского премьер-министра в ходе конференции К. Эттли - собрались в пригороде столицы разгромленного третьего рейха, чтобы заложить основы послевоенного мира.


На Потсдамской конференции 1945 г.

За 70 лет, прошедших со дня ее проведения, вокруг встречи в Потсдаме возникло изрядное количество мифов и легенд, несущих на себе отпечаток разочарований и несбывшихся надежд народов на мирное послевоенное будущее. Имевшиеся разногласия в межсоюзнических отношениях закономерно усилились к концу войны, когда пришла пора делить плоды общей победы, а после переросли в непримиримый раскол между ними и после товарищества по оружию в рядах великой коалиции развели их по разные стороны баррикад.

Несмотря на мрачные прогнозы в некоторых кругах на Западе, общее настроение в официальном Вашингтоне и Лондоне было осторожно оптимистичным. Среди широкой общественности и в печати оно было еще более преисполненным надежд и энтузиазма. Исключительное мужество и тяжелейшие жертвы советских людей в войне против Гитлера породили мощную волну симпатий к их стране, которая во второй половине 1945 г. захлестнула многих критиков советской системы и ее методов. На всех уровнях существовало широкое и горячее стремление к сотрудничеству и взаимопониманию.


1945 г. Потсдам. Встреча «Большой тройки». К. Эттли, Г. Трумэн, И. В. Сталин.

Однако вопреки доминирующим общественным настроениям, сотрудничество между вчерашними союзниками переросло в открытое противостояние, что вызвало политическую потребность на Западе скорректировать взгляд на Потсдамскую конференцию, и на историю антигитлеровской коалиции в целом. В связи с этим союз СССР, США и Великобритании стал изображаться как «противоестественный», «аномальный» и «случайный», а сама Потсдамская конференция как форум, возвестивший начало холодной войны. В Советском Союзе происхождение холодной войны рассматривалось как стремление США и их новых союзников доминировать над миром за счет интересов СССР и «других свободолюбивых народов», чему с советской стороны и был дан отпор на Потсдамской конференции.

В действительности имело место столкновение двух крупнейших геополитических моделей послевоенного переустройства мира между главными победителями во Второй мировой войне, окрашенных в идеологические тона, которым в Потсдаме удалось найти приемлемый, однако, временный компромисс, намеченный еще в Ялте.


Премьер-министр Великобритании Клемент Эттли, президент США Гарри Трумэн и Председатель Совета министров СССР Иосиф Сталин на Потсдамской конференции 1945 г.

Место проведения Потсдамской конференции, в отличие от Ялтинской, было определено без серьезных споров между союзниками. В Москве организация встречи в освобожденном советскими войсками Берлине в советской зоне оккупации рассматривалась как признание заслуг и вклада Советского Союза и его армии в разгром фашизма и освобождение народов Европы от нацистской тирании. Так как Берлин был сильно разрушен, выбор, скорее всего по техническим соображениям, пал на расположенный поблизости от него старинный Потсдам, где хорошо сохранился дворец Цецилиенхоф. Выбор Потсдама имел и глубоко символическое значение. В самом центре Потсдама 21 марта 1933 г. фельдмаршал и рейхспрезидент О. фон Гинденбург скрепил рукопожатием назначение А. Гитлера канцлером Германии. С этого момента время для немцев неудержимо шло к национальной катастрофе. В Потсдаме трагический круг истории замкнулся.

Советской делегации предстояло решить сложную задачу: закрепить итоги войны, сохранить плоды победы и при этом не допустить раскола между союзниками, чтобы продолжить сотрудничество с ними в послевоенное время в интересах безопасности Советского Союза, восстановления его экономики и международной стабильности. Обессиленному войной Советском государству была нужна перспектива прочного мира на обозримое будущее, чтобы сосредоточиться на решении внутренних задач.

Советские цели на переговорах органично вытекали из всего предшествующего опыта СССР и дореволюционной России и носили скорее геополитический, прагматический, нежели идеологический характер. На практике это означало укрепление территориальной безопасности Советского государства, закрепление в пользу СССР новых границ в Европе и на Дальнем Востоке, ликвидацию санитарного кордона и превращение сопредельных государств в надежных соседей и союзников Советского Союза.

В отечественной историографии утвердился тезис о том, что на этапе освобождения Восточной Европы и первых послевоенных месяцев с советской стороны речь велась не о «советизации» или «социализации» освобожденных государств, а ставилась задача поддержки в этих странах дружественных режимов левого и антифашистского толка. Вопросы политического характера власти освобожденных государств затрагивались в самых общих чертах, чтобы не воскрешать довоенные страхи на Западе, вызванные «мировой коммунистической революцией», а упор делался на их внешнеполитической ориентации и отношениях с Советским Союзом. Тон советского руководства и его риторика были скорее общедемократическими, пацифистскими и антифашистскими, нежели классово-непримиримыми и воинственно-идеологическими.


Сообщение о Берлинской (Потсдамской) конференции трех держав, 2 августа 1945 г.

Центральное место в ходе переговоров занимали вопросы европейского урегулирования, прежде всего германский. Политические условия обращения с Германией на послевоенный период, знаменитые четыре «Д» - демократизация, демилитаризация, денацификация и декартелизация, были легко согласованы между участниками конференции.

Большое значение для судеб Европы и всего мира имела достигнутая договоренность о том, что германский милитаризм и нацизм будут искоренены и в будущем приняты другие меры, чтобы Германия никогда больше не угрожала своим соседям или сохранению мира во всем мире. Была согласована цель «окончательной реконструкции германской политической жизни на демократической основе».

Серьезные разногласия обнаружились, когда перешли к обсуждению положения в освобожденных государствах. Американский президент потребовал «немедленной реорганизации теперешних правительств Румынии и Болгарии» в качестве условия установления с ними дипломатических отношений и последующего заключения мирных договоров. При этом Трумэн считал возможным проявить особое расположение к Италии и предложить оказать ей поддержку в вопросе о вступлении в только что созданную Организацию Объединенных Наций. Американская делегация предложила подписать два отдельных документа с рекомендациями по Италии и другим странам - сателлитам Германии, в то время как советская сторона выступала за единый документ. Англичане, в свою очередь, мотивировали собственную неготовность установить дипломатические отношения и согласиться со вступлением Румынии и Болгарии в ООН тем, что правительства этих стран представляли «коммунистическое меньшинство».

Это выглядело как откровенное давление Запада на страны Восточной Европы, а использование в этих целях вопроса их международного признания было равнозначно отказу им в легитимности. В ответ на этот ультиматум И. В. Сталин заблокировал вопрос о легитимизации положения в Италии, лишив ее поддержки при вступлении в ООН, и наотрез отказался присоединиться к американскому проекту резолюции.

В конечном счете, участникам удалось найти дипломатическую формулу, которая при всей ее расплывчатости все-таки не допускала откровенной дискриминации указанных стран. В протоколе конференции было записано, что правительства трех держав, «каждое в отдельности, согласны изучить в ближайшее время в свете условий, которые будут тогда существовать, вопрос об установлении в возможной степени дипломатических отношений с Финляндией, Румынией, Болгарией и Венгрией до заключения мирных договоров с этими странами».

Это соглашение оставляло почву для дальнейшей борьбы за страны Восточной Европы в ходе подготовки подписания с ними мирных договоров.

Разработкой этих договоров предстояло заняться созданному решением конференции Совету министров иностранных дел (СМИД) пяти держав: СССР, США, Великобритании, Франции и Китая.

Не менее остро в Потсдаме проходило и обсуждение польского вопроса, который в годы войны наиболее полно вместил в себя межсоюзнические противоречия по послевоенному устройству мира. Политическая ситуация в Польше, приход к власти там просоветских сил не

устраивали Лондон и Вашингтон. Однако, не отказываясь от борьбы за Польшу, им пришлось под давлением обстоятельств пойти на признание польского временного правительства расширенного состава на основе «ялтинской формулы» и прекратить отношения с польским правительством Т. Арцишевского в Лондоне. Надежды на укрепление в Польше позиций своих сторонников американцы и англичане связывали с предстоящими в Польше выборами.

В связи с этим большое значение приобрел в Потсдаме вопрос о закреплении новой западной границы Польши, лишь в общих чертах согласованный союзниками в Крыму. По сути, речь шла о суверенитете и государственности Польши, возрождавшейся после нацистской оккупации в новых территориальных границах. Для Советского Союза это был также вопрос его территориальной безопасности, связанный с послевоенным миром в Европе и созданием прочных гарантий против новой агрессии со стороны

Германии. Новая западная граница рассматривалась союзниками как большой шаг навстречу послевоенной Польше.

Президент США первоначально предложил отложить признание польско-германской границы по Одеру - Нейсе до мирной конференции, что противоречило согласованному в Ялте с его предшественником решению о переносе польской западной границы путем приращения польской территории на севере и западе. Он мотивировал свой отказ тем, что это ущемит интересы Германии, лишит ее четверти пахотных земель и угольных ресурсов и тем самым помешает выплате ею репараций. Черчилль оказался еще более категоричен, заявив в ходе заседания 21 июля 1945 г.: «Я считаю, что поляки не имеют права взять себе эту часть Германии».

Реакция И. В. Сталина была юридически взвешенной и опиралась на достигнутые в Ялте решения по Польше и конкретное положение дел, которое сложилось в результате наступательных операций Красной армии, повлекших за собой массовый исход немецкого населения с этой территории в глубь Германии. Кроме того, он предложил пригласить в Потсдам польскую правительственную делегацию для выяснения ее мнения, чтобы соблюсти демократические приличия и спросить мнение заинтересованных лиц, а не действовать за их спиной.

В конечном счете, вопрос решился на компромиссной основе в пользу поляков. Хотя окончательное решение было отложено до мирного урегулирования, в протоколе конференции четко указывалось, что под управление Польского государства переходили бывшие германские земли к востоку от линии рек Одер - Западная Нейсе.

Потсдамская конференция в большей степени, чем другие саммиты большой тройки, была отмечена жестким дипломатическим торгом, как в больших, так и в малых вопросах. Борьба шла буквально по каждому пункту повестки дня. Американская делегация широко практиковали тактику пакетных соглашений или увязок между собой порой не связанных проблем с целью выторговать для США наилучшие условия.

Главным средством давления на Советский Союз и получения от него существенных уступок стал репарационный вопрос, представлявший важный интерес для истощенной войной советской экономики. Если в Крыму Ф. Рузвельт пошел навстречу интересам СССР и согласился принять цифру в 20 млрд. долларов как основу для взыскания репараций с Германии, из которых 10 млрд. причиталось бы Советскому Союзу, то У. Черчилль отказался это сделать. В Потсдаме Г. Трумэн отошел от взятых его предшественником обязательств.

Репарационная проблема была центральной, но не единственной. Вместе с ней требовали решения и другие экономические вопросы: германского золота, активов, ценных бумаг и инвестиций за рубежом, немецкого военного и торгового флота. Ради получения немецких репараций, прежде всего столь нужного стране промышленного оборудования, советская сторона отказалась от получения германских активов, инвестиций, ценных бумаг в западных зонах оккупации, а также от так называемого германского золота, награбленного со всей Европы. В протоколе конференции было зафиксировано, что репарационные претензии Советского Союза будут удовлетворены изъятиями из зоны Германии, оккупированной СССР, и из соответствующих германских вложений за границей. Конкретная сумма репараций при этом по настоянию западных держав опускалась. Кроме того, Советскому Союзу полагались дополнительно 15% оборудования из западных зон в счет эквивалентных по стоимости поставок сельскохозяйственных и сырьевых товаров из своей зоны и 10% оборудования из западных зон без каких-либо оплаты или возмещения.

Частью решения вопроса о захваченной победителями германской добыче являлся и вопрос о немецком военном и торговом флоте. Здесь И. В. Сталин не собирался уступать и настойчиво добивался получения Советским Союзом его законной доли. Флот был разделен поровну, как говорилось в подписанном протоколе, «между СССР, Соединенным Королевством и Соединенными Штатами» не позднее, чем 15 февраля 1946 г.


Участники Потсдамской конференции. На фото 2-й слева - первый заместитель наркома Иностранных дел СССР Андрей Януарьевич Вышинский, 4-й слева - посол США в СССР Аверелл Гарриман, 5-й слева - нарком иностранных дел СССР Вячеслав Михайлович Молотов, 6-й слева - министр иностранных дел Великобритании Энтони Иден, 7-й слева - государственный секретарь США Эдвард Стеттиниус, 8-й слева - заместитель министра иностранных дел Великобритании Александр Кадоган

Западные партнеры положительно отнеслись к ряду территориальных вопросов, волновавших советских руководителей за пределами зоны их непосредственного влияния. Речь шла, например, об изменении невыгодного для СССР статуса черноморских проливов и получении там права иметь военную базу, о восстановлении утерянных Россией прав по итогам Первой мировой войны на некоторые территории на Кавказе (Тао-Кларджетия — грузинский Лазистан и Карская область), о получении СССР своей доли колониального наследства, в частности заявленной с советской стороны претензии на управление итальянскими колониями, и о многом другом.

Проводя переговоры с союзниками, советское руководство исходило также из того, что СССР становился после войны великой державой, таким образом, его флот был заинтересован в выходе в Средиземное море и Мировой океан. В связи с этим возникала необходимость пересмотра конвенции Монтрё о режиме проливов, которая обрекала советский черноморский флот на зависимое от Турции положение, а также о получении в проливах Босфор и Дарданеллы советской военной базы. Американцы предприняли неожиданный ход, предложив И.В. Сталину объединить проблему проливов с вопросом о международных внутренних водных путях. Речь шла о том, чтобы объявить судоходство по Дунаю и Рейну полностью свободным в духе нового издания доктрины «открытых дверей» для Европы, как это было сделано в ХIХ в. в отношении Китая под лозунгами «свободы торговли» и «равных возможностей».

В итоге, вся выстраиваемая советской дипломатией новая геополитическая конструкция давала трещину. Баланс интересов оказался нарушен. И. В. Сталин пришел к выводу, что в отношении проливов не удастся достичь соглашения, «поскольку наши взгляды весьма расходятся». Все последующие настойчивые попытки американцев вернуться к обсуждению представленного ими документа о «свободной и неограниченной навигации по международным внутренним путям» успеха не имели.

Окончательно был решен вопрос о присоединении к СССР части Восточной Пруссии с г. Кёнигсбергом, согласованный еще в Крыму.

В Потсдаме поднималась и тема справедливого суда над нацистскими преступниками, так как параллельно между тремя державами шла интенсивная подготовка к работе Международного военного трибунала над главарями нацистской Германии в Нюрнберге. И. В. Сталин предложил не позднее чем через месяц опубликовать первый список привлекаемых к суду немецких военных преступников.

Вопрос о скорейшем возвращении советских военнопленных домой в Потсдаме был поставлен советской делегацией в связи с имевшимися фактами препятствования этому со стороны властей союзников. В дополнение к проблеме военнопленных с советской стороны в ходе предпоследнего заседания большой тройки 1 августа 1945 г. был поставлен вопрос о враждебной СССР деятельности белоэмигрантов и других лиц, и организаций в американской и английской зонах оккупации в Германии и Австрии.

В ходе Потсдамской конференции СССР подтвердил свое обязательство не позднее трех месяцев после капитуляции Германии объявить войну Японии.

Потсдамская конференция подвела черту под шестилетним периодом Второй мировой войны и обозначила исторический рубеж между войной и миром. Вместе с тем она отразила новую ситуацию, возникшую в мире в результате победы стран антигитлеровской коалиции над блоком государств-агрессоров. Ценой миллионов человеческих жизней и колоссальных разрушений одни глобальные противоречия были разрешены, а другие только начинали заявлять о себе в связи с изменением геополитической карты мира, его новым переделом и столкновением интересов между победителями во Второй мировой войне.

В целом участникам Потсдамской конференции удалось на время смягчить наметившиеся разногласия и не допустить открытого разрыва между собой. Так как идеологические факторы открыто еще не заявили о себе, было сложно определить подлинные масштабы и глубину этих разногласий. Стороны предпочитали договариваться там, где это было возможно, проявляли известную терпимость и гибкость, понимание интересов друг друга и откладывали на потом трудные вопросы.

Если об «атмосфере одной большой семьи», по выражению Ф. Рузвельта в Крыму, говорить уже не приходилось, то не было еще и открытой враждебности, и воинственности, которые стали отличительными чертами холодной войны.

А. Прохоровская,
старший научный сотрудник
Научно-исследовательского института военной истории
Военной академии Генерального штаба ВС РФ,
кандидат исторических наук

Именно с этого события начинается отсчет нового этапа в истории человеческой цивилизации в целом и истории ХХ века в частности. Вслед за подведением итогов Второй мировой войны мир сделался биполярным и очень скоро стал ареной военного противостояния между двумя сверхдержавами - СССР и США.

Потсдамская конференция: причины, итоги, последствия

17 июля 1945 года члены т.н. Большой тройки - лидеры США, Великобритании и СССР - собрались в небольшом немецком городке Потсдам, чтобы подвести итоги своей победы в недавно закончившейся войне. Состав участников конференции изменился: 12 апреля 1945 года скончался президент США Рузвельт. Его теперь заменил Гарри Трумэн. Уже в ходе самой конференции Уинстон Черчилль, живой символ Великобритании времен войны, вынужден был подать в отставку - он проиграл выборы. Ему на смену приехал лидер лейбористов К.Эттли. И только оставался бессменным членом этого своеобразного «клуба».

Справедливости ради надо отметить, что победители уже исподволь готовились к грядущим схваткам между собой. Не случайно то обстоятельство, что Гарри Трумэн как бы невзначай сообщил Сталину об успешных испытаниях в США атомной бомбы, чем подхлестнул развитие советской атомной промышленности. Трумэн был удивлен, как спокойно Сталин отреагировал на эту новость, а тот уже знал всё из донесений разведки. Тем не менее, державы все еще оставались союзными, предстояла пусть и недолгая, но борьба с Японией.

Мир старались поделить в согласии между собой. Прежде всего нужно было определиться с побежденной Германией. Здесь великие державы придерживались принципа «четырех Д»: денацификация, демократизация, демонополизация, демилитаризация. Нацизм должен был быть выкорчеван из Германии. Лидеры нацисткой партии должны быть преданы суду международного трибунала. Действительно, в ноябре 1945 года, в Нюрнберге, стал работать такой международный трибунал, который 1 ноября 1946 года присудил ведущих лидеров нацистской партии к смертной казни и длительным срокам тюремного заключения. Десять из них были повешены.

Германская военная мощь никогда больше не должна была возродиться. Для этого германскую экономику и предполагалось децентрализовать, с ликвидацией крупных картелей, трестов, синдикатов. Германия должна была стать демократическим государством со свободными выборами. Не все эти решения были выполнены. Демократизация в Восточной Германии не состоялась - здесь условия диктовал Советский Союз. Демонополизация в западной части тоже не получилась - немецкая экономика оправилась от последствий войны.

Не только по поводу Германии шли беседы на Потсдамской конференции. Определялись контуры будущего мирового устройства. В июне 1945 года была создана Организация Объединенных Наций. Совет Безопасности этой организации мог решать вопросы предотвращения войны и даже посылать воинские контингенты в те страны, где возникала угроза новой агрессии. Постоянными членами Совбеза ООН стали Советский Союз, США, Великобритания, Франция и Китай - страны-победители во Второй мировой войне. Они же получили возможность накладывать вето на некоторые решения, т.е. останавливать решения, опасные для судеб мира.

Однако победители принадлежали к разным военным лагерям и заранее прописывали новые правила игры. Еще один важный итог Потсдамской конференции заключался в том, что начинается деколонизация в мире. Разного рода расовые теории признаются неприличными в новых условиях. Мир стал сдвигаться в совершенно другом направлении, в сторону демократизации и прогресса. Отчасти стали реализовываться принципы социального равноправия.

  • Конференция завершилась 2 августа 1945 года - ровно за месяц до окончания самой Второй мировой войны и капитуляции Японии.

Потсдамская конференция, проходившая в пригороде Берлина (17 июля — 2 августа 1945 г.), стала последней за годы войны конференцией глав правительств СССР, США и Великобритании. Советскую делегацию возглавлял И. , американскую после смерти Ф. Рузвельта в апреле — президент Г. Трумэн, английскую — премьер-министр У. Черчилль, а с 28 июля после победы на парламентских выборах лейбористской партии К. Эттли. В работе конференции, которая проходила во дворце Цецилиенхоф, принимали участие также руководители внешнеполитических ведомств великих держав, военные представители.

Главное место в работе Потсдамской конференции заняла проблема Германии. Были согласованы основные принципы совместной политики к этой стране. Предусматривалось разоружение и демилитаризация страны. Прядок осуществления контроля над ее территорией требовал полной денацификации, демилитаризации, демонополизации, демократизации (четыре «Д»). Подчеркивалась необходимость ликвидации военных и полувоенных формирований, отмены нацистских законов. Военные преступники предавались суду. Но союзники указывали, что «не намерены уничтожать или ввергнуть в рабство немецкий народ». Сталин и западные лидеры также воздержались от выдвижения планов раздела Германии. Учреждались органы самоуправления по всей стране, хотя центрального правительства было решено пока не создавать. В экономическом плане на период оккупации было решено рассматривать Германию как единое целое, включая денежную систему. Промышленность страны должна была перейти исключительно на мирные рельсы.

Дискуссии развернулись вокруг вопроса о репарациях с Германии. В конечном итоге был одобрен позональный принцип взимания репараций — каждой державой из своей зоны оккупации. Кроме этого для СССР было предусмотрено частичное получение репараций из западных зон. СССР обязывался передать часть репараций Польше. Военно-морской флот Германии делился в равных пропорциях между тремя державами-победительницами. Делился и торговый флот.

В Потсдаме, также как ранее и в Ялте, вновь встал вопрос о будущем Польши. Сталин настоял на том, чтобы в Потсдам прибыли польские представители во главе с Б. Берутом, которые подтвердили свою позицию относительно западных границ государства и обещали проведение в стране демократических выборов. Американская делегация поддержала советские предложения о новой западной границе Польши. Было решено начать про-цесс передачи Польше восточногерманских земель. Американская и британская делегации подтвердили также свое согласие о передаче СССР города Кенигсберга (с 1946 г. Калининграда) с прилегающими территориями.

На конференции был поднят вопрос о Турции, а также возможности основания советской базы в Черноморских проливах. СССР считал также несправедливой границу между двумя государствами, проведенную после окончания Гражданской войны в России, отторгавшую в пользу Турции область Карса и прилегающие районы. Но предложения о советских базах и изменениях в советско-турецкой границе были отвергнуты. Делегации великих держав обсудили проблему опеки ряда территорий, в том числе бывших колоний Италии. Однако Великобритания и США намеревались осуществлять здесь контроль своими силами, без участия СССР.

На Берлинской конференции стороны разрешили и ряд других проблем, касающихся контрольных комиссий в Румынии, Болгарии и Венгрии, переселения немецкого населения из Польши, Чехословакии и Венгрии, вывода союзных войск из Ирана. Они еще раз обсудили проблему участия СССР в войне с Японией. 17 июля Сталин заявил, что Советский Союз будет готов открыть боевые действия в середине августа.

Переговоры в Потсдаме показали, что разногласия между союзниками стали проявляться все чаще, и, тем не менее, сохранялась возможность разрешать их путем компромиссов. Такой подход, несомненно, отвечал интересам мирного сосуществования государств с различной социально-политической системой в послевоенном мире. Однако здесь же на Потсдамской конференции возник новый фактор, кардинально изменивший само представление о будущей безопасности — успешное испытание американской атомной бомбы. 24 июля в разговоре со Сталиным, Трумэн сообщил, что у США появилось новое оружие невиданной ранее разрушительной силы. Сталин, сделал вид, что не понял значения этого события, хотя знал об американском ядерном проекте и торопил советских ученых, занимавшихся подобными разработками. Применение атомного оружия преследовало двоякую цель — с одной стороны, показать Японии, что ее ожидает в случае продолжения войны, а, с другой, продемонстрировать американскую мощь перед Советским Союзом, что могло побудить его согласиться с американской точкой зрения по широкому кругу международных вопросов.

ИЗВЛЕЧЕНИЯ ИЗ РЕШЕНИЙ ПОТСДАМСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

(...) III. О ГЕРМАНИИ

...А. Политические принципы

1. В соответствии с соглашением о контрольном механизме в Германии верховная власть в Германии будет осуществляться главнокомандующими вооруженных сил Союза Советских Социалистических Республик, Соединенных Штатов Америки, Соединенного Королевства и Французской республики, каждым в своей зоне оккупации, по инструкциям своих соответствующих правительств, а также совместно по вопросам, затрагивающим Германию в целом, действующими в качестве членов Контрольного Совета.

2. Поскольку это практически осуществимо, должно быть одинаковое обращение с немецким населением по всей Германии.

3. Целями оккупации Германии, которыми должен руководствоваться Контрольный Совет, являются:

I) полное разоружение и демилитаризация Германии и ликвидация всей германской промышленности, которая может быть использована для военного производства, или контроль над ней. С этими целями:

а) все сухопутные, морские и воздушные вооруженные силы Германии, СС, СА, СД и гестапо со всеми их организациями, штабами и учреждениями, включая генеральный штаб, офицерский корпус, корпус резервистов, военные училища, организации ветеранов войны и все другие военные и полувоенные организации, вместе с их клубами и ассоциациями, служащими интересам поддержания военных традиций в Германии, будут полностью и окончательно упразднены, дабы навсегда предупредить возрождение или реорганизацию германского милитаризма и нацизма;

в) все вооружение, амуниция и орудия войны и все специализированные средства для их производства должны находиться в распоряжении союзников или должны быть уничтожены. Поддержание и производство всех самолетов и всякого вооружения, амуниции и орудий войны будет предотвращено (...)

III) уничтожить национал-социалистскую партию и ее филиалы и подконтрольные организации, распустить все нацистские учреждения, обеспечить, чтобы они не возродились ни в какой форме, и предотвратить всякую нацистскую и милитаристскую деятельность или пропаганду...

4. Все нацистские законы, которые создали базис для гитлеровского режима, или которые установили дискриминацию на основе расы, религии или политических убеждений, должны быть отменены. Никакая такая дискриминация правовая, административная или иная, не будет терпима.

5. Военные преступники и те, кто участвовал в планировании или осуществлении нацистских мероприятий, влекущих за собой или имеющих своим результатом зверства или военные преступления, должны быть арестованы и преданы суду. Нацистские лидеры, влиятельные сторонники нацистов и руководящий состав нацистских учреждений и организаций и любые другие лица, опасные для оккупации и ее целей, должны быть арестованы и интернированы.

6. Все члены нацистской партии, которые были больше, чем номинальными участниками ее деятельности, и все другие лица, враждебные союзным целям, должны быть удалены с общественных или полуобщественных должностей и с ответственных постов в важных частных предприятиях. Такие лица должны быть заменены лицами, которые по своим поли-тическим и моральным качествам считаются способными помочь в развитии подлинно демократических учреждений в Германии...

8. Судебная система будет реорганизована в соответствии с принципами демократии, правосудия на основе законности и равноправия всех граждан, без различия расы, национальности и религии.

9. Управление в Германии должно проводиться в направлении децентрализации политической структуры и развития на местах чувства ответственности. С этой целью:

Во всей Германии должны разрешаться и поощряться все демократические политические партии с предоставлением им права созыва собраний и публичного обсуждения...

Пока что не будет учреждено никакого центрального германского правительства. Однако, несмотря на это, будут учреждены некоторые существенно важные центральные германские административные департаменты, возглавляемые государственными секретарями, в частности, в областях финансов, транспорта, коммуникаций, внешней торговли и промышленности. Эти департаменты будут действовать под руководством Контрольного Совета...

ПОТСДАМСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ

Заявление глав правительств Соединенных Штатов, Соединенного Королевства и Китая от 26 июля 1945 г.

1. Мы, президент Соединенных Штатов, президент Национального правительства Республики Китай и премьер-министр Великобритании, представляющие сотни миллионов наших соотечественников, совещались и согласились в том, что Японии следует дать возможность окончить эту войну...

5. Ниже следуют наши условия. Мы не отступим от них. Выбора никакого нет. Мы не потерпим никакой затяжки.

6. Навсегда должны быть устранены власть и влияние тех, которые обманули и ввели в заблуждение народ Японии, заставив его идти по пути всемирных завоеваний, ибо мы твердо считаем, что новый порядок мира, безопасности и справедливости будет невозможен до тех пор, пока безответственный милитаризм не будет изгнан из мира.

7. До тех пор, пока такой новый порядок не будет установлен, и до тех пор, пока не будет существовать убедительное доказательство, что способность Японии вести войну уничтожена,- пункты на японской территории, которые будут указаны союзниками, будут оккупированы для того, чтобы обеспечить осуществление основных целей, которые мы здесь излагаем.

8. Условия Каирской декларации будут выполнены и японский суверенитет будет ограничен островами Хонсю, Хоккайдо, Кюсю, Сикоку и теми менее крупными островами, которые мы укажем.

9. Японским вооруженным силам после того, как они будут разоружены, будет разрешено вернуться к своим очагам с возможностью вести мирную и трудовую жизнь.

10. Мы не стремимся к тому, чтобы японцы были порабощены как раса или уничтожены как нация, но все военные преступники, включая тех, которые совершили зверства над нашими пленными, должны понести суровое наказание. Японское правительство должно устранить все препятствия к возрождению и укреплению демократических тенденций среди японского народа. Будут установлены свобода слова, религии и мышления, а также уважение к основным человеческим правам.

11. Японии будет разрешено иметь такую промышленность, которая позволит поддержать ее хозяйство и взыскать справедливые репарации натурой, но не те отрасли промышленности, которые позволят ей снова вооружиться для ведения войны. В этих целях будет разрешен доступ к сырьевым ресурсам, в отличие от контроля над ними. В конечном счете Японии будет разрешено принять участие в мировых торговых отношениях.

12. Оккупационные войска союзников будут отведены из Японии, как только будут достигнуты эти цели и как только будет учреждено мирно настроенное и ответственное правительство в соответствии со свободно выраженной волей японского народа.

13. Мы призываем правительство Японии провозгласить теперь же безоговорочную капитуляцию всех японских вооруженных сил и дать надлежащие и достаточные заверения в своих добрых намерениях в этом деле. Иначе Японию ждет быстрый и полный разгром.

Глав представительств главных держав — победительниц во Второй мировой войне проходила с 17 июля по 2 августа 1945 года во Дворце Цецилиенхоф в Потсдаме — пригороде Берлина. Конференция закрепила победу стран антигитлеровской коалиции над фашистской Германией и обсудила проблемы послевоенного устройства Европы.

Советскую делегацию возглавлял председатель Совета народных комиссаров СССР, председатель Государственного комитета обороны СССР Иосиф Сталин, американскую — президент Гарри Трумэн, британскую — сначала премьер-министр Уинстон Черчилль, а с 28 июля, после смены консервативного правительства в Великобритании лейбористским, — Клемент Эттли.

В самом начале Берлинской конференции был одобрен американский проект создания Совета министров иностранных дел Великобритании, СССР, Китая, Франции и США — пяти государств, постоянных членов Совета Безопасности ООН.

Подписано соглашение о политических и экономических принципах координированной политики в отношении Германии в период союзного контроля над ней с целью выполнения декларации о Германии, принятой Крымской конференцией.

Центральное место в переговорах заняла германская проблема. Было принято решение о полном разоружении и демилитаризации Германии, упразднении всех ее вооруженных сил, СС, СА, СД и гестапо, ликвидации военной промышленности.

Политические принципы соглашения также предусматривали уничтожение национал-социалистской партии, ее филиалов и подконтрольных организаций, отмену всех нацистских законов и предание суду всех военных преступников.

В то же время предусматривалась реконструкция политической жизни Германии на демократической основе. В Потсдаме, в отличие от Крымской (Ялтинской) конференции 1945 года, не рассматривался вопрос о расчленении Германии. В решениях Потсдамской конференции говорилось, что союзные державы "не намерены уничтожить или ввергнуть в рабство немецкий народ".

Конференция предусмотрела также реорганизацию судебной системы на основе законности и равноправия всех граждан без различия расы, национальности и религии; восстановление по всей Германии местного самоуправления на демократических началах и создание общегерманских экономических департаментов, которые должны были служить базой для образования общегерманского демократического правительства.

Разногласия возникли при обсуждении вопроса о репарациях — возмещении побежденным государством, по вине которого возникла война, убытков, понесенных государствами-победителями. Однако СССР и США удалось выработать компромиссное решение, в соответствии с которым Советский Союз получал репарации из своей зоны оккупации и за счет германских вложений за границей (а также дополнительно 25% промышленного оборудования из западных зон).

Самая воинственная часть Германии — Восточная Пруссия была ликвидирована. Ее земли были поделены между Советским Союзом и Польшей.

Было принято предложение Сталина о польско-германской границе по рекам Одер и Нейса, хотя Черчилль решительно выступал против расширения Польши на запад. К Польше отходили также Данциг (Гданьск) и большая часть Восточной Пруссии. Кенигсберг (с 1946 года — Калининград) с прилегающим к нему районом передавался СССР.

На Потсдамской конференции также были приняты решения об упорядоченном перемещении германского населения из Польши, Чехословакии и Венгрии.

Серьезные трения возникли при обсуждении темы мирного урегулирования с некоторыми бывшими союзниками Германии. Советской стороной было подтверждено обязательство об участии СССР в войне против Японии (СССР вступил в войну 9 августа 1945 года).

Решения Потсдамской конференции были направлены на демократическое урегулирование послевоенных проблем и более 40 лет являлись фундаментом территориально-политического устройства на Европейском континенте.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Окончание войны в Европе, разгром и капитуляция фашистской Германии со всей остротой поставили перед великими державами - СССР, США и Англией - ряд сложных внешнеполитических проблем. Необходимо было срочно согласовать их позиции в отношении побеждённой Германии в области политики, экономики, решить вопрос о германо-польской границе. Нуждалась также в согласовании политика трёх держав в отношении бывших союзников и сателлитов гитлеровской Германии и по ряду других проблем.

Народы Европы, перенёсшие невероятные страдания во время Второй мировой войны, с нетерпением ждали принятия по этим вопросам таких решений, которые привели бы к искоренению фашизма и милитаризма в Германии, предотвратили бы опасность развязывания ею новой войны и на базе принципов демократии и справедливости обеспечили бы урегулирование всех нерешённых проблем. Для этого необходима была новая конференция руководителей трёх держав - СССР, США и Великобритании.

Подготовка конференции началась сразу после капитуляции Германии. Особенно торопилось английское правительство, считая, что, чем раньше будет созвана конференция, тем сильнее будут на ней позиции Англии и США. Черчилль спешил ещё и потому, что в начале июля предстояли парламентские выборы. Не будучи уверен в том, как проголосуют английские избиратели, он стремился ещё до выборов принять участие во встрече руководителей трёх держав.

Однако американское правительство предложило назначить конференцию на середину июля 1945 года. Именно на это время в Соединённых Штатах Америки намечалось испытание первой атомной бомбы. По-видимому, США считали, что главным козырем для них на конференции послужит именно оно.

На предстоящей конференции английское правительство намеревалось занять по всем вопросам самую жёсткую позицию и попытаться навязать Советскому Союзу свои условия. Черчилль хотел, особенно на заключительной стадии, «дать бой» советской делегации. Он даже не пытался скрыть, что готов скорее пойти на «открытый разрыв», чем согласиться на предложения СССР относительно западной границы Польши.

Президент США также предполагал занять на конференции жёсткую позицию, но в тех условиях не считал возможным идти так далеко, как Черчилль. В известной мере это объяснялось тем обстоятельством, что Соединённые Штаты Америки ещё вели войну с Японией. Поэтому правительство США не считало возможным пойти на обострение отношений с СССР, так как нуждалось в его участии в разгроме японских агрессоров.

Правительства трёх держав выразили единое мнение, что наиболее подходящим местом для проведения конференции является Берлин. Однако, вследствие того, что он был сильно разрушен, решили провести конференцию вблизи Берлина, в Потсдаме.

Потсдамская конференция открылась 17 июля. Делегацию Советского Союза возглавлял И.В. Сталин, Соединённых Штатов Америки - Г. Трумэн, Англии - У. Черчилль, а с 28 июля - новый премьер К. Эттли. Сюда же прибыли министры иностранных дел трёх держав: В. М. Молотов, Дж. Бирнс и А. Иден (впоследствии его сменил Э. Бевин), а также другие дипломатические и военные деятели.

Главным вопросом, обсуждавшимся в Потсдаме, был германский. После разгрома и безоговорочной капитуляции Германия была оккупирована войсками союзников, которые осуществляли в ней верховную власть. Требовалось безотлагательно наметить будущее этой страны, согласовать политику оккупирующих держав, определить цели оккупации, а также решить ряд других важных политических и экономических проблем. Не были установлены границы Германии, она не имела ни правительства, ни каких-либо органов общегосударственной власти. Экономика страны находилась в состоянии разрухи. Тотальная война, которую вели гитлеровцы, довела её до полного краха.

При обсуждении вопроса, что же, собственно, представляет собой сейчас Германия, Сталин отметил, что трудно дать иное определение, кроме как «разбитая страна».

Опираясь на решения по Германии, принятые тремя державами на Крымской конференции, в Европейской консультативной комиссии и на первых заседаниях Контрольного совета в Германии, представители СССР, США и Англии рассмотрели мероприятия по демилитаризации, денацификации и демократизации Германии, а также многие другие важнейшие вопросы.

В Потсдаме были приняты «Политические и экономические принципы, которыми необходимо руководствоваться при обращении с Германией в начальный контрольный период». Целью этого соглашения являлось развитие Германии как демократического и миролюбивого государства. «Германский милитаризм и нацизм будут искоренены, - говорилось в заключительном коммюнике конференции, - и Союзники, в согласии друг с другом, сейчас и в будущем, примут и другие меры, необходимые для того, чтобы Германия никогда больше не угрожала своим соседям или сохранению мира во всем мире». В то же время три державы заявляли, что они не собираются уничтожить или ввергнуть в рабство немецкий народ. Они провозглашали своё намерение дать народу Германии возможность осуществить реконструкцию своей жизни на демократической и мирной основе, с тем чтобы со временем он смог занять место среди свободных и миролюбивых народов мира.

В развитие решений Крымской конференции в Потсдаме была достигнута договорённость, что цель оккупации Германии - полное разоружение и демилитаризация её, а также ликвидация всей германской промышленности, которая может быть использована для военного производства, или контроль над ней. Чтобы навсегда предупредить возрождение германского милитаризма и фашизма, было решено распустить все сухопутные, морские и воздушные вооружённые силы Германии, СС, СА, СД и гестапо со всеми их организациями, включая генеральный штаб, а также другие военные и полувоенные организации, служившие интересам поддержания военных традиций. Все вооружение подлежало передаче союзникам или уничтожению, производство оружия, военного снаряжения и орудий войны, а также всех типов самолётов и морских судов запрещалось.

Решения Потсдамской конференции предусматривали уничтожение национал-социалистской партии и подконтрольных ей организаций, предупреждение их возрождения в любой форме и предотвращение всякой фашистской деятельности или пропаганды. Отменялись все фашистские законы. Активные члены национал-социалистской партии удалялись с ответственных постов в общественных организациях и на предприятиях. В то же время разрешались и поощрялись все демократические партии, свободные профсоюзы, населению Германии предоставлялась свобода слова и печати в рамках оккупационного режима.

Устанавливалось, что Германия в период оккупации должна рассматриваться как единое экономическое целое. Это касалось промышленности и сельского хозяйства, зарплаты и цен, импорта и экспорта, денежной системы и налогов, транспорта и коммуникаций. Предусматривалось создание центральных административных департаментов в области финансов, транспорта, коммуникаций, внешней торговли и промышленности.

В Потсдаме было подтверждено, что в начальный контрольный период верховная власть в Германии будет осуществляться главнокомандующими вооружёнными силами СССР, США, Англии и Франции соответственно в их зонах оккупации. По вопросам, общим для всей Германии, они должны были действовать совместно как члены Контрольного совета.

Советская делегация внесла предложение, чтобы главный арсенал германского милитаризма - Рурская промышленная область - в административном отношении была поставлена под совместный контроль США, Великобритании, СССР и Франции, а управление ею осуществлял Союзный совет из их представителей. Однако Соединённые Штаты Америки и Англия не согласились допустить СССР к контролю над Руром. В их правящих кругах начал рассматриваться вопрос, как превратить Германию в форпост против Советского Союза и использовать в своих интересах её военно-экономический потенциал, сосредоточенный главным образом в западных зонах оккупации.

Одним из вопросов, который наглядно выявил империалистическую сущность политики США и Англии и вызвал острую дискуссию, был вопрос о репарациях. Согласованное решение по нему было достигнуто лишь в самом конце конференции. Репарации должны были явиться средством экономического разоружения Германии и одновременно средством частичного возмещения ущерба, причинённого государствам - жертвам агрессии. Ещё в Ялте была достигнута договорённость, что Германия обязана возместить ущерб, причинённый ею другим государствам в ходе войны, причём США согласились с предложением Советского Союза о сумме репараций в 20 миллиардов долларов в качестве базы для обсуждения в репарационной комиссии. Теперь, на Потсдамской конференции, правительство США отреклось от своей прежней позиции по этому вопросу.

Территория Соединённых Штатов Америки не подвергалась оккупации гитлеровскими войсками, напротив, американские монополии, как и в Первую мировую войну, разбогатели на военных поставках. Естественно, США не могли выставить особых репарационных претензий к Германии, а тот факт, что СССР был заинтересован в том, чтобы в результате получения репараций в какой-то степени возместить ущерб, причинённый ему нашествием фашистских варваров, мало беспокоил американские правящие круги. Скорее наоборот. Они даже рассчитывали использовать испытываемые Советским Союзом трудности, чтобы попытаться навязать ему по ряду вопросов выгодные для себя решения. Кроме того, они не хотели, чтобы изыманием репараций произошло ослабление позиций германской буржуазии, опасаясь, что это скажется на соотношении классовых сил в Германии.

Американская делегация высказалась против установления определённой суммы репараций. Вместе с тем она внесла следующее предложение: каждая из оккупационных держав будет взимать репарации в своей зоне. Фактически это означало, что СССР должен был иметь самые невыгодные условия для получения репараций. Важнейшие промышленные районы и военно-экономические центры Германии, которые могли бы обеспечить поступление репараций, находились в западных зонах. Нельзя не учитывать и то обстоятельство, что американские войска, в ходе военных действий заняв часть советской зоны, вывезли оттуда значительное количество промышленного оборудования и другого имущества, угнав в том числе 20 тыс. железнодорожных вагонов.

Немецко-фашистские агрессоры причинили народному хозяйству СССР огромный ущерб. Тем не менее репарационные требования Советского Союза были самыми скромными. «Мы потеряли очень много оборудования в этой войне, страшно много, - отмечал на конференции И.В. Сталин. - Надо хоть одну двадцатую часть возместить». Даже буржуазные исследователи признавали требования Советского правительства справедливыми. Так, западногерманский автор В. Мариенфельд характеризовал сумму советских репарационных претензий в 10 миллиардов долларов как вполне понятную, законную и не вызывающую сомнений, если соразмерить её с масштабом военных опустошений в СССР.

Представители США и присоединившаяся к ним делегация Великобритании заняли по вопросу о репарациях Советскому Союзу из западных зон, по сути дела, обструкционистскую позицию. Так, 30 июля государственный секретарь США Бирнс увязал проблему репараций СССР с урегулированием вопроса о западной границе Польши и установлением тремя великими державами дипломатических отношений с Румынией, Болгарией, Венгрией и Финляндией. В конце концов было решено, что репарационные претензии США, Англии и других стран, имевших право на репарации, будут удовлетворены из западных зон и за счёт германских вложений за границей.

Репарационные претензии СССР подлежали удовлетворению из советской зоны оккупации Германии. Кроме того, Советский Союз должен был получать 25 процентов того промышленного оборудования, которое будет изъято в репарационных целях из трёх западных зон оккупации Германии (10 процентов безвозмездно и 15 процентов в обмен на продовольствие, уголь, лесоматериалы, нефтепродукты и другие товары). Из своей доли СССР согласился удовлетворить репарационные претензии Польши.

В острой дискуссии проходило обсуждение судьбы германского военно-морского и торгового флота. Черчилль, по существу, пытался отделить эту проблему от решения вопроса об общем возмещении ущерба, причинённого Германией другим странам. Он хотел разделить германский флот в соответствии с тем, сколько кораблей каждая из трёх держав потеряла в ходе войны. Эта попытка не увенчалась успехом: было решено поделить военно-морской и торговый флот Германии поровну между СССР, Англией и США. Большинство германских подводных лодок по предложению Великобритании подлежало уничтожению.

На конференции снова встал вопрос о Восточной Пруссии, неоднократно служившей германским агрессорам плацдармом для экспансии на Восток. Глава Советского правительства выдвинул предложение о передаче Союзу ССР района Кенигсберга и напомнил, что «президент Рузвельт и господин Черчилль ещё на Тегеранской конференции дали своё согласие на этот счёт, и этот вопрос был согласован между нами». Представители США и Англии согласились с советским предложением.

Обсуждался также вопрос о наказании фашистских военных преступников. В решениях конференции провозглашалось, что военные преступники и те, кто участвовал в планировании или осуществлении мероприятий, влекущих за собой или имеющих своим результатом зверства или военные преступления, должны быть арестованы и преданы суду. Это решение отражало справедливые требования народов, понёсших страшные жертвы и неимоверные лишения в результате преступных действий германских фашистов, которые, развязав войну, истребили и угнали в рабство миллионы людей, совершили бесчисленные злодеяния против человечества.

Много времени и усилий потребовала выработка согласованной позиции в отношении Польши. Прежде всего рассматривался вопрос о польском эмигрантском правительстве в Лондоне. 5 июля США и Англия признали польское Временное правительство национального единства, созданное в соответствии с решениями Крымской конференции.

Однако эмигрантское правительство в Лондоне во главе с Т. Арцишевским не торопилось сворачивать свою деятельность. По предложению советской делегации было принято решение, в котором констатировалось, что бывшего польского правительства в Лондоне «больше не существует». Тем самым судьба правительства Арцишевского была окончательно решена.

Потсдамским соглашением была установлена новая польско-германская граница по линии Одер - Западная Нейсе, которая начиналась от Балтийского моря чуть западнее Свинемюнде (включая город Штеттин в состав Польши). Установление этой границы было подкреплено решением конференции о переселении немецкого населения, оставшегося в Польше, а также в Чехословакии и Венгрии.

Важное место в работе конференции заняло согласование политики трёх держав в отношении европейских стран, воевавших на стороне Германии, но затем порвавших с ней. Вопрос этот был поставлен американской делегацией ещё на первом заседании конференции. Трумэн предложил поддержать ходатайство Италии - одного из главных союзников германского фашизма - о вступлении в Организацию Объединённых Наций. Он также считал желательным прекращение действия условий капитуляции Италии. В то же время президент потребовал немедленной реорганизации правительств Румынии и Болгарии.

В решениях Потсдамской конференции указывалось, что три правительства считают желательным, чтобы теперешнее аномальное положение Италии, Румынии, Болгарии, Венгрии и Финляндии было прекращено заключением мирных договоров. Далее говорилось, что заключение таких договоров с признанными демократическими правительствами этих стран сделает возможным поддержать их просьбу о принятии в члены ООН.

При обсуждении спорных вопросов правительство США пускало в ход и «тяжёлую артиллерию». И в этом особая роль отводилась шантажу атомной бомбой. 16 июля, в день прибытия американской делегации в Берлин, поступило краткое сообщение, что рано утром успешно произведён атомный взрыв. Американцы проинформировали об этом Черчилля. 21 июля специальный курьер доставил в Потсдам подробную информацию о взрыве. Это сразу же повлияло на позиции делегации США. Когда на следующий день военный министр США Г. Стимсон ознакомил с ней Черчилля, тот отметил, что теперь ему понятно, почему так изменилось поведение Трумэна, занявшего жёсткую позицию.

Британский премьер считал полезным проинформировать о бомбе советскую делегацию, чтобы в переговорах использовать это как аргумент в свою пользу. Характеризуя настроения Черчилля, начальник британского имперского генерального штаба А. Брук отметил в своём дневнике, что премьер уже видел себя способным уничтожить все промышленные центры и население России.

23 июля из США поступили сведения, что первая атомная бомба будет готова для применения в начале августа. Хотя эту бомбу намечалось сбросить на Японию, решено было использовать её и как средство политического давления на СССР. Государственный секретарь США Бирнс полагал, что наличие такого оружия может сделать Россию более сговорчивой. Так было положено начало пресловутой американской «атомной дипломатии».

24 июля после заседания конференции президент Трумэн с подчёркнуто важным видом направился к главе советской делегации Сталину и сообщил ему, что американцы создали новую бомбу исключительной разрушительной силы.

Однако он был вынужден с огорчением констатировать, что это не произвело особого впечатления на его собеседника. «Русский премьер, - писал впоследствии Трумэн, - не проявил какого-либо интереса». Рассчитанный американцами ход явно не удался. Кое-кто из англичан и американцев поспешил с выводами, будто Сталин не в состоянии понять, о каком открытии тут идёт речь. Но они ошибались. Маршал Советского Союза Г. К. Жуков вспоминал, как И. В. Сталин, вернувшись с заседания, в его присутствии передал В. М. Молотову свой разговор с Трумэном и принял решение дать указание Курчатову «об ускорении нашей работы».

На конференции обсуждался и вопрос о скорейшем завершении войны на Дальнем Востоке, то есть о разгроме японских агрессоров. США проявляли большую заинтересованность в том, чтобы СССР принял участие в борьбе против Японии, опасаясь, что иначе война с ней затянется и потребует от США больших жертв и усилий.

Советская делегация подтвердила, что СССР выполнит взятые на себя обязательства и в установленный срок примет участие в разгроме дальневосточного агрессора. Был согласован также ответ Советского правительства на полученное им обращение правительства Японии, стремившегося любой ценой избежать безоговорочной капитуляции. Правительства США, Англии и Китая 26 июля опубликовали декларацию, в которой потребовали от Японии немедленной безоговорочной капитуляции. Все принятые на Потсдамской конференции решения были зафиксированы в протоколе, подписанном главами правительств трёх стран.

Успешное завершение Потсдамской конференции явилось наглядным доказательством того, что три державы, сотрудничавшие в годы войны в борьбе против общего врага, при желании могут, несмотря на имеющиеся серьёзные различия в их позициях, найти основу для сотрудничества и в мирное время.

Потсдамская конференция вошла в историю как событие огромного международного значения. Принятые на ней исторические решения соответствовали освободительному, антифашистскому характеру войны, которую вели народы трёх держав и союзных с ними стран. Она явилась важнейшим поворотным пунктом от войны к миру в Европе.